Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2012 года и данные формы государственного статистического наблюдения "Итоги летней оздоровительной кампании 2012 года в Российской Федерации", сообщает следующее.
Несмотря на аномальные природные явления, которые существенно повлияли на ход летней кампании, а это прежде всего аномальная жара в начале лета и пожароопасная обстановка в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также чрезвычайная ситуация и ее последствия, связанные с обильными осадками в районе г. Крымска и п. Новомихайловский Краснодарского края, в целом удалось реализовать стоящие задачи по организации безопасного летнего отдыха детей и эффективному их оздоровлению.
По итогам летней оздоровительной кампании 2012 года выраженный оздоровительный эффект отмечен у 88% детей (в 2011 г. - 86,6%), слабый оздоровительный эффект получили - 10,4% детей (в 2011 г. - 11,6%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 1,6% детей (в 2011 г. - 1,8%).
Самый высокий выраженный оздоровительный эффект - 96% получили дети, отдыхавшие в Краснодарском крае и Тюменской области.
Выраженный оздоровительный эффект с показателем свыше 90% зарегистрирован у детей в 28 субъектах Российской Федерации и у детей отдыхавших в лагерях ОАО "РЖД" (в 2011 г - в 15 регионах).
Выраженный оздоровительный эффект с показателем от 80 до 90% зарегистрирован у детей в 52 субъектах Российской Федерации (в 2011 г. - в 61 субъекте РФ).
В рамках реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей основное внимание было уделено выполнению региональных целевых программ, которые были разработаны в 63 субъектах Российской Федерации (76% регионов) в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова "О реализации Комплекса мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков" (от 25.11.2010 N АЖ-П12-8012).
В 3 регионах Российской Федерации проекты программ развития системы отдыха и оздоровления детей так и не были утверждены - в Ненецком автономном округе, в Ставропольском крае, Волгоградской области.
В рамках реализации программных задач на этапе подготовки к летней кампании 2012 года было капитально отремонтировано 396 оздоровительных учреждений и в 9 372 учреждениях проведены косметические ремонты.
Для 3 607 учреждений было закуплено оборудование для пищеблоков, а для 2 050 учреждений - оборудование для медицинских блоков.
Более 500 тысяч сотрудников оздоровительных учреждений прошли гигиеническую подготовку и аттестацию.
Было заключено около 50 тысяч договоров с поставщиками продуктов и организаторами питания.
Вместе с тем, в ряде регионов на начало летней кампании не были выполнены в полном объеме плановые мероприятия по улучшению материально-технического состояния оздоровительных учреждений в 2-х субъектах Российской Федерации (Забайкальский край - 4 учреждения и Свердловская область - 14 учреждений), в которых не были реализованы планы по закупке мебели и инвентаря, оборудования для пищеблоков и медицинских пунктов. Средний удельный вес выполненных планов-заданий по Российской Федерации на тот период составил 98,4%.
Не были своевременно выполнены все мероприятия в объеме выданных планов-заданий в таких субъектах Российской Федерации как Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Ленинградская область, Тамбовская область, Тюменская область.
Мероприятия, реализуемые в субъектах Российской Федерации, позволили реализовать плановые показатели:
- по количеству оздоровительных учреждений, принимавших детей в ходе летней оздоровительной кампании;
- по охвату детей летним отдыхом и оздоровлением.
В целом по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в ходе летней кампании всеми формами отдыха и оздоровления детей было охвачено 5 553 720 детей (планировалось охватить - 5 408 132 ребенка). План реализован на - 102,7%.
Общее количество лагерей, принимавших детей на отдых составило - 49 720 учреждений (планировалась работа - 49 483 учреждений). План реализован на - 100,5%.
Из общего числа детей, охваченных летним отдыхом и оздоровлением:
- 342 575 детей отдохнули в здравницах Черноморского и Азовского побережья;
- 493 737 детей отдохнули в здравницах, находящихся за пределами своего субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, летним отдыхом и оздоровлением было охвачено 1 476 862 ребенка из категории сирот и находящихся в трудной жизненной ситуации.
В ходе летней оздоровительной кампании 2012 года достаточно масштабно реализовывались программы по охвату детей различными формами отдыха.
По типам лагерей и количеству отдохнувших в них детей учреждения распределяются следующим образом:
- в 43 368 учреждений с дневным пребыванием (процент выполнения - 108,5%) отдохнуло 3 110 004 ребенка (процент выполнения - 101,1%);
- в 2 434 загородных лагерях (процент выполнения 98,7%) отдохнуло 1 456 583 ребенка (процент выполнения 101,0%);
- в 1 735 палаточных лагерях (выполнение - 102,2%) отдохнуло 157 253 ребенка (процент выполнения 103,8%);
- в 1 299 лагерях труда и отдыха (выполнение - 94,1%) отдохнуло - 54 776 детей (планировалось 60 771, план выполнен на 90,1%);
- в 419 санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия (планировалось - 421 учреждение, план выполнен на - 99,5%) отдохнуло - 256 817 детей (планировалось 283 867 детей, план выполнен на 90,5%);
- в 399 детских санаториях (план выполнен на 101,0%) отдохнуло 195 712 детей (план выполнен на 104,6%).
Несвоевременная подготовка 56 лагерей (Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Липецкая, Московская, Ленинградская, Смоленская, Свердловская, Омская, Ростовская, Томская, Пензенская, Курганская области; Республики: Удмуртия, Тыва, Калмыкия; Хабаровский, Пермский и Забайкальский край; Ханты-Мансийский АО и Ненецкий АО, г. Москва) к летнему сезону, вынуждала собственников переносить сроки заездов от нескольких дней до периода целой смены.
В ходе летней кампании так и не приступили к работе 42 оздоровительных учреждения, в том числе:
- по причине незавершенного ремонта - 8 оздоровительных учреждений (Пермский и Забайкальский края, Московская, Ростовская, Кемеровская области, Республики Бурятия и Удмуртия).
- по причине нереализованных путевок - 28 учреждений (Амурская, Архангельская, Ленинградская области, г. Москва, Краснодарский край и др.).
- по причине смены собственника - 6 учреждений (Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Саратовская и Псковская области).
В ходе летней кампании 2012 года было зафиксировано 8 случаев несанкционированного открытия детских лагерей: в г. Москве - 4 учреждения, в Свердловской области, Ханты-Мансийскому АО, Республике Тыва - по 1 учреждению.
Кроме этого, в ряде детских оздоровительных учреждений регистрировались аварийные ситуации на системах водоснабжения и подачи электроэнергии (Свердловская область - в 2-х учреждениях, Саратовская область - в 3-х учреждениях).
Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2012 году, свидетельствуют о том, что, не смотря на готовность учреждений перед началом их работы, отдельным администрациям не удалось обеспечить должное санитарно-эпидемиологическое благополучие в летних оздоровительных учреждениях.
Наибольшее количество нарушений по условиям размещения детей было выявлено в оздоровительных учреждениях Приволжского (30%) и Центрального федерального округа (23,1%).
В 2012 году было проведено 221364 лабораторных исследований продовольственного сырья и готовой продукции.
Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб продовольственного сырья отмечался:
- по санитарно-химическим показателям (среднероссийский показатель - 1,3%) в Архангельской, Владимирской, Курганской областях, Республиках Ингушетия, Татарстан, Хакасия, Ямало-Ненецком автономном округе, Камчатском, Хабаровском краях;
- по микробиологическим показателям (среднероссийский показатель - 1,7%) в Брянской, Смоленской, Тверской, Ленинградской, Псковской, Волгоградской, Пензенской, Омской областях, Республиках Ингушетия, Хакасия, Приморском, Хабаровском краях, ОАО "РЖД".
Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб готовых блюд отмечался:
- по санитарно-химическим показателям (среднероссийский показатель - 1,2%) в Республиках Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Курганской, Свердловской областях, Ханты-Мансийском, Чукотском автономных округах;
- по микробиологическим показателям (среднероссийский показатель - 2,8%) в г. Москве, Архангельской области, Ненецком автономном округе, Республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Пермском, Забайкальском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях;
- по несоответствию калорийности блюд гигиеническим требованиям (среднероссийский показатель - 5,2%) в Брянской, Владимирской, Ивановской, Смоленской, Новгородской, Свердловской, Сахалинской областях, Республиках Башкортостан, Хакасия, Саха (Якутия), Забайкальском крае.
Проведено 337 491 микробиологическое исследование смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП), из которых 8 314 (2,5%) дали положительные результаты.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, за выявленные нарушения санитарного законодательства было составлено 31 833 протокола об административном правонарушении, вынесено 29 622 штрафа на сумму более 64 млн. рублей.
В суды с ходатайством об административном приостановлении деятельности было передано 63 материала, из них работа 25 объектов была приостановлена из-за нарушений требований санитарного законодательства (Чувашская Республика - 5; Пермский край - 3, Саратовская, Липецкая, Костромская области и Приморский край - по 2 и др.).
Возбуждено 7 983 дела об административном правонарушении, из которых 329 - передано в суды для принятия решения.
За невыполнение санитарно-эпидемиологических требований от работы было отстранено 258 сотрудников учреждений отдыха и оздоровления детей.
В целях подготовки детских оздоровительных учреждений к работе в 2013 году и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей необходимо:
1. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
1.1. Подготовить предложения руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
- по разработке в субъекте Российской Федерации региональных программ по развитию детского отдыха, созданию в детских оздоровительных учреждениях, включая палаточные лагеря, безбарьерной среды и условий для отдыха детей всех групп здоровья;
- по разработке комплекса мер по развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, с учетом климатических, природно-географических и социально-демографических условий региона;
- по рассмотрению на межведомственных комиссиях приоритетных вопросов подготовки к оздоровительному сезону (реализация мероприятий по материально-техническому обеспечению лагерей, в том числе обеспечение (оборудование) стационарных учреждений резервными (автономными) источниками электроснабжения, подготовка кадров, предназначенных к работе в лагерях и организационных мероприятиях по их медицинским осмотрам, гигиенической подготовке и аттестации);
- по формированию реестров организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с едиными требованиями к их составлению и ведению;
- по формированию реестров поставщиком пищевых продуктов и организаторов питания в учреждениях отдыха и оздоровления.
1.2. Принять дополнительные меры по усилению взаимодействия с заинтересованными ведомствами по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в период летнего отдыха.
1.3. Усилить лабораторный контроль за безопасностью питьевой воды, особенно из источников нецентрализованного водоснабжения.
1.4. Провести оценку правоприменительной практики в сегменте санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществляемой в управлениях, провести анализ показателей деятельности по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией отдыха и оздоровления детей.
2. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от организационно-правовой формы и имеющих на балансе детские оздоровительные учреждения:
- обеспечить своевременное и в полном объеме выполнение планов-заданий и реализацию мероприятий по улучшения материально-технической базы детских оздоровительных учреждений;
- принять дополнительные меры по организации питания детей и подростков в оздоровительных учреждениях;
- провести подготовительную работу, направленную на комплектование каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях;
- не допускать к работе в оздоровительных учреждениях сотрудников, не прошедших медицинское обследование.
- обеспечить проведение мероприятий по дератизации в 100 % оздоровительных учреждений перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства;
- ужесточить требования к поставщикам пищевой продукции и обеспечить контроль за принимаемыми ДОУ продуктами питания.
3. Обеспечить осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей с учетом их реального санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. Представить 29.01.2013 в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информацию о ходе выполнения планов-заданий.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 декабря 2012 г. N 01/14590-12-32 "Об итогах летней оздоровительной кампании 2012 года"
Текст письма официально опубликован не был