Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета Министров
Союзного государства
от 12 декабря 2012 г. N 35
Итоговый отчет
о выполнении программы "Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства" на 2008-2010 годы
1. Общие сведения о Программе
Программа "Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства" на 2008-2010 годы (далее - Программа) утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 26 января 2008 года N 5.
Программа направлена на развитие Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (далее - ЕАИС ТКСГ).
Государственным заказчиком-координатором Программы определена ФТС России, государственными заказчиками - ГТК Республики Беларусь и ФТС России.
Предусмотрено осуществление координации работ по Программе государственными заказчиками через головные организации:
по ЕАИС таможенных органов Российской Федерации через Главный научно-информационный центр ФТС России (далее - ГНИВЦ);
по ЕАИС ГТК Республики Беларусь через Минскую центральную таможню (далее - МЦТ).
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 27 февраля 2009 года N 8 утверждена новая редакция Программы без изменения общего объема бюджетного финансирования Программы с изменением сроков реализации ее отдельных мероприятий.
В связи с активным развитием интеграционных процессов, как в рамках Союзного государства, так и в рамках Таможенного союза таможенное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь претерпевает постоянные изменения. Это требует внесений соответствующих изменений в программные средства ЕАИС ТКСГ, а также ЕАИС таможенных органов Российской Федерации и ЕАИС ГТК Республики Беларусь. Поэтому постановлением Совета Министров Союзного государства от 27 сентября 2010 года N 15 утверждена новая редакция Программы без изменения общего объема бюджетного финансирования Программы с изменением сроков реализации ее отдельных мероприятий, которая предусматривала открытость ЕАИС ТКСГ для организации информационного взаимодействия с информационными системами, создаваемыми в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан. В соответствии с данным постановлением завершение программных мероприятий предусмотрено в 2011 году.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы
Цель Программы - достижение качественно нового уровня организации таможенного администрирования на территории Союзного государства за счет создания и развития информационных технологий, реализующих общие таможенные процессы государств - участников Союзного государства.
Достижение качественно нового уровня организации таможенного администрирования на территории Союзного государства предусматривает выполнение задач повышения эффективности всех основных аспектов деятельности таможенных органов за счет внедрения перспективных информационных таможенных технологий.
Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
1. Разработка и модернизация автоматизированных подсистем и комплексов программных средств в составе ЕАИС ТКСГ, обеспечивающих контроль общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства.
2. Разработка и модернизация автоматизированных подсистем и комплексов программных средств в составе ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации.
3. Развитие интегрированной телекоммуникационной сети Таможенного комитета Союзного государства.
4. Техническое оснащение оборудованием и общесистемными программными средствами ГНИВЦ ФТС России, Минской центральной таможни, российских и белорусских таможенных органов для обеспечения сопряжения национальных автоматизированных систем в рамках подсистем ЕАИС ТКСГ.
5. Подготовка персонала таможенных органов работе на специализированных автоматизированных рабочих местах с подключением к подсистемам ЕАИС ТКСГ.
6. Организация и проведение испытаний, комиссионная приемка в опытную эксплуатацию подсистем ЕАИС ТКСГ на объектах пилотных зон в таможенных органах Беларуси и России.
3. Сведения о выполнении мероприятий Программы
В соответствии с утвержденным Программой перечнем мероприятий в ходе ее реализации выполнены следующие работы.
По мероприятию N 1 Программы
ФТС России и ГТК Республики Беларусь осуществлены разработка и модернизация автоматизированных подсистем и комплексов программных средств в составе ЕАИС ТКСГ, обеспечивающих контроль следующих общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства:
процесса оформления временного ввоза транспортных средств на территории государств - участников Союзного государства, учета выдачи удостоверений ввоза транспортных средств, помещаемых под данный режим (процедуру), их переоформления и закрытия;
процесса помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусматривающие вывоз данных товаров с таможенных территорий государств - участников Союзного государства без обязательства об обратном ввозе, а также контроль и подтверждение фактического вывоза данных товаров за пределы Российской Федерации и Республики Беларусь;
процесса поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации, необходимой для реализации общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства;
процесса поддержания функционирования национальных подсистем управления рисками в составе ЕАИС ТКСГ;
процесса контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых по таможенным территориям государств - участников Союзного государства в соответствии с процедурами таможенного транзита, предусмотренными национальными законодательствами, без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, в том числе процесса контроля за перемещением российских и белорусских товаров, перевозимых по суше между Калининградским регионом и остальной частью территории Союзного государства.
В ходе данных работ ФТС России выполнены разработка и модернизация программных средств интеграционного сегмента ЕАИС ТКСГ (подсистема контроля общих таможенных процессов, далее - ПКОП), позволяющих осуществить сопряжение автоматизированных информационных систем таможенных служб Российской Федерации и Республики Беларусь.
ГТК Республики Беларусь в рамках выполнения данного мероприятия осуществлены следующие работы:
расширен перечень нормативных справочников, поддерживаемых в базе данных автоматизированной информационной подсистемы поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации (далее - ПАСНСИ) на основе синхронизации центральной базой данных нормативной справочной информацией;
обеспечен прием, контроль и загрузка в базу данных сведений общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
организовано взаимодействие ПАСНСИ с автоматизированными информационными системами таможенных органов Республики Беларусь;
модернизированы процедуры оценки рисков по данным деклараций на товары, транзитной декларации, декларации таможенной стоимости и таможенной декларации на транспортное средство, в новых форматах и структурах, в которые вносились изменения в течение 2011 года;
обеспечена возможность использования в Автоматизированной информационной подсистемы управления рисками (далее - АИСУР) информации из Реестра перевозчиков, в отношении которых принято решение о лишении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Таможенного союза, Реестра плательщиков, имеющих не исполненное в установленный срок налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов, Реестра плательщиков, на имущество которых должен быть наложен арест;
модернизирована процедура формирования документов, образующихся в ходе проведения таможенного контроля, в соответствии с требованиями решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260;
модернизированы процедуры формирования отчетных форм;
обеспечена возможность конвертации профилей риска из новой подсистемы в действующую для обеспечения поэтапного внедрения новой в постоянную эксплуатацию;
обеспечено информационное взаимодействие АИСУР с другими информационными системами ЕАИС ГТК Республики Беларусь.
Мероприятие N 1 Программы выполнено в полном объеме.
По мероприятию N 2 Программы
В ходе выполнения данного мероприятия выполнены разработка и модернизация автоматизированных подсистем и комплексов программных средств в составе ЕАИС таможенных органов Российской Федерации и ЕАИС ГТК Республики Беларусь с целью обеспечения сопряжения интеграционного сегмента ЕАИС ТКСГ с данными информационными системами.
ФТС России разработаны следующие модули сопряжения автоматизированных подсистем и комплексов программных средств таможенных органов Российской Федерации с ЕАИС ТКСГ:
адаптер "Транзит ТКСГ";
адаптер "Временный ввоз ТКСГ";
адаптер "Фактический вывоз ТКСГ";
адаптер "НСИ ТКСГ";
адаптер "Риски ТКСГ".
ГТК Республики Беларусь в рамках реализации мероприятия выполнены следующие работы:
разработана "Концепция модернизации автоматизированных подсистем и комплексов программных средств ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь" и "Техническое задание на модернизацию автоматизированных подсистем и комплексов программных средств ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь";
выполнен технорабочий проект с разработкой программных средств и технической документации по модернизации автоматизированных подсистем и комплексов программных средств ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь для обеспечения функционирования общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства;
разработана автоматизированная подсистема контроля таможенного транзита товаров. В составе данной подсистемы разработаны комплексы программных средств:
- автоматизации операций учета перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в зоне таможенного контроля места прибытия и убытия;
- автоматизации таможенных операций при производстве таможенного контроля в форме учета временно ввезенных/вывезенных транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;
- таможенного декларирования и учета товаров, находящихся под таможенным контролем, после выпуска их под таможенную процедуру таможенного транзита;
- контроля за перевозками товаров по таможенной территории Таможенного союза, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- контроля и подтверждения фактического вывоза товаров, помещенных под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза;
выполнена модернизация программных средств загрузки электронных сведений деклараций на товары новой структуры;
в соответствии с утвержденным техническим заданием разработаны дополнительные программные средства интеграции приложений информационных систем таможенных органов Республики Беларусь с автоматизированной подсистемой контроля таможенного транзита.
Мероприятие N 2 Программы выполнено в полном объеме.
По мероприятию N 3 Программы
В ходе реализации данного мероприятия осуществлено развитие интегрированной телекоммуникационной сети Таможенного комитета Союзного государства.
Мероприятие N 3 выполнялось Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь на территории Республики Беларусь для таможенной службы Республики Беларусь и таможенной службы Российской Федерации. В рамках данного мероприятия осуществлялось создание дополнительного защищенного цифрового канала ГНИВЦ ФТС России - Минская центральная таможня (далее - МЦТ), а также обеспечивались его эксплуатация и функционирование.
С целью оплаты расходов в интересах ФТС России Программой по данному мероприятию предусмотрено перечисление трансферта из Российской Федерации в Республику Беларусь.
С 1 июля 2009 г. организован канал связи ГНИВЦ ФТС России - МЦТ, произведено его тестирование. С использованием созданного канала связи произведена опытная эксплуатация информационного взаимодействия в рамках развития ЕАИС ТКСГ.
Пропускная способность канала позволяла производить тестирование доработанных и модернизированных систем и программных комплексов ЕАИС ТКСГ (обмен данными в тестовом режиме).
В части территории Российской Федерации ФТС России проведены необходимые организационно-технические мероприятия для обеспечения функционирования дополнительного защищенного цифрового канала ГНИВЦ ФТС России - МЦТ. В результате установлено отсутствие необходимости дооснащения телекоммуникационного узла Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь, что привело к экономии предусмотренных для этих целей в Программе бюджетных средств Союзного государства. Кроме того в ходе реализации договора ГТК Республики Беларусь с РУП "Белтелеком" достигнута экономия финансовых средств по организации и функционированию канала ГНИВЦ ФТС России - МЦТ. Сведения об экономии средств приведены в разделе 4 настоящего отчета.
Мероприятие N 3 Программы выполнено в полном объеме.
По мероприятию N 4 Программы
В ходе реализации данного мероприятия проведено техническое оснащение оборудованием и общесистемными программными средствами ГНИВЦ ФТС России, МЦТ, российских и белорусских таможенных органов для обеспечения сопряжения национальных автоматизированных систем в рамках подсистем ЕАИС ТКСГ.
ГТК Республики Беларусь проведены следующие работы:
закуплены лицензии на право использования программных средств Blaze Advisor (Deployment license for Application license); Blaze Advisor (Testing license for Application license); Blaze Advisor (Deployment license); Model Usage license 3 models;
закуплен аппаратно-программный комплекс в составе системы серверов высокой плотности с 6 (шестью) серверами и система хранения данных;
закуплена лицензия на использование программного обеспечения Oracle WebLogic Suite с гарантийной годовой технической поддержкой;
закуплено оборудование для модернизации системы хранения данных ETERNUS DX90;
закуплены модули памяти, платы расширения и жесткие диски для серверов "Fujitsu Primergy" ТХ 600 S3.
ФТС России проведены следующие работы:
закуплен и введен в эксплуатацию программно-технический комплекс ПКОП в составе:
- сервер HP BL490cG6#1 (2 ед.);
- сервер HP BL460cG6#2 (2 ед.);
- сервер HP BL460cG6#3 (1 ед.);
- сервер HP BL460cG6#4 (1 ед.);
- шасси HP BLc3000#1 (1 ед.);
- монтажная стойка HP Universal Rack 10642 G2#1;
- ленточный накопитель HP Storaqe Works SB1760c#1;
- дисковый массив HP EVA4400 Dual Controller Array#1;
- лицензионные общесистемные программные средства;
закуплены и введены в эксплуатацию комплекты рабочих станций HELiOS Profice VL310 (500 ед.);
закуплен и введен в эксплуатацию комплект серверного оборудования в базовой комплектации, включая лицензионное программное обеспечение [643065-421] (2 ед.).
Мероприятие N 4 Программы выполнено в полном объеме.
По мероприятию N 5 Программы
В ходе реализации мероприятия проведена подготовка персонала российских и белорусских таможенных органов работе на специализированных автоматизированных рабочих местах с подключением к подсистемам ЕАИС ТКСГ.
ГТК Республики Беларусь выполнены следующие работы:
проведено обучение 12 сотрудников МЦТ по курсу "Введение в IBM WebSphere MQ, системное администрирование, прикладное программирование";
проведено обучение 12 сотрудников МЦТ по курсу "Firebird. Администрирование, разработка баз данных и приложений, стратегия резервирования и ремонта базы данных";
проведено обучение 5 сотрудников МЦТ по курсу "Основы работы с базами данных Oracle для администраторов информационных систем";
проведено обучение 4 сотрудников МЦТ по использованию программного обеспечения фирмы Oracle;
проведено обучение 4 сотрудников МЦТ по программе авторского курса "SAP Business Objects: Платформа сервисов данных, дизайн юниверсов и отчетов (Часть 1), (Часть 2)".
Кроме того, ФТС России проведена подготовка названного состава персонала МЦТ и персонала ГНИВЦ ФТС России к работе на специализированных автоматизированных рабочих местах с подключением к подсистемам ЕАИС ТКСГ в части интеграционного сегмента ЕАИС ТКСГ (ПКОП).
Мероприятие N 5 Программы выполнено в полном объеме.
По мероприятию N 6 Программы
В ходе реализации мероприятия Программы осуществлены организация и проведение испытаний, комиссионная приемка в опытную эксплуатацию подсистем ЕАИС ТКСГ на объектах пилотных зон в таможенных органах Российской Федерации и Республики Беларусь.
ФТС России и ГТК Республики Беларусь проводилось тестирование программных средств, созданных и модернизированных в рамках выполнения мероприятий N 1 и N 2 Программы.
С целью координации работ по Программе проводились регулярные встречи специалистов ФТС России и ГТК Республики Беларусь по выработке единой позиции по реализации общих таможенных процессов, контроля таможенного транзита, временного ввоза транспортных средств и фактического вывоза товаров, а также по проведению комплексных испытаний подсистем и комплексов программных средств, разработанных и модернизированных в рамках Программы.
Проведена опытная эксплуатация автоматизированных подсистем и комплексов программных средств ЕАИС ТКСГ во взаимодействии с программными средствами ЕАИС таможенных органов Российской Федерации и ЕАИС ГТК Республики Беларусь.
В ходе проведения опытной эксплуатации в пилотной зоне таможенных органов Российской Федерации и Республики Беларусь были развернуты программные средства подсистем, реализующих общие таможенные процессы на территориях государств - участников Союзного государства.
В период опытной эксплуатации была организована совместная работа ГНИВЦ ФТС России, МЦТ и представителей организаций-разработчиков в целях проведения инсталляции, настройки программных средств, проведения обучения и организации опытной эксплуатации.
Программные средства разработанных подсистем ЕАИС ТКСГ в ходе опытной эксплуатации показали свою работоспособность во взаимодействии с программными средствами ЕАИС таможенных органов Российской Федерации и ЕАИС ГТК Республики Беларусь. В настоящее время осуществляется поэтапное внедрение автоматизированных подсистем и комплексов программных средств в эксплуатацию на постоянной основе.
Мероприятие N 6 Программы выполнено в полном объеме
Сведения о выполнении государственных контрактов и договоров по реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 1 к настоящему отчету.
4. Сведения об объемах, направлениях расходования и целевом использовании финансовых средств
4.1. Объемы финансирования, предусмотренные Программой
Все затраты по осуществлению мероприятий Программы финансировались за счет и в пределах средств бюджета Союзного государства.
Объем финансирования мероприятий по реализации программы Союзного государства на 2008-2010 годы предусмотрено в размере 197,35 млн. рублей (в том числе за счет отчислений Республики Беларусь - 73,7 млн. рублей (из них 8,0 млн. рублей - трансферт из РБ в РФ), Российской Федерации - 123,65 млн. рублей (из них 0,52 млн. рублей - трансферт из РФ в РБ):
в 2008 году - 23,991 млн. рублей (в т.ч. за счет отчислений Республики Беларусь - 10,513 млн. рублей (из них 1,6 млн. рублей - трансферт из РБ в РФ), России - 13,478 млн. рублей));
в 2009 году - 42,39 млн. рублей (в т.ч. за счет отчислений Республики Беларусь - 19,057 млн. рублей (из них 3,2 млн. рублей - трансферт из РБ в РФ), России - 23,333 млн. рублей (из них 0,148 млн. рублей - трансферт из РФ в РБ));
в 2010 году - 130,969 млн. рублей (в т.ч. за счет отчислений Республики Беларусь - 44,13 млн. рублей (из них 3,2 млн. рублей - трансферт из РБ в РФ), России - 86,839 млн. рублей (из них 0,372 млн. рублей - трансферт из РФ в РБ).
В соответствии с Постановлением Совета Министров Союзного государства от 27 сентября 2010 г. N 15 предусмотрено использование остатков средств, образовавшихся в 2010 году, на завершение мероприятий Программы в 2011 году.
Основные направления и объемы расходования финансовых средств:
- НИОКР - 105,402 млн. руб.;
- капитальные вложения на техническое оснащение - 53,926 млн. руб.;
- прочие расходы - 38,022 млн. руб.
В течение 2008-2011 гг. средства из бюджета Союзного государства для выполнения мероприятий Программы направлялись в полном объеме.
4.2. Сведения о фактических объемах, направлениях расходования и целевом использовании финансовых средств
В ходе выполнения мероприятий Программы фактические затраты составили 186,337 млн. руб. (94,4% от средств, предусмотренных Программой), в том числе:
- фактические затраты ФТС России - 123,062 млн. руб. (93,8% от средств, предусмотренных Программой);
- фактические затраты ГТК Республики Беларусь - 63,275 млн. руб. (95,5% от средств, предусмотренных Программой).
Фактические направления расходования и объемы финансовых средств:
- НИОКР - 105,224 млн. руб.;
- капитальные вложения на техническое оснащение - 53,300 млн. руб.;
- прочие расходы - 27,813 млн. руб. в том числе.
ФТС России:
- НИОКР - 79,553 млн. руб.;
- капитальные вложения на техническое оснащение - 37,307 млн. руб.;
- прочие расходы - 6,203 млн. руб. в том числе;
ГТК Республики Беларусь:
- НИОКР - 25,671млн. руб.;
- капитальные вложения на техническое оснащение - 15,994 млн. руб.;
- прочие расходы - 21,610 млн. руб. в том числе;
Экономия средств бюджета Союзного государства в ходе выполнения мероприятий Программы составила - 11,012 млн. руб., в том числе
ФТС России - 8,067 млн. руб.
ГТК Республики Беларусь - 2,945 млн. руб.
Детальные сведения о фактических затратах представлены в приложении N 2 к настоящему отчету.
5. Сведения о постановке на учет и регистрация интеллектуальной деятельности (включение в фонд алгоритмов программ, прием на баланс средств вычислительной техники, сведения о государственной регистрации и правовой охране)
В соответствии с установленным порядком и особенностями национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в ходе выполнения Программы осуществлялись постановка на учет и регистрация разработанных программных средств, а также в оперативное управление (прием на баланс) средств вычислительной техники.
Сведения о постановке на учет, регистрации и приеме в оперативное управление (прием на баланс) приведены в приложении N 3.
6. Сведения об итогах выполнения Программы, об использовании полученных результатов и их эффективности
В результате выполнения Программы Единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС ТКСГ) получила свое дальнейшее развитие в части расширения реализации основных общих таможенных процессов Союзного государства и углубления интеграции информационных систем таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации.
Созданы условия для совершенствования таможенного администрирования и повышения уровня автоматизации таможенных органов Российской Федерации и Республики Беларусь.
Разработаны технологические и технические решения, позволяющие интегрировать национальные информационные системы таможенных органов Беларуси и России, создана методология информационной интеграции для организации информационного обмена между таможенными органами Союзного государства в режиме реального времени в рамках любого нового таможенного процесса.
Для реализации информационной интеграции таможенными органами были разработаны технические условия и альбом форматов электронных форм документов, позволяющие подключать новые таможенные процессы и применять новые электронные документы.
ЕАИС ТКСГ является открытой системой, позволяющей без базовых изменений результатов Программы присоединить таможенную службу Республики Казахстан к информационному обмену таможенных служб Республики Беларусь и Российской Федерации. Это позволяет обеспечивать интеграцию информационных систем таможенных органов Таможенного союза.
В рамках Программы разработаны и модернизированы автоматизированные подсистемы и комплексы программных средств ЕАИС ТКСГ и национальные ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации. На объектах пилотной зоны белорусских и российских таможенных органов осуществлены комплексные испытания и опытная эксплуатация подсистем и комплексов, которые подтвердили свою работоспособность для общих таможенных процессов, предусмотренных Программой.
6.1. Эффективность внедрения пяти процессов, разработанных и модернизированных в рамках Программы
6.1.1. Процесс оформления временного ввоза транспортных средств на территории государств - участников Союзного государства, учета выдачи удостоверений ввоза транспортных средств, помещаемых под данный режим (процедуру), их переоформления и закрытия.
Разработка данной подсистемы позволила организовать учет и контроль транспортных средств, временно ввозимых на территорию Таможенного союза, в соответствии с нормативными документами Таможенного союза.
Протоколом рабочей встречи руководителей таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 21 сентября 2011 г. в г. Минске утверждена технология обмена информацией между таможенными органами государств-членов Таможенного союза, обеспечивающая учет и контроль временного ввоза и вывоза автомобильных транспортных средств на/с территории государств-членов Таможенного союза. Разработан соответствующий раздел в составе Технических условий информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов, который утвержден на заседании Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза 09.12.2011.
В процессе контроля временного ввоза у инспекторов таможенных органов России и Беларуси ранее отсутствовала возможность запросить сведения из информационных систем государств-членов Союзного государства об оформлении временного ввоза на отдельно взятое транспортное средство, а также о завершении временного ввоза данного транспортного средства. Эта информация, а также информация о продлении срока временного ввоза или о завершении временного ввоза, а также о снятии с контроля поступала в виде реестров и не оперативно, что приводило к задержкам таможенного оформления на границе.
Разработка подсистем и комплексов программных средств по контролю данного процесса позволила устранить дополнительные действия инспекторов, связанные с получением информации, и сократить время проведения таможенных операций.
После завершения таможенной службой Республики Казахстан разработки программных средств она сможет участвовать в практической реализации контроля данного процесса.
6.1.2. Процесс помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусматривающие вывоз данных товаров с таможенных территорий государств - участников Союзного государства без обязательства об обратном ввозе, а также контроль и подтверждение фактического вывоза данных товаров за пределы Российской Федерации и Республики Беларусь.
Разработка данной подсистемы позволила осуществлять оперативный обмен информацией о подтверждении фактического вывоза товаров через внешние границы государств - членов Таможенного союза.
Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 330 утвержден порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, как в бумажном виде, так и с использованием информационной системы таможенного органа государства-члена Таможенного союза. На его основе и с учетом результатов выполнения Программы и опыта отработки в российских и белорусских таможенных органах "запросной" технологии подтверждения фактического вывоза товаров разработана и утверждена Технология обмена информацией между таможенными органами государств-членов Таможенного союза о подтверждении фактического вывоза товаров через внешние границы Таможенного союза. Разработан и утвержден соответствующий раздел в составе Технических условий информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК РБ и КТК МФ РК в рамках контроля общих таможенных процессов.
Ранее при оформлении фактического вывоза у инспекторов таможенных органов России и Беларуси отсутствовала возможность запросить информацию о ранее произведенных вывозах партий товаров по отдельно взятой декларации из информационных систем государств - участников Союзного государства. Соответственно инспекторы не обладали достоверной и полной информацией для принятия решения о возможном превышении сроков вывоза по данной декларации. Также отсутствовала возможность получить оперативно достоверные сведения из самой декларации, что приводило к необходимости дополнительного контроля путем сравнения данных в бумажной декларации с ее электронным вариантом.
В результате внедрения данной подсистемы названная проблема устранена. Всю необходимую информацию для оперативного принятия решения можно получить на границе при оформлении вывоза товаров, что существенно уменьшает время на принятие решения и ускоряет проведение таможенных процедур.
Внедрение подсистемы также позволяет существенно сократить бумажный документооборот между таможенными органами Союзного государства.
При полномасштабном внедрении результатов Программы на территории Таможенного союза станет возможным использование интеграционных решений для информационного взаимодействия в процессе контроля фактического вывоза товаров.
По завершении разработки национальных программных средств КТК МФ Республики Казахстан с учетом интеграционных решений ЕАИС ТКСГ предусмотрена ее практическая реализации на территории Таможенного союза, что позволит отказаться от использования бумажных документов на территории Таможенного союза.
6.1.3. Процесс поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации, необходимой для реализации общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства.
Важное значение для интеграции информационных систем имеет правильное использование и одинаковое понимание информации, используемой при информационном обмене. Для этих целей Комиссией таможенного союза было принято решение от 20.09.2010 г. N 378, которое утвердило классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций.
Внедрение подсистемы поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации позволило сократить необоснованные задержания и простои товаров и транспортных средств на границе, связанные с уточнением особенностей таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. Это обусловлено применением единых классификаторов таможенных процедур, особенностей перемещения товаров, особенностей таможенного декларирования товаров, особенностей уплаты таможенных и иных платежей и т.д. Также использование этой подсистемы позволяет обеспечить корректное ведение и обмен данными статистики внешней и взаимной торговли.
6.1.4. Процесс поддержания функционирования национальных подсистем управления рисками в составе ЕАИС ТКСГ.
Внедрение автоматизированной информационной подсистемы управления рисками позволяет:
- выявлять потенциальные риски, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, недостоверным декларированием или не декларированием товаров;
- выявлять нарушителей таможенного законодательства;
- сконцентрировать человеческие и технические ресурсы на проведении таможенного контроля в отношении конкретных областей риска (товаров риска, товаров прикрытия, а также лиц и транспортных средств, причастных к нарушениям таможенного законодательства);
- автоматизировать аналитическую работу на этапе пост таможенного контроля.
В результате внедрения автоматизированной информационной подсистемы управления рисками в промышленную эксплуатацию сокращается количество форм таможенного контроля и время на проведение таможенных операций в отношении большинства товаров и транспортных средств, увеличивается эффективность таможенного контроля, направленного на выявление нарушений таможенного законодательства.
Кроме того, высвобождается человеческий ресурс таможенных органов и расширяется спектр функций выполняемых сотрудниками таможенных органов.
6.1.5. Процесс контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых по таможенным территориям государств - участников Союзного государства в соответствии с процедурами таможенного транзита, предусмотренными национальными законодательствами, без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, в том числе процесса контроля за перемещением российских и белорусских товаров, перевозимых по суше между Калининградским регионом и остальной частью территории Союзного государства.
Контроль таможенного транзита товаров осуществляется в режиме, близком к реальному времени. По данным ГНИВЦ ФТС России показатель полноты оперативной передачи информации уже достигает 99,9%. Регулярно проводятся сверки электронных баз данных таможенных служб, что позволяет обеспечить 100% полноты и достоверности передачи информации.
В 2010 году на территории Российской Федерации было завершено 1 920 000 операций транзита. Операции по завершению транзита предполагают процедуру открытия транзита, на что требуются соответствующие трудозатраты российских таможенных органов по внесению информации вручную, т.к. в 2010 году отсутствовал процесс интеграции стран в рамках контроля таможенного транзита. Таким образом, в 2010 году существовали трудозатраты на открытие и закрытие 1 920 000 операций транзита.
Количество операций транзита в 2011 году увеличилось. На территории Российской Федерации за 2011 год было завершено 2 435 055 таможенных процедур.
В случае отсутствия интеграции информационных таможенных систем стран Таможенного союза, это означало бы наличие трудозатрат на открытие и завершение 2 435 055 операций транзита.
Однако, с начала 2011 года, на основе результатов Программы, был организован автоматизированный информационный обмен между таможенными службами, и из 2 435 055 операций открытия транзита, в 2011 году 785 783 были произведены в Республике Беларусь, 63 460 были произведены в Республике Казахстан.
Таким образом, применение интеграционных компонент (ПКОП), позволило сэкономить Российской Федерации трудозатраты, необходимые для открытия в общей сложности 851 243 операций транзита, что составляет почти 35% от возможных трудозатрат, которые понадобились бы на осуществление процедуры открытия транзита в условиях отсутствия результатов работ по Программе.
То есть для 35% объема трудозатрат по таможенному оформлению в части оформления процедуры открытия транзита сокращение требуемого времени составило 100%.
Таким образом, при сохранении неизменным среднего времени оформления операции открытия транзита общее время на оформление этих операций было сокращено не менее чем на 35%.
Аналогичные оценки эффективности внедрения результатов Программы для контроля таможенного транзита товаров в условиях Таможенного союза могут быть приведены для территории Республики Беларусь.
В таблице N 1 приведены сведения о транзитном перемещении товаров в 2010-2011 гг. через территорию Республики Беларусь.
Таблица N 1
Сведения о транзитном перемещении товаров
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
% 2011 к 2010 |
Зарегистрировано транзитных деклараций, тыс. штук |
1417,1 |
1594,3 |
113% |
Перемещено через белорусский участок таможенной границы ТС товаров (без трубопровода), млн. тонн |
99,4 |
114,6 |
115% |
Приведенные данные свидетельствуют, что внедрение только автоматизированной подсистемы, обеспечивающей контроль процесса перемещения товаров и транспортных средств в соответствии с процедурами таможенного транзита, позволило при одной и той же численности сотрудников таможенных органов обработать на 13% транзитных деклараций больше, чем за предыдущий период, что невозможно было бы осуществить применяя ручной труд без увеличения численности таможенных органов и, соответственно, увеличения расходов бюджета на создание рабочих мест и оплату труда должностных лиц. Внедрение автоматизированной подсистемы позволяет практически исключить вероятность ошибок в результате воздействия человеческого фактора и обеспечить 100% контроль всех товаров.
В результате, поток грузов, перемещаемых через таможенную границу, увеличился на 15% по сравнению с предыдущим годом.
Процесс контроля таможенного транзита является ключевым процессом для таможенных органов не только Союзного государства, но и Таможенного союза.
В рамках Программы за счет средств бюджета Союзного государства организовано информационное взаимодействие по контролю таможенного транзита между таможенными органами Союзного государства.
Последнее внесение изменений в Программу позволило доработать программное обеспечение с учетом предоставления таможенным органам Республики Казахстан возможности участия в информационном взаимодействии с таможенными службами Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Таможенного союза. Руководителями таможенных органов государств-членов Таможенного союза были утверждены временные технология информационного взаимодействия и схема информационного взаимодействия (Приложение 4), которые предусматривали подключение информационных систем таможенных органов Республики Казахстан к интеграционному сегменту, созданному в рамках Программы, через шлюз.
К 1 января 2011 года за счет национального бюджета таможенные органы Республики Казахстан доработали национальную информационную систему и с 1 января 2011 года подключились к информационному взаимодействию с таможенными службами государств-членов Союзного государства.
Таким образом, применение единой процедуры таможенного транзита товаров обеспечено не только на территории Союзного государства, но и на территории Таможенного союза.
ЕАИС ТКСГ создана как открытая система, которая позволяет таможенным органам любого государства при соблюдении выполнения определенных требований (соответствий параметров) в короткий срок подключиться к информационному обмену с таможенными органами Союзного государства.
Разработанные в ходе реализации Программы научно-технические проектные решения позволили создать необходимую информационно-техническую базу для интеграции ЕАИС ТКСГ с Интегрированной информационной системой внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ) по всем общим таможенным процессам государств - участников Таможенного союза. Названные проектные решения уже в настоящее время используются как для информационного взаимодействия таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, так и в процессе разработки технических решений по проектированию национальных сегментов ИИСВВТ в Российской Федерации и в Республике Беларусь, организованных Евразийской экономической комиссией.
6.2. Эффективность выполнения Программы в целом
Для обеспечения работы автоматизированных подсистем и полномасштабного внедрения в таможенных органах результатов реализации Программы за счет средств бюджета Союзного государства проведено техническое дооснащение ЕАИС таможенных органов Российской Федерации и ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь и обучение должностных лиц таможенных органов Союзного государства работе с программными средствами, применяемыми в ЕАИС ТКСГ.
Развитие Таможенного союза требует от таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации оперативной обработки информации, касающейся перемещения товаров через таможенную границу, с минимальным использованием бумажных документов. Внедрение автоматизированных подсистем и комплексов программных средств, обеспечивающих контроль всех разработанных и модернизированных в рамках Программы процессов, позволяет обеспечивать решение этой задачи.
С применением подсистем ЕАИС ТКСГ сокращается время таможенного оформления и увеличивается количество перемещаемых через таможенную границу товаров, уменьшается число фактов перемещения товаров с нарушением законодательств, что в свою очередь положительно влияет на условия ведения бизнеса для участников внешнеэкономической деятельности и ведет к увеличению поступлений в бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь.
ЕАИС ТКСГ относится к классу сложных многоуровневых и многофункциональных автоматизированных систем, поэтому детальная количественная оценка ее эффективности весьма затруднена. Такая оценка усложняется также тем обстоятельством, что весьма проблематичным в условиях постоянного развития национальных автоматизированных информационных систем таможенных служб Беларуси и России является выделение составляющих эффективности создания и развития подсистем ЕАИС ТКСГ из общих показателей эффективности национальных систем.
Использование ЕАИС ТКСГ позволило сократить количество недоставок товаров, следующих транзитом в Российскую Федерацию через территорию Республики Беларусь. Так, в 2001 году количество полностью недоставленных партий товаров составило 1603, в 2002 году - 452.
В 2010 году количество недоставок значительно снизилось и составило 12, в 2011 - 23 (с учетом территории Республики Казахстан). Одними из причин являются дорожно-транспортные происшествия и пожары.
Таким образом, применение информационных систем, в том числе созданных в рамках ЕАИС ТКСГ, позволило за 10 лет сократить количество фактов недоставок товаров в 70 раз, снизить количество таможенных нарушений, связанных с перемещением товаров, обеспечить полноту и своевременность поступления доходов от деятельности таможенных органов в бюджеты России и Беларуси.
Контроль сроков доставки позволяет применять оперативные меры для своевременного выявления фактов и принятия соответствующих мер совместно с другими правоохранительными органами, что позволяет устранять потери доходной части бюджетов государств - участников Союзного государства.
Для оценки эффективности функционирования созданных в итоге выполнения Программы подсистем и программных комплексов можно воспользоваться следующим расчетом среднего времени оформления на пунктах пропуска по процессам контроля фактического вывоза товаров и контроля и учета временного ввоза транспортных средств.
Среднее время по любой операции в пункте пропуска таможенного органа Российской Федерации (оформление прибытия, оформление временного ввоза, оформление убытия) занимает 0,3 часа в части оформления с применением программных средств. Из них операции по вводу данных составляют приблизительно 0,1 часа.
Применение программных средств ЕАИС ТКСГ позволяет исключить ввод большинства данных в ручном режиме. Таким образом, среднее время оформления сокращается на 33% (0,1 / 0,3 = 33%).
В качестве примера эффективности реализации Программы можно привести следующие данные по пункту пропуска "Каменный Лог" (пункт пропуска на территории Республики Беларусь), расположенном на белорусском участке внешней границы Союзного государства с Литовской Республикой. В 2008 году среднесуточное перемещение транспортных средств составляло 2261 ед., в 2011 году - 2852 ед. Внедрение в рамках Программы подсистем и комплексов программных продуктов ЕАИС позволило автоматизировать работу таможенных органов и повысить эффективность их деятельности на 26%.
Сокращение нагрузки на должностных лиц таможенных органов, связанной с уменьшением применения ручной обработкой информации, положительным образом влияет на эффективность их работы.
За 2011 год через белорусский участок внешней границы Союзного государства автомобильным транспортом было перемещено 20 007,3 тыс. тонн товаров (на 10,4% больше, чем в 2010 году), из них:
товары, следующие транзитом в Российскую Федерацию, составляют 12 918,3 тыс. тонн (64,6% от общего объема) - на 13,1% больше, чем в 2010 году;
товары Республики Беларусь 5 306,6 тыс. тонн (26,5% от общего объема) - на 3,8% больше, чем в 2010 году;
товары, следующие транзитом в Республику Казахстан, составляют 465,8 тыс. тонн (2,3%) от общего объема);
товары, следующие транзитом в другие страны, составляют 1 316,6 тыс. тонн (6,6%) от общего объема).
Объем товаров, следующих транзитом в Республику Казахстан и другие страны, увеличился по сравнению в 2010 годом на 12,1%.
Приведенные качественные, а также количественные оценки, полученные расчетным методом, позволяют сделать вывод о том, что запланированные в Программе количественные значения показателей эффективности ее результатов достигнуты в результате ее реализации.
7. Отчетность о выполнении мероприятий Программы и контроль в ходе ее реализации
В целях организации и контроля за ходом выполнения Программы приказом Таможенного комитета Союзного государства от 26.02.2008 N 3 была создана Рабочая группа по координации работ по выполнению Программы. В ходе выполнения Программы в рамках деятельности данной Рабочей группы осуществлялось согласование всех основных организационно-технических решений по реализации мероприятий Программы.
Промежуточные результаты выполнения Программы докладывались на заседаниях Таможенного комитета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства.
Отчетность о выполнении мероприятий Программы осуществлялась в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства (постановления Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 года N 7 и от 23 октября 2010 года N 8).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Совета Министров Союзного государства N 8 следует читать как "23 апреля 2010 г."
В ходе реализации Программы государственными контрольными органами Российской Федерации и Республики Беларусь проводились следующие проверки выполнения мероприятий Программы и использования средств бюджета Союзного государства:
Счетной палатой Российской Федерации - в 2008 и в 2011 гг.;
Комитетом Государственного контроля Республики Беларусь - в 2011 г.
Согласно актам проверок подтверждена результативность выполнения мероприятий Программы и отсутствие нецелевого использования средств бюджета Союзного государства выделенных на реализацию Программы.
В ходе выполнения Программы ФТС России и ГТК Республики Беларусь осуществляли постоянный контроль хода и качества выполнения мероприятий Программы головными организациями по ЕАИС таможенных органов ФТС России и ЕАИС ГТК Республики Беларусь - ГНИВЦ ФТС России и Минскую центральную таможню соответственно, а также осуществляли контроль целевого и эффективного использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию Программы.
ФТС России осуществляла названный контроль в соответствии с приказом ФТС России от 17.11.2008 N 1433 в ходе исполнения ГНИВЦ ФТС России основного государственного контракта по реализации Программы от 07.10.2008 N 310.
В период с 4 октября по 21 ноября 2011 года Государственным таможенным комитетом проводилась ведомственная проверка Минской центральной таможни, в том числе вопросов, связанных с проектированием, разработкой, внедрением, развитием, эксплуатацией, модернизацией и сопровождением прикладного программного обеспечения, а также внедрением и развитием информационной системы таможенных органов, реализацией мероприятий по обеспечению функционирования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Республики Беларусь и Таможенного комитета Союзного государства.
8. Выводы и предложения
Все предусмотренные Программой мероприятия выполнены в полном объеме. При этом экономия средств бюджета Союзного государства в ходе выполнения Программы составила - 11,012 млн. руб., в том числе
ФТС России - 8,067 млн. руб. (за счет экономии средств в ходе конкурсных торгов и заключения государственных контрактов, за счет оптимизации состава и объема работ по обучению персонала таможенных органов).
ГТК Республики Беларусь - 2,945 млн. руб. (за счет снижения тарифов за услуги связи и изменения в 2011 году курса российского рубля к белорусскому рублю).
В результате ЕАИС ТКСГ получила свое дальнейшее развитие в части расширения реализации общих таможенных процессов и углубления интеграции информационных систем таможенных органов Беларуси и России.
Активное развитие интеграционных процессов сопровождается унификацией таможенного законодательства государств - участников Союзного государства. Такая унификация требует постоянной и своевременной модернизации ЕАИС ТКСГ и ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, т.е. внесения соответствующих изменений в программные средства ЕАИС ТКСГ. В целях обеспечения их бесперебойного и эффективного функционирования необходима реализация соответствующих совместных технических мероприятий.
С целью обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования в интересах Республики Беларусь и Российской Федерации и поддержания в актуальном состоянии автоматизированных подсистем и комплексов программных средств, технических средств, используемых ЕАИС ТКСГ, создание которых осуществлялось и осуществляется за счет средств бюджета Союзного государства, Государственным таможенным комитетом и Федеральной таможенной службой разработано Мероприятие Союзного государства "Модернизация, сопровождение и обеспечение функционирования автоматизированных подсистем и комплексов программных средств в составе ЕАИС Таможенного комитета Союзного государства" (далее - Мероприятие Союзного государства).
Без поддержания в актуальном состоянии (проведения работ по модернизации, сопровождению и обеспечению функционирования подсистем и комплексов программных средств) созданная за счет средств бюджета Союзного государства ЕАИС ТКСГ быстро устареет и не сможет служить целям, ради которых осуществлялось ее создание, и были вложены значительные инвестиции Союзного государства.
Согласование Мероприятия Союзного государства и представление на утверждение в Совет Министров Союзного государства предусмотрено в установленном порядке.
Руководитель |
А.Ю. Бельянинов |
"02" 10 2012 г.
Председатель |
А.Ф. Шпилевский |
"28" 09 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.