Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 26 октября 2012 г. N 09-260
Методические рекомендации
по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)
Организация отдыха и оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами организации отдыха. Во-первых, это организованный активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил, гармонию души и тела. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач помогают детям восстановить свои силы, приобщиться к здоровому и безопасному образу жизни, развивать коммуникативные качества, ознакомиться с новыми видами деятельности. Все эти аспекты помогают раскрыть ребенку потенциал своей личности.
Воспитательная ценность организаций отдыха и оздоровления детей состоит в том, что они создают условия для целесообразного и привлекательного досуга детей и подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в их нравственном и творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности, профориентации в условиях конкурентности рынка труда, в новизне впечатлений, самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, спорт, общение, игру и другие сферы возможного самоопределения. Кроме того, важными аспектами воспитательной деятельности в процессе организации отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выступает возможность их социализации и реабилитации за счет массового воздействия воспитательной среды, дифференциации интересов детей и подростков с учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы, выбора разнообразных сфер общения и отношений в пространстве свободного времени, добровольности участия детей и подростков в предлагаемых видах и формах проведения свободного времени, а также реализации субъект-субъектных отношений взрослых и детей (подростков) на основе совместного интереса и деятельности. Реализуемые в рамках организаций отдыха и оздоровления детей образовательные и воспитательные программы направлены на:
- развитие социальной активности детей, в том числе гражданско-патриотическое воспитание;
- развитие духовно-нравственных ценностей ребенка (вовлечение детей в занятия дополнительным образованием, в клубы и кружки по интересам; организация экскурсий, посещение театров, выставок);
- воспитание у детей ценности здорового образа жизни, формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья, ценности безопасного поведения, профилактика вредных привычек;
- личное и профессиональное самоопределение детей и подростков;
- формирование лидерских качеств и умения работать в команде.
Образовательно-оздоровительные программы разрабатываются учеными и специалистами, обсуждаются и апробируются в ходе проведения занятий "Школ вожатского мастерства", мастер-классов и курсов повышения квалификации педагогических кадров, работающих в организациях отдыха и оздоровления детей.
Основной целью программ является организация качественного отдыха и оздоровления детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Реализация программ на высоком уровне становится возможной при соответствии содержания программы особенностям материально-технической базы учреждения отдыха и оздоровления, специфике контингента детей, целям и задачам тематической (профильной) смены лагеря и т.д.
Заслуживает внимания опыт г. Санкт-Петербурга, где одним из базовых учреждений по разработке и внедрению воспитательно-образовательных программ детского летнего отдыха Комитета по образованию является Государственное образовательное учреждение "Балтийский берег". В структуру данного образовательного учреждения входят три детских образовательно-оздоровительных лагеря.
Особой задачей при организации отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является создание условий для их социальной реабилитации и адаптации. Например, в Краснодарском крае, Кемеровской области и ряде других регионов для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, действуют специализированные профилактические антинаркотические лагеря, в которых в период летней детской оздоровительной кампании отдыхают и оздоравливаются дети, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. К работе с данной категорией детей привлекаются специально обученные кадры, сотрудники правоохранительных органов, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые проводят с несовершеннолетними соответствующие мероприятия и беседы, включают детей в социально значимую деятельность, творческие объединения по интересам, способствующие реабилитации несовершеннолетних.
В учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Ставропольского и Хабаровского краев, Новосибирской, Липецкой, Пензенской, Московской областей и других регионов России большое внимание уделено работе педагогических кадров организаций отдыха и оздоровления с большими группами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и другими категориями детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого разрабатываются соответствующие образовательные программы проведения специализированных смен.
Программа деятельности организаций отдыха и оздоровления детей является важнейшим стратегическим документом, отражающим систему работы оздоровительной организации и определяющим цель и задачи, концептуальные основы, направления деятельности, содержание воспитательно-образовательного, развивающего и оздоровительного процессов, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты.
Программа представляет собой структурированное описание педагогической идеи и шагов по ее реализации. В структуре педагогических документов программа занимает промежуточное место между концепцией деятельности и планом работы. Программы могут быть как*, так и адаптированными.
Создание авторской программы
Под авторской программой детского лагеря понимается документ, регулирующий деятельность педагогического коллектива по достижению поставленной цели. Почему и для кого важны появление и реализация авторских программ? Прежде всего, это важно для ребенка и его родителей. Для родителей важно, чтобы деятельность педагога была более организованной, продуманной и целенаправленной, а значит и более результативной в плане образования и оздоровления детей. Дети свое участие в программах воспринимают как жизнь, насыщенную интересными и значимыми событиями, жизнь, отличную от повседневной. Появление программ важно для их авторов - педагогического коллектива детского лагеря. В процессе ее создания происходит профессиональный рост не только коллектива лагеря, но и каждого отдельного педагога. Появление качественных педагогических программ важно для государства и общества, так как они направлены на достижение его стратегических целей, ориентированы на решение его проблем.
Создание программы начинается с появления педагогической идеи.
Педагогическая идея становится основой содержания программы, логично раскрывается в каждом из ее разделов. В разделе "Актуальность" обозначается назначение педагогической идеи, то есть для решения какой проблемы, выполнения какого общественного заказа, реализации какой потребности и т.д. создается данная программа. В разделе "Новизна" отражается анализ предыдущего опыта работы в данном направлении. В разделе "Понятийный аппарат программы" представлены ключевые понятия, на которых основана программа, и их определения. Естественно, что эти понятия непосредственно связаны с педагогической идеей программы. В целевой установке программы педагогическая идея отражена емко и лаконично. А в разделе "Содержание программы" педагогическая идея раскрывается через описание методик, технологий, средств, форм работы, направленных на ее воплощение.
В программном документе педагогическая идея описывается перед целью программы.
После того, как появилась педагогическая идея авторской программы, можно приступать к разработке содержания.
Важнейшие содержательные характеристики программы, на которые необходимо ориентироваться:
- Актуальность - ориентированность программы на решение важных проблем.
- Преемственность - качество программы, которое свидетельствует о том, что она создается не "с нуля", а рождается из предшествующего своего или чужого опыта, принимая его или отвергая.
- Целостность, логичность - свойство программы объединять в единую систему все действия: от выдвижения целей, отбора средств до описания предполагаемого результата и способов его достижения.
- Полнота изложения - полное, подробное описание в программе идей, смыслов, содержания, механизмов, средств и способов работы.
- Реалистичность - содержательная характеристика программы, отражающая, что она выполнима, оптимальна для потенциала участников, заявленные в ней результаты достижимы в рамках смены.
- Адаптивность (гибкость) - способность программы изменяться, корректироваться с учетом объективных условий.
- Оригинальность - нетрадиционный подход к решению поставленных задач, отражающий творческий поиск педагогического коллектива.
- Грамотность - грамотное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности, грамотное и четкое написание формулировок цели, задач, результатов.
Существуют требования к оформлению программы: определенная схема оформления программы, требования к техническому оформлению программы, содержанию приложения.
Схема оформления программного документа
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка:
- актуальность программы;
- новизна программы;
- понятийный аппарат программы.
3. Краткая характеристика участников программы.
4. Педагогическая идея программы.
5. Целевой блок программы:
- цель;
- задачи;
- предполагаемые результаты программы.
6. Критерии и способы оценки качества реализации программы.
7. Содержание и средства реализации программы:
- логика развития содержания по этапам (направлениям программы);
- модель игрового взаимодействия;
- система мотивации и стимулирования участников программы;
- содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.
8. Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы. Специфика регионального взаимодействия.
9. Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.
10. Особенности материально-технического обеспечения программы.
11. Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации.
______________________________
* Так в оригинале.
** Наличие данного раздела в программе предполагается только тогда, когда в конкретном лагере или конкретной смене существует региональное взаимодействие.
*** Следует обращать внимание на то, что требования к оформлению списка литературы время от времени изменяются.
<< Назад |
Приложение >> к программному документу |
|
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 октября 2012 г. N 09-260 "О методических рекомендациях" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.