Решение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2012 г. N АКПИ12-1363
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Масаповой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонова Д.В. о признании частично недействующими ссылки 3 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, и пункта 48 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень), и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., N 22111, опубликован в "Российской газете" 28 октября 2011 г. и на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37.
Согласно ссылке 3 Перечня участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых.
Пунктом 48 Порядка установлено, что работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний: алкоголизм, токсикомания, наркомания (абзац восьмой).
Антонов Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими ссылки 3 Перечня в части обязательного участия в медицинских осмотрах (обследованиях) врача-психиатра и врача психиатра-нарколога, абзаца восьмого (заявителем ошибочно указывается абзац седьмой) пункта 48 Порядка в той части, в которой эти положения распространяют свое действие на работников учебно-воспитательных учреждений, то есть указанные в пунктах 18-20 Перечня, ссылаясь на то, что они противоречат части 3 статьи 5, статье 13, пункту 5 части 2 статьи 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), пункту 2 статьи 6, статье 23 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон от 2 июля 1992 г. N 3185-1), статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695, постановлению Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Постановление от 28 апреля 1993 г. N 377).
В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемые положения нарушают его право на отказ от психиатрического (наркологического) обследования (освидетельствования) при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), создают угрозу нарушения его прав при прохождении психиатрического (наркологического) освидетельствования, а также права на труд.
В судебное заседание Антонов Д.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Бондаренко Р.С., представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Сарвадий М.В., возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не противоречат действующему федеральному законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаповой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть четвертая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу 8 июля 2012 г.), Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, наделенным полномочиями по утверждению перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров (пункты 1, 5.2.100.55).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации определило порядок, частоту, объем и медицинские противопоказания предварительного (периодического) медицинского осмотра, предусмотрев в том числе и для педагогических работников в Перечне обязательное участие при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра врача-психиатра и врача-нарколога, в Порядке в качестве медицинских противопоказаний, в соответствии с которыми работник не допускается к выполнению работ, - алкоголизм, токсикоманию, наркоманию.
Приказ не предусматривает в рамках проведения предварительного (периодического) медицинского осмотра обязательного психиатрического освидетельствования соответствующей врачебной комиссией, как утверждает заявитель. Напротив, данный приказ предусматривает лишь "скриниговый" профилактический осмотр одним врачом-психиатром и одним врачом-наркологом, которые по результатам осмотра дают заключение о наличии или отсутствии подозрения на наличие тех заболеваний, которые могут явиться медицинскими противопоказаниями, предусмотренными Приказом, а в случае наличия указанных подозрений работнику рекомендуется пройти соответствующее освидетельствование врачебной комиссией, уполномоченной на то органом управления здравоохранением.
Довод заявителя о противоречии оспариваемых положений части 5 статьи 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, статье 23 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I, согласно которым психиатрическое освидетельствование проводится по просьбе или с согласия обследуемого, основан на неправильном толковании оспариваемых положений.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития и не требует согласия обследуемого (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Психиатрическое освидетельствование, которое проводится в силу части 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I по просьбе или с согласия обследуемого, является видом медицинского освидетельствования и направлено на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (части 1 статьи 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Также является несостоятельным и довод заявителя о противоречии оспариваемых положений Постановлению от 28 апреля 1993 г. N 377, так как оно имеет иной предмет правового регулирования.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Антонова Д.В. о признании частично недействующими ссылки 3 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, и пункта 48 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после его вынесения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданин обратился в ВС РФ с заявлением о признании недействующими отдельных положений Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры работников, и Порядка проведения обязательных медосмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.
Оспариваемые положения предусматривают обязательное участие в медосмотрах врача-психиатра и врача психиатра-нарколога, а также распространяют свое действие на работников учебно-воспитательных учреждений.
По мнению заявителя, оспариваемые положения нарушают его право на отказ от психиатрического (наркологического) освидетельствования при прохождении медосмотров и создают угрозу нарушения его прав при прохождении такого освидетельствования.
ВС РФ отклонил доводы заявителя, пояснив следующее.
Оспариваемые положения не предусматривают в рамках проведения медосмотра обязательного психиатрического освидетельствования соответствующей врачебной комиссией, как утверждает заявитель.
Напротив, данный приказ предусматривает лишь профилактический осмотр одним врачом-психиатром и одним врачом-наркологом, которые по результатам осмотра дают заключение о наличии или отсутствии подозрения на те заболевания, которые могут быть медицинскими противопоказаниями.
В случае наличия указанных подозрений работнику рекомендуется пройти соответствующее освидетельствование врачебной комиссией, уполномоченной на то органом управления здравоохранением.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Решение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2012 г. N АКПИ12-1363
Текст решения официально опубликован не был