Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу Управления Федеральной
регистрационной службы по Москве
от 29 марта 2007 г. N 54
Примерные перечни
правоустанавливающих документов, представляемых для регистрации прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки
1. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд и права собственности Российской Федерации, города Москвы, муниципального образования на данный земельный участок после изъятия
Для регистрации решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд:
- Решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд;
- Согласие органа, уполномоченного осуществлять контроль за законностью принимаемых решений об изъятии земельных участков.
Для государственной регистрации права собственности на земельный участок после его изъятия:
- Соглашение с собственником или иным обладателем прав на земельный участок об условиях его выкупа (изъятия);
- Документ органа, принявшего решение об изъятии, подтверждающий факт уведомления собственника о принятии такого решения;
- Акт приема-передачи;
- Вступившее в законную силу решение суда, которым удовлетворен иск о принудительном выкупе земельного участка или прекращении прав на него.
2. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации права собственности граждан и юридических лиц на земельный участок
- Документ-основание для приобретения права собственности на земельный участок:
- государственные акты, выданные в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493;
- свидетельства о праве собственности на землю, выданные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 (выдавались до 29 октября 1993);
- договор об отчуждении земельного участка;
- свидетельство о праве на наследство и иные документы;
- копия решения суда, устанавливающего права на земельный участок с отметкой о вступлении его в законную силу.
либо
- Копия распорядительного акта на землю представляется на государственную регистрацию не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю, а именно:
- постановление Правительства Москвы
либо
- распоряжение Префекта административного округа
либо
- утвержденное Префектом решение комиссии по земельным правоотношениям административного округа, заверенное в установленном порядке,
- Подлинник кадастрового плана земельного участка, удостоверенный органом, ответственным за кадастровый учет и его копия, заверенная органом, ответственным за кадастровый учет.
- Договор купли-продажи земельного участка;
- Извещение о проведении торгов, опубликованное в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- Результаты торгов, опубликованные организатором торгов в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах торгов в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона;
- Протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), содержащий информацию, предусмотренную п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808;
3. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
- Копия распорядительного акта на землю представляется на государственную регистрацию не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю, а именно:
- постановление Правительства Москвы;
либо
- распоряжение Префекта административного округа;
либо
- утвержденное Префектом решение комиссии по земельным правоотношениям административного округа, заверенное в установленном порядке.
- государственный акт о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по форме, утвержденной постановлением Совета министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (при наличии);
либо
- Иные имеющиеся у землепользователя документы, выданные уполномоченным органом до 06.07.1999 г. в копии и подлиннике.
4. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации договора безвозмездного срочного пользования земельным участком
- Копия распорядительного акта на землю представляется на государственную регистрацию не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю, а именно:
- постановление Правительства Москвы;
либо
- распоряжение Префекта административного округа;
либо
- утвержденное Префектом решение комиссии по земельным правоотношениям административного округа, заверенное в установленном порядке.
- Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком не менее чем в 2-х экземплярах-подлинниках (в случае, если договор безвозмездного срочного пользования заключен после 17.09.2003), один из которых после государственной регистрации прав возвращается правообладателю;
либо
- Подлинный экземпляр договора безвозмездного срочного пользования и его надлежащим образом заверенная копия (в случае, если договор безвозмездного срочного пользования заключен до 17.09.2003).
5. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации права собственности либо договора аренды, в соответствии с договором о развитии застроенной территории
- Договор о развитии застроенной территории (подлинник и надлежащим образом заверенная копия);
- Копия распорядительного акта уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность;
либо
- Договор аренды земельного участка не менее чем в 2-х экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав возвращается правообладателю;
- Копия распорядительного акта уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
- Подлинник кадастрового плана земельного участка, удостоверенный органом, ответственным за кадастровый учет и его копия, заверенная органом, ответственным за кадастровый учет.
6. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации договора аренды земельного участка
- Копия распорядительного акта на землю представляется на государственную регистрацию не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю, а именно:
- постановление Правительства Москвы;
либо
- распоряжение Префекта административного округа;
либо
- утвержденное Префектом решение комиссии по земельным правоотношениям административного округа, заверенное в установленном порядке;
- Подлинник кадастрового плана земельного участка, удостоверенный органом, ответственным за кадастровый учет и его копия, заверенная органом, ответственным за кадастровый учет.
- Договор аренды земельного участка не менее чем в 2-х экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав возвращается правообладателю.
Для государственной регистрации договора аренды земельного участка, предоставленного с предварительным согласованием места размещения объекта также представляются*:
- Сведения об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка;
- Акт о выборе земельного участка с приложением границ земельного участка;
- Решение органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Для государственной регистрации договора аренды земельного участка, представляемого гражданину для индивидуального жилищного строительства также представляются:
- Сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, опубликованное в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и размещенное на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в сети "Интернет";
- Сведения об отсутствии поступления заявлений от иных граждан Российской Федерации о предоставлении в аренду указанного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство;
- Решение соответствующего органа государственной власти о предоставлении земельного участка на праве аренды под индивидуальное жилищное строительство.
либо
- Протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), содержащий информацию, предусмотренную п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
------------------------------
* Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
7. Примерный перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды земельного участка, предоставленного гражданам и юридическим лицам по результатам торгов (конкурса, аукциона)
- Копия распорядительного акта на землю представляется на государственную регистрацию не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю а именно:
- постановление Правительства города Москвы;
либо
- распоряжение Префекта административного округа;
либо
- утвержденное Префектом решение комиссии по земельным правоотношениям административного округа, заверенное в установленном порядке;
- Подлинник кадастрового плана земельного участка, удостоверенный органом, ответственным за кадастровый учет и его копия, заверенная органом, ответственным за кадастровый учет.
- Договор аренды земельного участка не менее чем в 2-х экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав возвращается правообладателю.
- Извещение о проведении торгов, опубликованное в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- Результаты торгов, опубликованные организатором торгов в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах торгов в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона;
- Протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), содержащий информацию, предусмотренную п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
8. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации дополнительного соглашения к договору аренды
- Дополнительное соглашение в подлиннике, равном количестве сторон договора и один для Управления;
- При изменении сроков аренды, адреса, площади, местоположения, границ или целевого использования назначения земельного участка - копия распорядительного акта на землю не менее чем в двух экземплярах, обосновывающего внесение изменений, удостоверенного в установленном законом порядке, а именно;
- постановление Правительства Москвы;
либо
- распоряжение префекта административного округа;
либо
- утвержденное префектом Решение комиссии по земельным правоотношениям административного округа.
- Подлинник кадастрового плана земельного участка (в случае, если изменения затрагивают площадь и месторасположение границ, адрес земельного участка)
9. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации договора субаренды земельного участка
- Договор субаренды земельного участка;
- Документы, названные в договоре субаренды в качестве приложений;
- Согласие собственника земельного участка, выраженное в письменной форме, или его уведомление;
- Распорядительный акт на землю (представляется в случаях изменения целевого назначения участка (его части), передаваемого в субаренду):
- распоряжение префекта административного округа;
или
- утвержденное Префектом решение окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию.
10. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации сделок с правами аренды
- Договора переуступки (купли-продажи) права аренды по договору аренды земельного участка не менее чем в двух экземплярах-подлинниках со всеми действующими дополнениями, изменениями и соглашениями;
- Копии документов, указанных в договоре переуступки права аренды;
- Протоколы общих собраний организаций-участников сделки о назначении директора (генерального директора) или выписки из них (копия, заверенная организацией);
Протоколы общих собраний каждого из участников сделки с решением о ее совершении или выписки из них (в качестве подтверждения выполнения требований законодательства при совершении крупной сделки) (копия, заверенная организацией. Предоставляют только АО и ООО, как собственник, так и приобретатель).
Справка о стоимости предмета сделки в процентах относительно балансовой стоимости активов АО или от стоимости имущества ООО по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения (в качестве выполнения требований законодательства при совершении крупной сделки (подлинник, подписанный главным бухгалтером и скрепленный печатью общества.);
Согласие другого супруга на совершение сделки или запись нотариуса об изъятии такого согласия при нотариальном удостоверении договора (для супругов, распоряжающихся общим недвижимым имуществом. Согласие, заверенное нотариально - для физического лица).
- Согласие собственника земельного участка, выраженное в письменной форме, на совершение сделки с правами аренды земли (переуступки прав) или его уведомление.
11. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации договора о внесении права аренды земельного участка в уставный капитал юридического лица (или решения о внесении права аренды земельного участка в уставный капитал юридического лица)
- Договор о внесении права аренды земельного участка в уставной капитал юридического лица;
- Документы, указанные в качестве приложений в договоре о внесении права аренды земельного участка в уставной капитал юридического лица;
- Согласие собственника земельного участка, выраженного в письменной форме, на совершение сделки по внесению права аренды земельного участка в уставной капитал;
- Акт проведения независимой оценки (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации");
- Справка о стоимости предмета сделки в процентах относительно балансовой стоимости активов АО или стоимости имущества ООО по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения, подписанная руководителем и главным бухгалтером и скрепленная общества, осуществляющего передачу имущества в уставной капитал;
- Договор о приобретении дополнительных акций;
- Документ Федеральной комиссии по ценным бумагам, подтверждающий регистрацию увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций (уведомление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг).
- Для государственных и муниципальных предприятий, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения - обязательно письменное согласие соответствующего органа по управлению имуществом на внесение права аренды в уставный капитал.
- Для юридического лица - правообладателя один из следующих документов об утверждении стоимости права аренды и о переуступке права аренды земельного участка, путем внесения его в уставной капитал:
- протокол общего собрания участников/акционеров
- решение собрания учредителей о внесении вкладов
- решение учредителя юридического лица о внесении вклада, принятое в соответствии с компетенцией, определенной уставом и иные распорядительные документы
- Для юридического лица - правоприобретателя один из следующих документов об утверждении стоимости права аренды и о внесении права аренды земельного участка:
- протокол общего собрания участников/акционеров
- решение собрания учредителей о внесении вкладов
- решение учредителя юридического лица о внесении вклада, принятое в соответствии с компетенцией, определенной уставом и иные распорядительные документы.
- Для вновь созданного юридического лица: Учредительный договор и Устав.
12. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации прекращения договора аренды
- Соглашение о расторжении (прекращении) договора аренды (субаренды);
или
- Решение суда (мировое соглашение) о расторжении договора аренды (субаренды);
или
- Акт приема-передачи при истечении срока действия договора аренды.
13. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации договора ипотеки земельного участка/права аренды земельного участка
- Договор об ипотеке;
- Документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложений;
- Кредитный или иной договор, исполнение которого обеспечивается ипотекой;
- Документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства (в случае, когда право залога возникает не с момента заключения договора об ипотеке, а с момента возникновения основного обязательства);
- Согласие собственника земельного участка (при ипотеке права аренды земельного участка);
- Закладная (если в договоре об ипотеке указано, что права залогодержателя удостоверяются закладной);
- Документы, названные в закладной в качестве приложений;
- Согласие залогодержателя по последующему договору ипотеки на изменение предшествующего договора, влекущее обеспечение новых требований предшествующего залогодержателя или увеличение объема требований, уже обеспеченных по этому договору, если иное не предусмотрено предшествующим договором об ипотеке;
- Лицензия на управление ипотечным покрытием, правила доверительного управления ипотечным покрытие (при государственной регистрации ипотеки, обеспечивающей требования, составляющие такое ипотечное покрытие);
- Выписка из реестра паевых инвестиционных фондов, выданная в установленном ФЗ от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" порядке не ранее чем за 10 дней до даты представления документов на государственную регистрацию, правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом (договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом) со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями (подлинник и копия); лицензия управляющей компании, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд (подлинник или нотариально удостоверенная копия, а также копия для приобщения в дело правоустанавливающих документов) (при государственной регистрации ипотеки недвижимого имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд);
- Правила доверительного управления ипотечным покрытием.
- Для государственных и муниципальных предприятий, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения, обязательно письменное согласие соответствующего органа по управлению имуществом на ипотеку права аренды земли.
- На имущество, находящееся в общей совместной собственности (без определения доли каждого из собственников в праве собственности), ипотека может быть установлена при наличии согласия на это всех собственников.
14. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации прекращения ипотеки (залога) земельного участка
- Совместное заявление залогодержателя и залогодателя о прекращении ипотеки;
либо
- Заявление законного владельца закладной;
либо
- Решение суда, арбитражного суда или третейского суда о прекращении ипотеки.
15. Примерный перечень документов, представляемых для регистрации сервитута
При регистрации публичного сервитута:
- закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в соответствии с которым установлен публичный сервитут;
При регистрации частного сервитута:
- вступившее в законную силу решение суда об установлении сервитута;
либо
- договор (соглашение) об установлении сервитута со всеми действующими изменениями и дополнениями;
- согласие всех собственников (при установлении частного сервитута на основании договора на земельный участок, находящийся в общей собственности);
Если сервитут относится к части земельного участка - представляется подлинник кадастрового плана земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, удостоверенный органом, осуществляющим кадастровый учет, и его копия, заверенная органом, осуществляющим кадастровый учет.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.