Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 января 2013 г. N 03-02-07/1-11
Вопрос: В силу п. 9 ст. 89 НК РФ на период приостановления выездной налоговой проверки в целях истребования документов (информации) в порядке ст. 93.1 НК РФ приостанавливаются и действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также его действия на территории налогоплательщика, связанные с проводимой проверкой.
Вместе с тем налоговый орган практикует вызов для допроса свидетелей из числа сотрудников налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Вправе ли налоговый орган проводить допрос свидетеля в период, когда проведение налоговой проверки приостановлено?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении пункта 9 статьи 89 и пункта 1 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Налоговый контроль проводится должностным лицом налогового органа в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок и в других формах, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Кодекса на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Кодексом, в том числе положениями пункта 9 статьи 89 и пункта 1 статьи 90 Кодекса, налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки.
Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, постановления Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках проверки налоговые органы могут вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение.
Если выездная налоговая проверка приостанавливается, то приостанавливаются и действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Последнему возвращаются все изъятые подлинники (за исключением тех, которые были изъяты в ходе выемки). Также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого налогоплательщика.
Разъяснено, что налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления выездной проверки. Аналогичная позиция изложена в судебной практике.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 января 2013 г. N 03-02-07/1-11
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 29 января - 4 февраля 2012 г. N 4, в журнале "Документы и комментарии", февраль 2013 г. N 4, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 12 февраля 2013 г. N 4