Департамент развития федеральной контрактной системы рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
Вопрос 1. Имеет ли право государственный заказчик при выполнении работ по благоустройству и капитальному ремонту плоскостных сооружений, с учетом того, что проектная документация по указанным работам не подлежит обязательному согласованию с Мосгосэкспертизой, использовать разработанные частными лицами (авторами) проекты с последующей компенсацией их стоимости из средств, на выполнение указанных работ.
В соответствии с положениями Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом.
В соответствии с частью 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Таким образом, при осуществлении размещения заказа на выполнение работ по благоустройству и капитальному ремонту плоскостных сооружений, с учетом того, что проектная документация по указанным работам не подлежит обязательному согласованию с Мосгосэкспертизой, участники размещения заказов не приобретают права и не несут обязанности в отношении использования разработанных частными лицами (авторами) проекты. Вместе с тем, Закон не содержит норм, определяющих полномочия заказчика по возложению на участника размещения заказа обязанностей по возмещению расходов частным лицам (авторам проекта).
Таким образом, в соответствии с Законом заказчик оплачивает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг поставщику (исполнителю, подрядчику) -победителю торгов, с которым заключен контракт по цене, установленной в контракте. Других оплат и тем более компенсаций стоимости проектов частным лицам (авторам) проектов Законом не предусмотрено.
Вопрос 2. Какой правовой режим взаимоотношений между государственным заказчиком, автором проекта и подрядчиком? Правомочно ли при формировании отношений между указанными лицами применение пп. 1 ч. 2 ст. 11 Закона (обладание участниками размещения заказа исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование к участникам размещения заказа об обладании участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Данное требование может быть установлено в случаях, когда заказчик в связи с исполнением контракта приобретает права на объекты интеллектуальной собственности (за исключением указанным в данном пункте).
Таким образом, если условия контракта предусматривают приобретение заказчиком права на объекты интеллектуальной собственности, заказчик, уполномоченный орган при размещении заказа на заключение такого контракта вправе установить в качестве требования к участникам размещения заказа обладание ими исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.
Врио директора Департамента развития |
Л.Г. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития от 10 ноября 2011 г. N Д28-549 "По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был