Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2012 г. N 16-АПГ12-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 раздела XIII приложения 1 к Закону Волгоградской области от 30 ноября 2006 г. N 1327-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Среднеахтубинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" по апелляционным жалобам администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Правительства Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 19 сентября 2012 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приложением 1 к Закону Волгоградской области от 30 ноября 2006 г. N 1327-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Среднеахтубинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" (далее - Закон Волгоградской области N 1327-ОД), опубликованному в издании "Волгоградская правда" 5 декабря 2006 г., N 226 (спецвыпуск 3), утверждён перечень объектов муниципального имущества, находящегося в процессе разграничения в собственности Среднеахтубинского муниципального района, но не отнесённого законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Среднеахтубинского муниципального района, и по указанным причинам передаваемого им в порядке разграничения в собственность городского поселения г. Краснослободск.
На основании пункта 1 раздела XIII данного приложения из муниципальной собственности Среднеахтубинского муниципального района в собственность муниципального образования городское поселение г. Краснослободск передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в виде площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов в г. Краснослободске.
Глава администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приведённого пункта.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что передача объекта, указанного в оспариваемой норме, в муниципальную собственность поселения противоречит требованиям федерального законодательства, не соответствует критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Волгоградского областного суда от 19 сентября 2012 г. заявление главы администрации Краснослободского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и Правительство Волгоградской области просят решение суда первой инстанции отменить, полагая, что в соответствии со статьями 14 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" площадка для временного хранения твёрдых бытовых отходов относится к объекту, который должен находиться в собственности поселения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционных жалоб прокурором, участвующим в деле, главой администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области поданы возражение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое положение приложения 1 к Закону Волгоградской области N 1327-ОД противоречит федеральному законодательству.
Статьями 83, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) был установлен переходный период до 1 января 2009 г., в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определён частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. N 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Согласно приведённому законоположению безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами производится в соответствии с установленным Федеральным законом N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и установленными статьёй 50 данного Федерального закона видами имущества.
Действительно, вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения (подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Между тем судом первой инстанции установлено, что площадка для временного хранения твёрдых бытовых отходов, переданная поселению, фактически является объектом, предназначенными для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на этой площадке складируются отходы производства и потребления населения Краснослободского поселения, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Принимая во внимание, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения муниципального района, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришёл к обоснованному выводу о том, что переданный Краснослободскому поселению объект "площадка для временного хранения твёрдых бытовых отходов" не относится к видам имущества, которое может находиться в собственности поселения, не имеющего полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, вывод суда о противоречии оспариваемой правовой нормы регионального законодательства федеральным нормативным правовым актам не опровергают и не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Волгоградского областного суда от 19 сентября 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и Правительства Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2012 г. N 16-АПГ12-16
Текст определения официально опубликован не был