Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2013 г. N 03-04-06/4-12
Вопрос: В соответствии со ст. 844 ГК РФ сберегательный сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. Таким образом, Сберегательный сертификат объединяет в себе свойства банковского вклада и ценной бумаги.
Поскольку сберегательный сертификат является вкладом, в целях расчета НДФЛ к процентам по сберегательному сертификату применяются нормы п. 27 ст. 217 НК РФ. Проценты по рублевому вкладу не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если размер выплачиваемых банком процентов не превышает сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены проценты. Если же сумма выплачиваемых процентов превышает установленные размеры, то полученный в этом случае налогоплательщиком доход в виде процентов (в части превышения размера, установленного ст. 217 НК РФ) облагается банком по ставке 35% - для физических лиц - налоговых резидентов РФ, по ставке 30% - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Уступка прав по предъявительскому сберегательному сертификату осуществляется путем простой передачи сертификата бенефициаром другому физическому лицу.
Если сертификат предъявляется к погашению физическим лицом - первым и единственным его держателем, то дохода у физического лица не возникает, т.к. он просто получает возврат суммы вклада. Если же сертификат предъявляется к погашению лицом, получившим данный сертификат от другого физического лица (путем покупки, дарения и др.), то на этот счет НК РФ не дает банку никаких рекомендаций. С одной стороны, банк при погашении сертификата является источником выплаты дохода и налоговым агентом, с другой стороны, у него нет достаточных данных, позволяющих установить, возникает у физического лица доход или нет.
При передаче физическим лицом сертификата на предъявителя новому владельцу, моментом получения дохода будет являться момент передачи данного сертификата. При приобретении сертификата налог на доходы будет рассчитываться исходя из разницы между размером вклада и стоимостью покупки сертификата. При получении сертификата в подарок такой доход не подлежит налогообложению налогом на доходы физ. лиц в соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ.
В связи с этим у Банка возникают следующие вопросы в части обязанностей при исчислении НДФЛ по сертификатам, выданным на "предъявителя":
1. Подлежит ли налогообложению налогом на доходы физических лиц сумма процентов по сберегательному сертификату, выплаченных лицу, получившему данный сертификат от другого физического лица (путем покупки, дарения и др.)?
2. Является ли банк налоговым агентом по НДФЛ и возникает ли объект налогообложения НДФЛ в виде полученного вклада в случае, если сертификат предъявляется к погашению лицом, получившим данный сертификат от другого физического лица (путем покупки, дарения и др.)?
3. Возникает ли у Банка обязанность уведомления налоговой инспекции о факте изменения держателя сертификата и направления справки по форме 2-НДФЛ?
Согласно разъяснениям, отраженным в письме Министерства финансов РФ от 10.10.2011 г. N 03-04-06/4-257 при предъявлении сертификата в Банк держатель сертификата (независимо от способа приобретения) является получателем суммы вклада, возврат которой не приводит к возникновению дохода, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц. При этом не имеет значения, является физическое лицо, предъявившее сертификат к оплате, первым держателем сертификата или нет.
Учитывая изложенное, просим разъяснить: правомерно ли применение Банком позиции, изложенной в указанном письме Минфина РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО (далее - Банк) о порядке исчисления налога на доходы физических лиц по операциям со сберегательными сертификатам и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 844 Гражданского кодекса Российской Федерации сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов.
При наступлении даты востребования вклада кредитная организация осуществляет выплату вкладчикам или держателям сберегательных (депозитных) сертификатов суммы вклада и процентов по нему против предъявления сертификата и заявления владельца.
Независимо от основания приобретения сертификата его держатель является получателем суммы вклада, выплата которой держателю сертификата не приводит к возникновению у Банка обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц.
То есть независимо от того, выплачивается ли Банком сумма вклада вкладчику или иному держателю сертификата, обязанностей налогового агента у Банка при выплате такого дохода не возникает.
Представление в налоговый орган формы 2-НДФЛ по факту перемены держателя сертификата не требуется.
Что касается процентов, получаемых по вкладам в банках держателями сберегательных (депозитных) сертификатов, то в отношении выплаты таких доходов Банку - налоговому агенту во всех случаях следует применять положения статьи 214.2, пункта 27 статьи 217 и пункта 2 статьи 224 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок исчисления банком НДФЛ по операциям со сберегательными сертификатами.
При выплате суммы вклада как вкладчику, так и иному держателю сертификата обязанностей налогового агента у банка не возникает.
Подавать в налоговый орган форму 2-НДФЛ по факту перемены держателя сертификата не нужно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2013 г. N 03-04-06/4-12
Текст письма официально опубликован не был