В связи с поступлением обращения Ульяновского УФАС России по результатам заседания Общественно-консультативного совета при Ульяновском УФАС России (далее - Совет) по вопросу применения пункта 3 Порядка расчетов за природный газ (далее - Порядок расчетов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Постановление N 294), ФАС России сообщает следующее.
1. В названном обращении предлагается рассмотреть вопрос о внесении в Правительство Российской Федерации проекта нормативного правового акта о внесении изменений в пункт 3 Порядка расчетов в части полной отмены предоплаты (авансового платежа) за потребленный газ.
Согласно пункту 2 Порядка расчетов (в первой редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294) оплата потребителями (за исключением бюджетных учреждений и казенных предприятий) электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществлялась с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон.
Как правило, поставщики настаивали на 100% предоплате поставляемого газа, что вызывало финансовые затруднения у покупателей, поскольку они могли расплатиться за газ только после реализации собственной продукции либо вынуждены были брать кредиты для оплаты поставляемого газа, что в свою очередь приводило к повышению стоимости их продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 816 Порядок расчетов был изменен, и в настоящее время пункт 3 Порядка расчетов предусматривает двухэтапную частичную оплату стоимости планового объема потребления газа в месяце, за который осуществляется плата, с окончательным расчетом до 25 числа следующего месяца и зачетом излишне уплаченных сумм в следующем месяце в случае их образования.
Полная отмена предоплаты (авансового платежа) за потребленный газ может привести к тому, что поставщики, не являющиеся производителями газа, будут вынуждены закупать газ на заемные средства (кредиты), что повлечет увеличение стоимости газа и, соответственно, продукции (услуг), производимых с применением газа.
Таким образом, действующий Порядок расчетов направлен на достижение приемлемого баланса интересов поставщиков и потребителей газа.
В связи с указанными обстоятельствами, по мнению ФАС России предлагаемое изменение пункта 3 Порядка расчетов нецелесообразно.
2. Как отмечено в обращении, на сегодняшний день не все поставщики природного газа соблюдают условия, установленные пунктом 3 Порядка расчетов, включая в договор поставки газа условия оплаты, отличные от императивно установленных пунктом 3 Порядка расчетов.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Порядок расчетов разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ и устанавливает правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа (пункт 1 Порядка расчетов).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Действующее в настоящее время положение пункта 3 Порядка расчетов является по смыслу императивным и обязательным к применению сторонами при заключении договора.
Вместе с тем, пунктом 5 Порядка расчетов установлен перечень лиц, в отношении которых Порядок расчетов не подлежит применению.
Таким образом, в настоящее время при заключении договоров поставки газа, устанавливаемые в договоре условия расчетов за газ должны соответствовать пункту 3 Порядка расчетов для лиц, не входящих в перечень определенный пунктом 5 Порядка расчетов.
3. Как указано в обращении, "Совет полагает, что независимо от условий, согласованных сторонами в долгосрочных договорах поставки газа, оплата поставленного газа должна осуществляться в строгом соответствии с пунктом 3 Порядка расчетов", и что "покупатель вправе вносить предоплату, но не обязан ее осуществлять, даже если указанное условие прямо предусмотрено долгосрочным договором поставки газа".
Таким образом, по мнению Совета, покупатель вправе по своему усмотрению в одностороннем порядке изменить условия исполнения действующего договора.
Данный вывод противоречит положениям статей 422, 450 и 523 ГК РФ, регулирующим вопросы изменения действующего договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ при принятии после заключения договора закона, устанавливающего отличающиеся в сравнении с договором правила, условия заключенного договора сохраняют силу, если закон не распространяется на прежние отношения.
В отношении Порядка расчетов требования пункта 2 статьи 422 ГК РФ не подлежат применению, поскольку Постановление N 294 не является законом и не предусматривает распространение нового Порядка расчетов на правоотношения, возникшие до его изменения.
Данная правовая позиция содержится в ряде судебных актов, в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2001 N Ф08-639/2001 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2011 N ВАС-8197/11 по делу N А17-1062/2010.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ, одностороннее изменение договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Установленный пунктом 2 статьи 523 ГК РФ перечень оснований для одностороннего изменения покупателем условий действующего договора поставки является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, изменение Порядка расчетов не является основанием для изменения условий договора, заключенного до его изменения.
|
А.Н. Голомолзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2012 г. N АГ/35980/12 "О применении пункта 3 Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294"
Текст письма официально опубликован не был