Приложение N 8
Примерная программа
повышения квалификации "Системы сигнализации, централизации и блокировки в условиях высокоскоростного движения поездов"
(утв. приказом Минтранса РФ от 5 сентября 2012 г. N 338)
1. Примерная программа повышения квалификации "Системы сигнализации, централизации и блокировки в условиях высокоскоростного движения поездов" разработана в соответствии с пунктом 5 раздела II Плана мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 1522-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 37, ст. 5281). Назначением учебной программы является повышение квалификации специалистов по сигнализации, централизации и блокировке, обеспечивающих высокоскоростное движение по железнодорожным магистралям.
2. Цель обучения:
изучение теоретических основ и современных проблем систем безопасности движения на железнодорожном транспорте;
приобретение навыков использования полученных знаний при обеспечении безопасности движения в ходе организации высокоскоростного железнодорожного движения.
3. Категория обучаемых:
специалисты дистанций сигнализации, централизации и блокировки, обслуживающие участки с высокоскоростным движением поездов.
4. Объем программы составляет 72 часа. Распределение учебного времени приведено в таблице к программе.
5. Форма обучения:
с отрывом от производства;
без отрыва от производства;
с частичным отрывом от производства.
6. Программа включает в себя изучение:
работы рельсовых цепей в условиях влияния заземляющих устройств;
работы рельсовых цепей и схем автоматической локомотивной сигнализации, многозначной локомотивной сигнализации непрерывного типа с фазоразностной модуляцией в условиях движения скоростных и высокоскоростных поездов;
особенностей отыскания повреждений в тональных рельсовых цепях;
термической устойчивости элементов рельсовых цепей при возросшем уровне тягового тока;
принципов построения и алгоритмов функционирования систем на примере электрической централизации стрелок и сигналов ЭЦ-12-90, электрической централизации с индустриальной системой монтажа;
методов отыскания повреждений в устройствах электрической централизации;
новых типов стрелочных переводов, переводимых и замыкающих устройств верхнего строения железнодорожного пути;
современных микропроцессорных и релейно-процессорных систем электрической централизации;
инструкций по сигнализации, по движению поездов и маневровой работе, по обеспечению безопасности движения при производстве работ по техобслуживанию и ремонту систем сигнализации, централизации и блокировки;
методических материалов по расследованию нарушений условий безопасности движения;
общих меры безопасности при производстве работ на железнодорожных путях в условиях обращения высокоскоростных поездов;
основных видов работ, последовательности выполнения, порядка оформления документации;
Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4359; 2011, N 3, ст. 555, N 33, ст. N 4943, N 47, ст. 6670; 2012, N 20, ст. 2571).
7. В процессе изучения программы обучаемые приобретают следующие навыки:
по организации и контролю работ по эксплуатации и ремонту систем управления и обеспечения безопасности движения поездов при осуществлении высокоскоростного движения;
по осуществлению технического обслуживания устройств сигнализации, централизации и блокировки в условиях высокоскоростного движения поездов;
по проведению диагностики отказов технических устройств сигнализации, централизации и блокировки и устранению неисправностей.
8. По результатам изучения программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Таблица
Распределение учебного времени
N п/п |
Наименование разделов, дисциплин и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
выездные занятия, стажировка, деловые игры |
практические, лабораторные, семинарские занятия |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Новая элементная база систем сигнализации, централизации и блокировки, особенности обслуживания и регулировки в условиях высокоскоростного движения поездов |
8 |
8 |
|
|
|
2 |
Особенности применения электронной и микропроцессорной техники в устройствах сигнализации, централизации и блокировки |
8 |
8 |
|
|
|
3 |
Рельсовые цепи и их работа при обращении высокоскоростного поезда |
8 |
8 |
|
|
|
4 |
Станционные рельсовые цепи, особенности эксплуатации в условиях обращения высокоскоростного движения поездов |
8 |
8 |
|
|
|
5 |
Станционные системы автоматики при обращении высокоскоростных поездов |
8 |
8 |
|
|
|
6 |
Перегонные системы автоматики и телемеханики. Система с централизованным и децентрализованным размещением аппаратуры. Особенности построения аппаратуры и эксплуатационного обслуживания. Информационные признаки отказов отдельных узлов систем |
8 |
8 |
|
|
|
7 |
Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля |
8 |
8 |
|
|
|
8 |
Техническое обслуживание устройств СЦБ в условиях высокоскоростного движения поездов |
12 |
8 |
|
4 |
|
9 |
Итоговая аттестация |
4 |
|
|
|
экзамен |
10 |
Итого |
72 |
64 |
|
4 |
|