Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 17
к приказу Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
от 29 декабря 2012 г. N П/625
Методические указания
по порядку составления отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям
(по состоянию на 1 января 2013 года)
1. Порядок составления отчета
Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляется во исполнение п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р, утвердившего в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" Федеральный план статистических работ, согласно которому Росреестр является субъектом официального статистического учета и осуществляет формирование официальной статистической информации, названной в п.п. 9.6-9.13 плана, а также отчетные данные являются информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".
Отчет составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом.
Статистический отчет представляет собой обобщенный, систематизированный по определенному принципу свод документированных сведений о земельном фонде в определенных границах. Перечень обобщаемых в отчете сведений определен на основе действующего законодательства, сложившихся традиций учета количества, качественного состояния и правового положения земель в границах территорий, а также действующих в данной предметной области государственных и ведомственных стандартов. Принятый состав показателей характеризует наличие, состояние и использование земельного фонда в населенных пунктах, административных районах, субъектах Российской Федерации и в целом в Российской Федерации.
Целью обобщения в отчете различных данных о земле является информационное обеспечение государственного и муниципального управления земельными ресурсами в необходимом для этого объеме. Периодичность составления отчета позволяет анализировать количественные и качественные изменения, произошедшие с земельным фондом в течение года, определять эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их использовании, а также осуществлять планирование мероприятий, направленных на дальнейшее увеличение производственного, инвестиционного, социального потенциала земли.
Отчетной документацией являются формы федерального государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, утвержденные постановлением Росстата от 06.08.2007 N 61, а также приложения к статистическим формам и таблицы (см. раздел 3 настоящего документа).
Отчет о наличии земель и их распределении формируется на основе данных, ранее учтенных в документах государственного земельного кадастра (в том числе до 2000 года) в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет объектов недвижимости (земельных участков), проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до его вступления в силу, признан юридически действительным. Следовательно, считаются юридически действительными сведения о землях и земельных участках, внесенные в Единый государственный реестр земель и документы ГЗК, действовавшие ранее: книги учета земель различного уровня (земельнокадастровая книга предприятия, государственная земельнокадастровая книга района (города) и др.), содержащие сведения о регистрации землевладения (землепользования), количестве и качестве земель в экспликациях по каждому объекту учета. А также считаются юридически действительными сведения о земельном фонде (прежде всего его официальная общая площадь в границе административного образования), утвержденные органами власти в составе годовых статистических отчетов в соответствии с законодательством, действовавшим до момента принятия Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Таким образом, в статистическом отчете о наличии и распределении земель отражаются сведения о землях и земельных участках:
1) учтенные в документах государственного земельного кадастра, действовавших до 2000 года;
2) полученные в результате проведения государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков и внесения изменений в характеристики земельных участков в ЕГРЗ согласно Федеральному закону "О государственном земельном кадастре";
3) учтенные в государственном кадастре недвижимости согласно Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" в связи с образованием или созданием объекта недвижимости либо изменением его уникальных или других установленных законом характеристик.
Отражаемые изменения отчетных данных, характеризующих земельный фонд по категориям земель, видам использования, формам собственности (видам вещных прав), являются результатом обобщения сведений обо всех земельных участках, расположенных на соответствующей территории, у которых данные характеристики в течение отчетного года претерпели изменения при ведении государственного кадастра недвижимости.
Актуализация данных о распределении земель по угодьям и их качестве осуществляется на основе обработки данных, получаемых в ходе выполнения работ по инвентаризации и государственному мониторингу земель. При этом источником необходимых сведений служат землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документации, утвержденные в установленном порядке, а также решения и акты комиссий, содержащие сведения о состоянии и использовании земель.
В связи с тем, что вопросы управления земельными ресурсами не входят в ведение Росреестра, а также утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.92 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", содержащее порядок сбора и предоставления обобщенных данных о земле, сведения о предоставлении государственных и муниципальных земель и других решениях в отношении земельных участков (земель) получаются от компетентных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках соответствующих соглашений или единовременных запросов. Получение сведений, содержащих характеристики земельного участка, и не вошедших в состав сведений государственного кадастра недвижимости, организуется аналогично. Данный порядок соответствует условиям предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".
Отчеты составляются отдельно для каждого административно-территориального образования (согласно действующего ОКАТО) организацией, осуществляющей учет текущих изменений сведений о наличии земель в границах территорий и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.
Организациями, составляющими отчет, могут быть Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации (их структурные подразделения) или филиалы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам Российской Федерации, осуществляющие функции по государственному кадастровому учету. При включении в отчет сведений о вновь сформированных земельных участках, в том числе полученных в процессе разграничения государственной собственности на землю, участие федеральных государственных учреждений является обязательным.
Представляется отчет о наличии и распределении земель в субъекте Российской Федерации в Росреестр территориальными органами по субъекту Российской Федерации.
Отчеты составляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также закона Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".
На документах, входящих в отчет проставляются подпись руководителя соответствующего Управления Росреестра по субъекту Российской Федерации и подписи должностных лиц - исполнителей работ по подготовке отчета, а также печать территориального органа.
С целью большей достоверности представляемых в отчете всеобъемлющих данных о земле рекомендуем территориальным органам и их структурным подразделениям согласовывать отдельные сведения (о лесном фонде, водном фонде, организационно-правовых формах предприятий, правах на земельный участок, хозяйствующих субъектах и т.д.) с соответствующими территориальными органами МПР России, Минсельхоза России, Росстата, Росимущества и т. д.
Отчет о наличии и распределении земель представляется в Росреестр в два этапа:
Первый этап заключается в предварительном рассмотрении Росреестром представленных территориальными органами отчетов. Отчеты в Росреестр представляются в бумажном и электронном виде не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. На бумаге отчет представляется в двух экземплярах и не брошюруется (т. е. формы отчетности не переплетаются в один отчет о наличии и распределении земель, но при этом скрепляются степлером листы отдельных форм). Один экземпляр содержит формы федерального государственного статистического наблюдения (включая приложения) и таблицы к докладу о состоянии и использовании земель. Второй экземпляр содержит только формы федерального статистического наблюдения и приложения к ним. К отчету прилагается краткая пояснительная записка (не более 4-х листов текста без включения таблиц и диаграмм), содержащая анализ основных изменений в структуре земель подведомственных территорий за отчетный год со ссылками на документы - основания, подтверждающие факт изменения характеристик земель. Для представления в Росреестр сведения о земле в целом по субъекту Российской Федерации в статистические формы (в бумажном и электронном виде), приложения и таблицы (кроме таблицы N 6) вносятся в тыс. га. На предварительном этапе в отчет не включаются сведения в разрезе районов.
Заполненные формы должны иметь необходимые подписи, заверенные печатями, при этом первый экземпляр документов отчета должен содержать оригиналы форм, второй экземпляр может содержать копии форм.
В электронном виде данные отчетов, сформированные с помощью программного средства "Свод" (ПС "Свод"), передаются по электронной почте по адресу: rnd10818@rosreestr.ru.
Второй этап начинается после принятия отчета Росреестром - отчетные данные по субъекту Российской Федерации считаются окончательными, после чего начинается формирование "Свода" данных в целом о землях в Российской Федерации. В свою очередь, Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации оформляют отчет в сброшюрованном виде и не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным представляют его в Росреестр. Данный экземпляр отчета содержит полный состав документов (перечень указан в 3 разделе), включая сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма N 22-2) в границах административных районов и городов областного, краевого, республиканского подчинения. В исключительных случаях (большой объем листов) допускается переплет "районных" и "городских" форм 22-2 в отдельный том.
В сброшюрованный отчет должны входить оригиналы форм, заверенные подписями и печатями.
Одновременно с отчетом (к 1 апреля) в Росреестр представляется региональный доклад о состоянии и использовании земель в субъекте Российской Федерации в бумажном (переплетенном) и электронном видах не позднее 1 апреля.
Сроки представления отчетов указаны согласно Федеральной программе статистических работ.
2. Основные принципы формирования отчета
Отчет о наличии и распределении земель является документом, содержащим обобщенные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель, которые используются или могут использоваться, в границах территорий (населенных пунктов, административных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации), необходимые для управления земельными ресурсами. Отсюда, объектом учета для целей составления данного отчета является земельный фонд соответствующей территории в ее границах.
Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет, и документации по ведению текущего учета земель в границах территорий, это - принцип баланса. В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного показателя обязательно влечет изменение другого показателя, и связь между ними выражается в форме равенства итогов (в нашем случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории). Таким образом, при сравнении качественных и количественных изменений в земельном фонде используется балансовый метод анализа, который предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей (семь категорий земель и виды угодий) с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, что в дальнейшем используется для расчетов и прогнозирования.
Обращаем Ваше внимание на то, что до принятия решения Росреестром о новом порядке формирования и признания официальной площади земельного фонда в границах субъектов Российской Федерации, отчет составляется в описанных и утвержденных в соответствии с ранее установленным порядком границах и общей площадью земельного фонда.
В отчет не обобщаются сведения о землях в границах муниципальных образований, образованных согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прежде чем:
границы вновь образованных территориальных образований будут описаны и утверждены в установленном порядке;
сведения о границах и землях новых территориальных образований в установленном порядке учтены в государственном кадастре недвижимости;
разработаны и введены в действие система документов и новый порядок учета земель в границах территориальных образований, позволяющие изменять итоговую балансовую составляющую - площадь земельного фонда.
В основу системы показателей, характеризующих земли, приняты показатели, выражающиеся в натуральных единицах измерения, разработанные ранее (в период действия постановления Совета Министров СССР от 10.07.1977 N 501 и постановления Правительства РФ от 25.08.1992 N 622) и традиционно используемые для планирования расходов государственного бюджета в области сельскохозяйственного производства, определения видов и объемов землеустроительных работ, контроля за использованием земель, а также осуществления других функций по государственному управлению земельными ресурсами.
Исторически сложилось, что основными учетными элементами в земельном балансе являются земельное угодье и категория земель.
Земельные угодья - это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам (ГОСТ 26640-85). Земельное угодье имеет определенное местоположение, замкнутую границу и площадь. Земельные угодья подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.
Все земли по своему основному целевому назначению подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В составе земельного фонда категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим (ГОСТ 26640-85).
Именно по этим классификационным признакам можно оценивать рациональное использование земель (осуществлять наблюдения за использованием земель в соответствии с их целевым назначением, выявлять причины ухудшения плодородия земель и оценивать экологическую обстановку, необходимые расчеты, прогнозирование и др.).
Поскольку ранее для целей землепользования предоставлялись (и изымались у прежних собственников и пользователей) земельные участки, земельный участок являлся объектом государственного кадастрового учета в государственном земельном кадастре и земельный участок определен ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" видом объекта недвижимости, сведения об уникальных характеристиках которого вносятся в государственный кадастр недвижимости, единицей учета, участвующей в формировании отчета, является земельный участок (землепользование).
Каждый предоставленный земельный участок может состоять из различных земельных угодий и должен быть отнесен к определенной категории.
Для получения итоговых значений категорий и угодий (основных учетных элементов) в границах района (города) в графы по каждой строке отчета заносятся площади земельных угодий, входящих во все участки определенного целевого назначения. Суммы угодий по строкам дают площади категорий земель, которые составляют земельный фонд в границах района (города). По графам в итоговой строке будут получены площади земельных угодий, также (при их суммировании) дающие площадь района (города). При этом, непосредственное получение измененных обобщенных (статистических) показателей осуществляется через трансформацию площадей во вспомогательных (балансовых) таблицах, построенных по принципу от частного к общему и "прибыло"-"убыло".
Кроме традиционного отражения в отчетных формах распределения земель по категориям и угодьям актуальной является отчетная форма, характеризующая распределение земель по категориям и формам собственности. В этом случае учетными элементами являются категория земель и форма собственности. Единицей учета остается земельный участок или его часть, находящаяся в определенной форме собственности.
По строкам суммы земель, находящихся в различной форме собственности дают площади категорий земель, которые составляют земельный фонд в границах района (города). По графам в итоговой строке получаются площади земель в той или иной форме собственности, в сумме также дающие площадь района (города) в границах.
Заполненные формы отчета представляют собой земельный баланс района (города).
Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации.
Земельный баланс Российской Федерации получается путем свода земельных балансов субъектов Российской Федерации.
Земельный баланс в связи с этим является основным документом, где ежегодно представляется структура земельного фонда в границах территории.
Земельный баланс на отчетную дату отражает итог произошедшего за год "движения" земель в результате предоставления земельных участков (изъятие и отвод), перевода земель из категории в категорию в соответствии с установленной процедурой, изменения вида угодья и формы собственности на землю, учтенного в специальной документации по ведению текущего учета наличия и распределения земель. При этом площадные характеристики учетных элементов меняются, неизменными остаются перечень учетных элементов и объект учета (площадь территории в границах - земельный фонд). В итоге всегда сумма площадей полученных категорий равна площади земельного фонда и сумма общих площадей земельных угодий также равна площади земельного фонда.
Обращаем Ваше внимание, что официальные значения общей площади земельного фонда субъектов Российской Федерации и России в границах территорий, используемые в настоящее время, получены (вычислены и введены в учет) и утверждены в установленном порядке в период действия единого порядка по государственному учету земель (до 1992 года) и до установления соответствующего нового порядка не подлежат изменению. Кроме этого, действовавший ранее порядок учета земель в административных границах не предусматривал включения в общую площадь земельного фонда земель, занятых внутренними морями и территориальным морем, за исключением тех "морских" участков, которые вошли в состав землеотвода для строительства и эксплуатации гидротехнических (и других) сооружений или других видов использования.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Отчетная документация
Документы, входящие в отчет о наличии и распределении земель:
3.1. Формы федерального государственного статистического наблюдения:
Форма N 22-1. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности;
Форма N 22-2. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям;
Форма N 22-3 (организации). Сведения о формах собственности земель, используемых предприятиями, организациями, хозяйствами, обществами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции;
Форма N 22-3 (граждане). Сведения о правах, на которых использовали землю граждане (объединения граждан), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;
Форма N 22-4 (организации). Сведения о наличии земель у предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции;
Форма N 22-4 (граждане). Сведения о наличии земель у граждан (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции;
Форма N 22-5. Сведения о распределении общих площадей городских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности;
Форма N 22-6. Сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности;
Приложение N 1 к форме N 22-4 (организации, граждане). Сведения о состоянии мелиорированных земель (орошение);
Приложение N 2 к форме N 22-4 (организации, граждане). Сведения о состоянии мелиорированных земель (осушение);
11. Формы N 22-2. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям по административным районам, городам областного, краевого, республиканского и федерального значения.
3.2. Таблицы (приложение к докладу о состоянии и использовании земель):
Таблица N 1. Сведения о землях запредельного пользования;
Таблица N 2. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции;
Таблица N 2-а. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции (на орошаемых землях);
Таблица N 2-б. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции (на осушаемых землях);
Таблица N 3. Сведения об отводе земель для государственных и общественных надобностей;
Таблица N 4. Сведения об изменении общих площадей по категориям земель;
Таблица N 5. Сведения о землях, находящихся в частной собственности;
Таблица N 6. - Сведения о правах на земельные участки, предоставленных гражданам.
3.3 Справка о взаимном согласовании земель запредельного пользования (по угодьям и категориям):
3.4 Копии документов (решений, постановлений и т.п.), подтверждающих основные изменения отчетных данных.
4. Программа увязок земельно-отчетной документации (междокументальный контроль)
В обязательном порядке должно соблюдаться сопоставимость показателей, а именно:
Формы N 22-1 и N 22-2
Графа 1 по всем строкам формы N 22-1 = графе 2 по всем строкам формы 22-2
Формы N 22-3 (организации) и N 22-4 (организации)
Графа 1 формы N 22-3 (организации) = графе 2 формы N 22-4 (организации)- по всем строкам
Формы N 22-3 (граждане) и N 22-4 (граждане)
Графа 1 формы N 22-3 (граждане) = графа 2 формы N 22-4 (граждане) - по всем строкам
Формы N 22-4 (организации), N 22-4 (граждане) и формы N 22-2 в разрезе угодий
1. Графа 2 строка 09 |
+ графа 2 строка 14 |
<= графа 2 строка 27 |
2. Графа 3 строка 09 |
+ графа 3 строка 14 |
<= графа 3 строка 27 |
3. Графа 6 строка 09 |
+ графа 6 строка 14 |
<= графа 4 строка 27 |
4. Графа 9 строка 09 |
+ графа 9 строка 14 |
<= графа 5 строка 27 |
5. Графа 12 строка 09 |
+ графа 12 строка 14 |
<= графа 6 строка 27 |
6. Графа 15 строка 09 |
+ графа 15 строка 14 |
<= графа 7 строка 27 |
7. Графа 18 строка 09 |
+ графа 18 строка 14 |
<= графа 8 строка 27 |
8. Графы с 21 по 39 * строка 09 + графы с 21 по 39 строка 14 <= графе с 9 по 27 строке 27 |
Примечание * Диапазон: последовательно задействованы графы с 21 по 39 включительно
Формы N 22-4 (организации), N 22-4 (граждане) и Приложение N 1 к форме N 22-4
1. Строка 09 графа 4 |
+строка 14 графа 4 |
<= строка 05 графа 1 |
2. Строка 09 графа 7 |
+строка 14 графа 7 |
<= строка 01 графа 1 |
3. Строка 09 графа 10 |
+строка 14 графа 10 |
<= строка 04 графа 1 |
4. Строка 09 графа 13 |
+строка 14 графа 13 |
<= строка 02 графа 1 |
5. Строка 09 графа 16+строка 14 графа 16+строка 09 графа 19+строка 14 графа 19<=строка 03 гр. 1 |
Формы N 22-4 (организации), N 22-4 (граждане) и Приложение N 2 к форме N 22-4
1. Строка 09 графа 5 |
+строка 14 графа 5 |
<= строка 05 графа 1 |
2. Строка 09 графа 8 |
+строка 14 графа 8 |
<= строка 01 графа 1 |
3. Строка 09 графа 11 |
+строка 14 графа 11 |
<= строка 04 графа 1 |
4. Строка 09 графа 14 |
+строка 14 графа 14 |
<= строка 02 графа 1 |
5. Строка 09 графа 17+строка 14 графа 17+строка 09 графа 20+строка 14 графа 20<=строка 03 гр. 1 |
Формы N 22-5 и N 22-6 и формы N 22-1
1. Графы с 1 по 19 строка 33 + графы с 1 по 19 строка 32 = графам с 1 по 19 строки 03 |
|
||
|
||
Таблица N 2 с формой N 22-4 (организации) и N 22-4 (граждане) за год, предшествующий отчетному
1. Строка 01 графа 1 |
= строка 09 графа 6 |
+строка 14 графа 6 |
2. Строка 02 графа 1 |
= строка 09 графа 9 |
+строка 14 графа 9 |
3. Строка 03 графа 1 |
= строка 09 графа 12 |
+строка 14 графа 12 |
4. Строка 04 графа 1 |
= строка 09 графа 15 |
+строка 14 графа 15 |
5. Строка 05 графа 1 |
= строка 09 графа 18 |
+строка 14 графа 18 |
6. Строка 06 графа 1 |
= строка 09 графа 3 |
+строка 14 графа 3 |
Таблица N 2 с формой N 22-4 (организации) и N 22-4 (граждане) за год, предшествующий отчетному
1. Строка 01 графа 33 |
= строка 09 графа 6 |
+строка 14 графа 6 |
2. Строка 02 графа 33 |
= строка 09 графа 9 |
+строка 14 графа 9 |
3. Строка 03 графа 33 |
= строка 09 графа 12 |
+строка 14 графа 12 |
4. Строка 04 графа 33 |
= строка 09 графа 15 |
+строка 14 графа 15 |
5. Строка 05 графа 33 |
= строка 09 графа 18 |
+строка 14 графа 18 |
6. Строка 06 графа 33 |
= строка 09 графа 3 |
+строка 14 графа 3 |
Таблица N 2-а (орошаемые земли) с формой N 22-4 (организации) и N 22-4 (граждане) за год, предшествующий отчетному
1. Строка 01 графа 1 |
= строка 09 графа 7 |
+строка 14 графа 7 |
2. Строка 02 графа 1 |
= строка 09 графа 10 |
+строка 14 графе 10 |
3. Строка 03 графа 1 |
= строка 09 графа 13 |
+строка 14 графа 13 |
4. Строка 04 графа 1 |
= строка 09 графа 16 |
+строка 14 графа 16 |
5. Строка 05 графа 1 |
= строка 09 графа 19 |
+строка 14 графа 19 |
6. Строка 06 графа 1 |
= строка 09 графа 4 |
+строка 14 графа 4 |
Таблица N 2-а (орошаемые земли) с формой N 22-4 (организации) и N 22-4 (граждане) за год, предшествующий отчетному
1. Строка 01 графа 33 |
= строка 09 графа 7 |
+строка 14 графа 7 |
2. Строка 02 графа 33 |
= строка 09 графа 10 |
+строка 14 графе 10 |
3. Строка 03 графа 33 |
= строка 09 графа 13 |
+строка 14 графа 13 |
4. Строка 04 графа 33 |
= строка 09 графа 16 |
+строка 14 графа 16 |
5. Строка 05 графа 33 |
= строка 09 графа 19 |
+строка 14 графа 19 |
6. Строка 06 графа 33 |
= строка 09 графа 4 |
+строка 14 графа 4 |
Таблица N 2-б (осушенные земли) с формой N 22-4 (организации) и N 22-4 (граждане) за год, предшествующий отчетному
1. Строка 01 графа 1 |
= строка 09 графа 8 |
+строка 14 графа 8 |
2. Строка 02 графа 1 |
= строка 09 графа 11 |
+строка 14 графа 11 |
3. Строка 03 графа 1 |
= строка 09 графа 14 |
+строка 14 графа 14 |
4. Строка 04 графа 1 |
= строка 09 графа 17 |
+строка 14 графа 17 |
5. Строка 05 графа 1 |
= строка 09 графа 20 |
+строка 14 графа 20 |
6. Строка 06 графа 1 |
= строка 09 графа 5 |
+строка 14 графа 5 |
Таблица N 2-б (осушенные земли) с формой N 22-4 (организации) и N 22-4 (граждане) за год, предшествующий отчетному
1. Строка 01 графа 33 |
= строка 09 графа 8 |
+строка 14 графа 8 |
2. Строка 02 графа 33 |
= строка 09 графа 11 |
+строка 14 графа 11 |
3. Строка 03 графа 33 |
= строка 09 графа 14 |
+строка 14 графа 14 |
4. Строка 04 графа 33 |
= строка 09 графа 17 |
+строка 14 графа 17 |
5. Строка 05 графа 33 |
= строка 09 графа 20 |
+строка 14 графа 20 |
6. Строка 06 графа 33 |
= строка 09 графа 5 |
+строка 14 графа 5 |
Таблицы N 2, N 2-а (орошение) и N 2-б (осушение) (увязка форм между собой)
1. Графы 1, 2, 3, 4, 5, 11, 17, 18, 19, 20, 27, 28, 29, 33 таблицы N 2 >= графам 1, 2, 3, 4, 5, 11, 17, 18, 19, 20, 27, 28, 29, 33 таблицы N 2-а (орошение) - по всем строкам
2. Графы 1, 2, 3, 4, 5, 11, 17, 18, 19, 20, 27, 28, 29, 33 таблицы N 2 >= графам 1, 2, 3, 4, 5, 11, 17, 18, 19, 20, 27, 28, 29, 33 таблицы N 2-б (осушение) - по всем строкам
3. Графа 30 таблицы N 2-а (орошение) >= графа 14 таблицы N 2-б (осушение)
4. Графа 30 таблицы N 2-б (осушение) >= графа 13 таблицы N 2-а (орошение)
5. Строки с 01 по 06 таблицы N 2-а (орошаемые земли) + строки с 01 по 06 таблицы N 2 б (осушаемые земли) <= строкам с 01 по 06 таблицы N 2 (на все земли) по всем графам, кроме 12, 13, 14, 15, 16, 30, 31, 32
Увязка таблицы N 4 с формой N 22-1 за год, предшествующий отчетному
|
||
1. Строка 01 графа 1 |
= строка 01 графа 1 |
|
2. Строка 02 графа 1 |
= строка 03 графа 1 |
|
3. Строка 03 графа 1 |
= строка 06 графа 1 |
|
4. Строка 04 графа 1 |
= строка 19 графа 1 |
|
Увязка таблицы N 4 с формой N 22-1 за отчетный год
|
||
1. Строка 01 графа 20 |
= строка 01 графа 1 |
|
2. Строка 02 графа 20 |
= строка 03 графа 1 |
|
3. Строка 03 графа 20 |
= строка 06 графа 1 |
|
4. Строка 04 графа 20 |
= строка 19 графа 1 |
|
Увязка таблицы N 6 с формой N 22-4 (граждане)
|
||
1. Строка 01 графа (1+2) - строка 02 графа (1+2) >= строка 01 графа 1 | ||
2. Строка 03 графа 1 |
= строка 03 графа 1 |
|
3. Строка 04 графа 1 |
>= строка 04 графа 1 |
|
4. Строка 05 графа 1 |
= строка 05 графа 1 |
|
5. Строка 06 графа 1 |
= строка 06 графа 1 |
|
6. Строка 07 графа 1 |
= строка 09 графа 1 |
|
7. Строка 08 графа 1 |
>= строка 07 графа 1 |
|
8. Строка 09 графа 1 |
>= строка 08 графа 1 |
|
9. Строка 10 графа 1 |
= строке 10 графа 1 |
|
10. Строка 13 графа 1 - строка 14 графа 1 >= строка 12 графа 1 | ||
= строка 11 графа 1 |
|
|
12. Строка 11 графа 1 |
>= строка 02 графа 1 |
|
Увязка таблицы N 5 с формой N 22-5 и N 22-6
1. Строка 05 графа 3 |
= строка 14 графа 2 + |
строка 14 графа 2 |
2. Строка 06 графа 3 |
= строка 19 графа 2 + |
строка 19 графа 2 |
3. Строка 07 графа 3 |
= строка 16 графа 2 |
+ строка 16 графа 2 |
4. Строка 08 графа 3 |
= строка 17 графа 2 |
+ строка 17 графа 2 |
5. Строка 11 графа 3 |
= строка 18 графа 2 |
+ строка 18 графа 2 |
6. Строка 01 графа 3 |
= строка 33 графа 2 |
+ строка 32 графа 2 |
7. Строка 21 графа 3 |
= строка 14 графа 3 |
+ строка 14 графа 3 |
8. Строка 20 графа 3 |
>= строка 16 графа 3 |
+ строка 16 графа 3+ |
|
||
|
||
9. Строка 16 графа 3 |
= строка 33 графа 3 |
+ строка 32 графа 3 |
10. Строка 23 графа 3 |
= строка 33 графа (2+3) |
Увязка таблицы N 5 с формой N 22-1
|
||
1. Строка 01 графа 1 |
= строка 27 графа 2 |
|
2. Строка 16 графа 1 |
= строка 27 графе 3 |
|
3. Строка 01 графа 2 |
= строка 01 графа 2 |
|
4. Строка 01 графа 3 |
= строка 03 графа 2 |
|
5. Строка 01 графа 4 |
= строка 06 графа 2 |
|
6. Строка 16 графа 2 |
= строка 01 графа 3 |
|
7. Строка 16 графа 3 |
= строка 103 графа 3 |
|
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "строка 103 графа 3" следует читать "строка 03 графа 3"
8. Строка 16 графа 4 |
= строка 06 графа 3 |
|
9. Строка 23 графа 1 |
|
|
10. Строка 23 графа 2 |
|
|
11. Строка 23 графа 3 |
|
|
12. Строка 23 графа 4 |
|
Увязка таблицы N 5 с формой N 22-3 (организации)
|
||
1. Строка 04 графа 1 |
>= строка 09 графа 10 |
|
2. Строка 17 графа 1 |
>= строка 09 графа 8 |
|
3. Строка 03 графа 1 |
>= строка 09 графа 7 |
|
4. Строка 18 графа 1 |
>= строка 09 графа 3 |
|
Методические указания
по порядку составления отчета по Форме N 22-1 "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности"
1. Отчет по форме N 22-1 "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности" составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом.
В Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации их структурными подразделениями отчет представляется не позднее 1 февраля месяца, следующего за отчетным периодом.
Управлениями Росреестра по субъектам Российской Федерации представляется сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации в Росреестр не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
2. Порядок заполнения формы
В форме отражается распределение земель по категориям (строки) и формам собственности (графы).
Форма заполняется на основании данных учета земель предыдущего года с учетом происшедших изменений в течение года по состоянию на отчетную дату в соответствии с общим порядком и принципами составления годового отчета, освещенными в разделах 1 и 2 методических указаний.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским населенным пунктам, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Землей, находящейся в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Землями, находящимися в государственной собственности, распоряжаются Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности находятся земельные участки, не предоставленные в частную собственность и которые признаны таковыми федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности или которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Основания внесения сведений о земле в соответствующие строки формы полностью соответствуют основаниям, перечисленным в порядке заполнения формы N 22-2 (см. п. 4 настоящего документа). Поэтому общие площади по соответствующим категориям в форме N 22-1 и в форме N 22-2 равны.
Земли, находящиеся в частной собственности, указываются во второй (собственность граждан) и третьей (собственность юридических лиц) графах.
В четвертой графе показываются площади земель, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Кроме этого, во второй, третьей и четвертой графах обобщаются сведения о землях согласно принадлежности доли в праве на земельный участок общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, а именно: если доля в праве принадлежит гражданину, то показатель площади этих земель отражается по графе 2; площадь долей, принадлежащих юридическому лицу - по графе 3, государству (муниципальному образованию) - по графе 4. Данное условие касается сведений, учтенных в форме 22-3 (организации) в качестве общей собственности на землю.
Сумма значений в графах 2, 3, 4 должна быть равна общей площади (графа 1).
В последующие графы (с 5 по 19), относящиеся к землям, находящимся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, записываются соответствующие площади земель, на которые права возникли в результате государственной регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с действующим законодательством (путем внесения сведений о правах на земельный участок в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)).
Информация о том, что объектом, в отношении которого состоялась регистрация права собственности, является сформированный земельный участок, подтверждается соответствующей выпиской из государственного кадастра недвижимости, выданной в установленном порядке органом, осуществляющим государственный кадастровый учет земельных участков. В случае если в ГКН по результатам межевания в рамках соответствующего мероприятия внесены сведения о сформированном земельном участке и при этом отсутствуют сведения о зарегистрированных правах (не поступили в рамках регламентированного информационного обмена сведениями), рекомендуется по данным участкам организовать единовременный запрос в соответствующие структурные подразделения регистрационных палат.
Основанием для возникновения права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются действующие федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации, прямо указывающие на принадлежность земель, а также акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, изданные до 1 июля 2006 года, и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
В графы, отражающие сведения о принадлежности земель, общая площадь участков лесного фонда (лесов), зарегистрированных ранее в собственности Российской Федерацией, не включается. Так как в этом случае земельный участок не был сформирован, а объектом права являлись леса, которые до внесения изменений в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации представляли собой самостоятельный объект недвижимости.
Согласно п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участок лесного фонда соответствует лесному участку. Вступивший в силу с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 7, установил, что лесной участок является земельным участком. Сведения о лесных участках в формах отчетности необходимо отражать только после документирования соответствующей информации о лесных участках - внесения изменений в сведения о них в ЕГРП, а также в государственный кадастр недвижимости. Необходимым условием обобщения данных о принадлежности лесных участков Российской Федерации является осуществление органом кадастрового учета в установленном порядке учетных действий в отношении таких участков, в том числе по описанию границ земельных участков и внесению соответствующих изменений в ранее учтенные сведения.
В качестве примера обобщения в форму отчетности данных о лесных участках, находящихся в федеральной собственности, можно рассмотреть две ситуации, связанные, во-первых, с кадастровым учетом и государственной регистрацией прав Российской Федерацией на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые сельскими (колхозными) лесами, а во-вторых, с государственной регистрацией прав Российской Федерацией на участки лесного фонда, расположенные в категории земель лесного фонда.
1. В первом случае сведения о федеральной собственности на лесные участки, возникшей в результате внесения соответствующих записей в ЕГРП об участках лесного фонда, расположенных в границах сельскохозяйственных организаций, обобщаются в категории земель лесного фонда в случае, если уже выполнены кадастровые работы по образованию новых земельных участков (лесных участков) путем раздела ранее учтенных (исходных) земельных участков сельскохозяйственного назначения и на основании заявления о государственном кадастровом учете, а также представленных материалов органом кадастрового учета внесены соответствующие сведения об образованном земельном участке категории земель лесного фонда, при этом внесены изменения в сведения о ранее учтенном (исходном) земельном участке сельскохозяйственного назначения.
2. Во втором случае, в виде исключения (и если нет противоречий в кадастровой и лесоустроительной документациях), допускается, в том числе обобщение сведений о федеральной собственности на лесные участки в категории земель лесного фонда без образования и государственного кадастрового учета в установленном порядке земельного участка, а именно, только на основании государственной регистрации прав Российской Федерацией на участки лесного фонда в категории земель лесного фонда и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В графу 2 записываются площади земельных участков, предоставленных в собственность гражданам на землях различных категорий для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства; земельные доли граждан, на которые сохраняется право собственности (переданные в аренду и пользование предприятиям, земли, в отношении которых организации осуществляют представительство, - невостребованные земельные доли и находящиеся в общей совместной собственности), а также земельные участки, выкупленные индивидуальными предпринимателями для коммерческих целей, отдельные земельные участки, полученные в счет земельной доли для ведения сельскохозяйственного производства и оформленные в собственность в установленном порядке.
Распределение перечисленных земельных участков по собственникам и категориям земель отражается в таблице N 5.
В графу 3 записываются: площадь земельных участков, предоставленных в собственность юридическим лицам на землях различных категорий для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (не прошедшие перерегистрацию), земли, являющиеся собственностью сельскохозяйственных коммерческих предприятий (земельные доли, выкупленные организацией, переданные в уставный капитал предприятия; земельный массив, прикупленный организацией дополнительно), земли общего пользования (охранные зоны, дороги, проезды, другие объекты и сооружения) переданные в собственность некоммерческим объединениям граждан и выкупленные объединениями граждан и товариществами собственников жилья, а также земли, выкупленные приватизированными предприятиями.
Распределение указанных земельных участков по собственникам и категориям земель также отражается в таблице N 5.
В графу записываются площади земель, представляющие собой доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащие государству или муниципальным образованиям.
Если в форме заполняются графы 5, 10, 15, то могут быть заполнены графы, следующие за ними.
В графы 6, 11, 16 записывается площадь земельных участков, предоставленных гражданам из государственной и муниципальной собственности на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования.
В графе 10 строки 02 отражаются только те земельные участки фонда перераспределения земель, на которые права зарегистрированы в установленном порядке согласно действующего законодательства (вошли в ЕГРП).
Декларирование принадлежности земель фонда перераспределения в решении (постановлении) органа власти является только основанием для государственной регистрации соответствующего права на землю.
В графы 8, 13, 18 записываются площади земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления из государственной и муниципальной собственности на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве безвозмездного срочного пользования.
В графах 7, 9, 12, 14, 17, 19 указываются площади земельных участков, предоставленных из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам в аренду.
Сумма значений граф, отражающих предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, может быть не равна общей площади этих земель, указанных в графах 5, 10, 15.
3. Контрольные соотношения
1. Строки (01+03+06+19+24+25+26) = строка 27 по всем графам;
2. Строка 02 <= строка 01 по всем графам;
3. Строка 03 = строкам (04+05);
4. Строка 06 = строкам (07+08+09+15+16+17+18);
5. Строка 09 = строкам (10+11+12+13+14);
6. Строка 19 = строкам (20+22+23);
8. Строка 27 >= строкам (28+29) по всем графам;
10. Графа 4 >= графам (5+10+15);
11. Графа 5 >= графам (6+7+8+9);
12. Графа 10 >= графам (11+12+13+14);
13. Графа 15 >= графам (16+17+18+19).
В электронном виде данные отчетов, сформированные с помощью программного средства "Свод" (ПС "Свод"), передаются по электронной почте по адресу: rnd10818@rosreestr.ru.
Контактные телефоны по вопросам заполнения отчета:
(495)526-7777 доб. 36-24 - Фатеева Татьяна Валентиновна;
(495)526-76-91 (IP 36-23) - Шубич Сергей Михайлович.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.