Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.А. Ионова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Ионов просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации положение части третьей статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении об увольнении по собственному желанию работника.
По мнению заявителя, данное законоположение противоречит статьям 18, 37 (части 1-3), 46 (часть 1), 55 (часть 3), 76, 90 (часть 3) и 115 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не допускает увольнение работника по собственному желанию без установления названных обстоятельств компетентными органами.
Оспариваемая норма была применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть третья статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет работнику возможность прекратить трудовые отношения в избранный им самим срок в том случае, когда работодатель нарушает требования трудового законодательства, нормативных актов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условия коллективного договора, соглашения или трудового договора; данная норма носит гарантийный характер и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы граждан.
Требование законодателя об установлении факта нарушения трудового законодательства, иных нормативных актов или соглашений в сфере труда также не может рассматриваться как нарушающее права работника, поскольку направлено на достижение правовой определенности и обеспечение защиты работника от реального нарушения его прав.
Разрешение же вопроса о возможности признания обоснованным увольнения работника по собственному желанию в избранный им срок в случае установления судом факта нарушения работодателем трудового законодательства при рассмотрении дела о восстановлении на работе, а также о том, может ли считаться установленным факт нарушения без обращения работника в компетентные органы, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ионова Виталия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 2302-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ионова Виталия Александровича на нарушение его конституционных прав положением части третьей статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был