Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 443/2009/ЕС от 23 апреля 2009 г.
о разработке стандартов, устанавливающих требования к выбросам для новых легковых автомобилей в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа (СО2) автотранспортными средствами малой грузоподъемности*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
(Текст в редакции Регламента (ЕС) 397/2013 Европейской Комиссии от 30 апреля 2013 г.*(2),
Регламента (ЕС) 333/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 марта 2014 г.*(3),
Делегированного Регламента (ЕС) 2015/6 Европейской Комиссии от 31 октября 2014 г.*(4)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, его Статьей 175(1),
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
Учитывая Заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(5),
После проведения консультации с Комитетом регионов,
Действуя в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 251 Договора*(6),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Целью настоящего Регламента является установление требований к выбросам новых легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Сообщества, которые являются частью Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа () автотранспортными средствами малой грузоподъемности, обеспечивая надлежащее функционирование внутреннего рынка.
(2) Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принятая от имени Европейского Сообщества Решением 94/69/EC Совета ЕС от 15 декабря 1993г.*(7), устанавливает обязанность всех участников сформулировать положения и обеспечить имплементацию национальных, и в случае необходимости региональных программ, предусматривающих меры, направленные на уменьшение изменения климата. В свете настоящих требований Европейская Комиссия в январе 2007 г. в рамках международных переговоров внесла предложение об установлении Европейским Союзом цели по сокращению выбросов парниковых газов развитыми странами к 2020 г. на 30% (по сравнению с уровнем 1990 г.) и о принятии Союзом независимого обязательства по снижению выбросов парниковых газов к 2020 г. не менее чем на 20% (по сравнению с уровнем 1990 г.), безотносительно значений, достигнутых прочими развитыми странами. Данная цель была одобрена Европейским Парламентом и Советом ЕС.
(3) Последствием принятых обязательств является необходимость значительно снизить уровень выбросов легковых автомобилей на территории государств-членов ЕС. Для того чтобы произвести необходимые существенные сокращения, следует осуществлять политику и имплементировать меры в рамках государств-членов ЕС и на уровне Сообщества во всех секторах экономики Сообщества, а не только в рамках промышленности и энергетики. Дорожный транспорт - второй по объему выбросов парниковых газов сектор, количественные значения которого продолжают увеличиваться. Если влияние на изменение климата дорожным транспортом продолжит увеличиваться, показатели по сокращению объема выбросов, достигнутые прочими секторами в рамках борьбы с изменением климата, будут в значительной степени аннигилированы.
(4) Цели Сообщества, принятые в отношении легковых автомобилей, являются основой для построения планов производителями, а также обеспечивают лабильность при выполнении требований по сокращению объема выбросов , установленных отдельными показателями по снижению объема выбросов на национальном уровне. В процессе принятия стандартов, устанавливающих требования к выбросам, важно принять во внимание последствия для рынков и конкурентоспособности производителей, обусловленные прямые и косвенные затраты бизнеса, а также преимущества, связанные со стимулированием инновационных технологий и сокращением потребления энергоносителей.
(5) В основе положений настоящего Регламента лежит хорошо отрегулированный процесс определения и отслеживания объема выбросов транспортных средств, зарегистрированных на территории Сообщества в соответствии с требованиями Решения 1753/2000/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 22 июня 2000 г. об установлении схемы контроля объема удельных выбросов новыми легковыми автомобилями*(8). Важно отметить, что установление требований по сокращению объема выбросов способствует составлению производителями транспортных средств объективных прогнозов и планов для территории Сообщества в отношении нового автопарка Сообщества.
(6) Европейская стратегия по сокращению выбросов автомобилями была принята Европейской Комиссией в 1995 г. Данная Стратегия базировалась на трех опорах: добровольность принятия обязательств автомобильной промышленностью по сокращению объема выбросов, повышение уровня информированности потребителя и продвижение энергоэффективных автомобилей с помощью фискальных мер.
(7) В 1998 г. Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA) приняла обязательство по сокращению удельных выбросов новых машин до 140 г к 2008 г. В 1999 г. Ассоциация японских производителей автомобилей (JAMA) и Ассоциация корейских производителей автомобилей (KAMA) приняли обязательство по сокращению удельных выбросов новых машин до 140 г к 2009 г. Данные обязательства были закреплены в Рекомендации 1999/125/EC Европейской Комиссии от 5 февраля 1999 г. о сокращении объема выбросов легковых автомобилей (ACEA)*(9), Рекомендации 2000/303/EC Европейской Комиссии от 13 апреля 2000 г. о сокращении объема выбросов легковых автомобилей (KAMA)*(10), Рекомендации 2000/304/EC Европейской Комиссии от 13 апреля 2000 г. о сокращении объема выбросов легковых автомобилей (JAMA)*(11).
(8) Седьмого февраля 2007 г. Европейской Комиссией были сделаны два отдельных Сообщения: Сообщение по результатам пересмотра Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа () автотранспортными средствами малой грузоподъемности и Сообщение об основах конкурентоспособной системы регулирования в автомобильной сфере 21 века (CARS21). В Сообщениях был отмечен прогресс на пути к достижению установленного показателя 140 г к 2008/2009 гг., однако также указывался тот факт, что достижение показателя 120 г к 2012 г. маловероятно без принятия дополнительных мер.
(9) В Сообщениях был предложен комплексный подход, направленный на достижение Сообществом цели по снижению объема выбросов до 120 г к 2012 г., а также было сделано заявление о подготовке Европейской Комиссией законодательных рамок для достижения Сообществом цели при помощи концентрации усилий на обязательном снижении объема выбросов до намеченного показателя, равного 130 г для парка новых автомобилей, путем совершенствования технологий в секторе двигателей транспортных средств. В соответствии с добровольными обязательствами, принятыми производителями, данные положения относятся к составляющим, принимаемым во внимание при определении объема выбросов легковыми автомобилями в соответствии с Регламентом (EC) 715/2007 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 июня 2007 г. об одобрении типа механических транспортных средств в отношении автотранспортных средств малой грузоподъемности (Евро5 и Евро6) и допуске к информации по ремонту и техническому обслуживанию*(12). Дальнейшее сокращение в размере 10 г (или иной эквивалент в случае технической необходимости) будет достигнуто последующим совершенствованием технологии и увеличением доли использования видов экологически устойчивого биотоплива.
(10) Правовые рамки для имплементации средних показателей для парка новых автомобилей должны содержать конкурентно нейтральные, социально недискриминационные и устойчивые плановые показатели по снижению объема выбросов, при определении которых учтено разнообразие европейских производителей автомобилей и исключено необоснованное нарушений условий конкуренции между ними. Правовые основы должны соответствовать цели достижения Киотских показателей для Сообщества. Необходимо дополнить правовые основы иными инструментами, связанными с правоприменением, например, дифференцированные транспортный и энергетический налоги.
(11) Следует направить необходимое финансирование из бюджета Европейского Союза на цели развития технологий, позволяющих радикально снизить объем выбросов механическими транспортными средствами.
(12) В целях обеспечения разнообразия на автомобильном рынке и наличия товаров, соответствующих разнообразным потребностям потребителя, показатели по объемам выбросов для легковых машин следует определять на основе полезности автомобиля на линейной основе. В целях пояснения понятия полезности массовость можно обозначить как соответствующий параметр, демонстрирующий связь между существующим объемом выбросов и выраженный, как следствие, в более реалистичных и конкурентно нейтральных показателях. Более того, информация относительно массовости легко доступна. Информация по параметрам альтернативной полезности, таким как пятно контакта шины (произведение ширины протектора шины на колесную базу), должна накапливаться для проведения долгосрочной оценки в рамках подхода, основанного на полезности. К 2014 г. Европейской Комиссии надлежит проверить доступность информации и в случае необходимости передать на рассмотрение Европейского Парламента и Совета ЕС предложение по принятию коэффициента полезности.
(13) Целью настоящего Регламента является создание мотивации в рамках автомобильной промышленности для инвестиций в новые технологии. В рамках настоящего Регламента активно поддерживаются экоинновации и принимаются во внимание будущие технологические разработки. Необходимо поддерживать развитие инновационных, обеспечивающих развитие технологий, так как результатом их применения является существенное снижение объема выбросов по сравнению с обычными легковыми автомобилями. В рамках указанного процесса осуществляется содействие формированию долгосрочной конкурентоспособности европейской промышленности, а также созданию высококвалифицированных рабочих мест. Европейской Комиссии надлежит рассмотреть вопрос о возможности включения экоинновационных мероприятий в отчет о методиках испытаний согласно Статье 14(3) Регламента (EC) 715/2007 с учетом технических и экономических последствий данного включения.
(14) Признавая высокотехнологичные исследования и разработки, а также затраты на производство единицы первых поколений с использованием низкоуглеродных автомобильных технологий, которые будут иметь место на рынке после вступления в силу настоящего Регламента, данный документ на промежуточной основе направлен на ускорение и поддержку процесса создания рынка сверхнизкоуглеродных автомобилей на начальных стадиях коммерческого производства на территории Сообщества.
(15) Применение определенных альтернативных видов топлива позволит значительно сократить объем выбросов в показателе "от первичного источника энергии до колеса". В силу данных обстоятельств настоящий Регламент содержит специальные положения, направленные на содействие дальнейшему применению определенных альтернативных видов топлива в рамках рынка Сообщества.
(16) В целях обеспечения соответствия подходу, принятому в рамках Европейской стратегии по объему выбросов и автомобилям, в части добровольных обязательств, принятых ассоциациями производителей, плановые показатели должны применяться в отношении новых легковых автомобилей, впервые зарегистрированных на территории Сообщества и не регистрировавшихся в предыдущие временные периоды (за исключением ограниченного временного промежутка - для исключения злоупотреблений) вне пределов Сообщества.
(17) Директивой 2007/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 5 сентября 2007 г., устанавливающей рамки одобрения механических транспортных средств и прицепов, систем, комплектующих и отдельных технических единиц, предназначенных для данных транспортных средств*(13), устанавливаются гармонизированные рамки, включающие административные требования и общие технические требования для одобрения всех новых транспортных средств, на которые распространяется сфера действия данного акта. Следует возложить ответственность за исполнение требований настоящего Регламента на организации, ответственные за все аспекты процесса одобрения типа согласно указанной Директиве и обеспечивающие соответствие производства.
(18) Для целей одобрения типа транспортных средств специального назначения применяются специальные требования в соответствии с Приложением II к Директиве 2007/46/EC. В силу данных обстоятельств эта категория транспортных средств подлежит исключению из сферы действия настоящего Регламента. Транспортные средства категории , классифицированные до вступления в силу настоящего Регламента, специально произведенные в коммерческих целях для обеспечения возможности использования инвалидной коляски внутри транспортного средства, которые соответствуют определению транспортного средства специального назначения согласно Приложению II к Директиве 2007/46/EC, также подлежат исключению из сферы действия настоящего Регламента в рамках политики помощи людям с ограниченными возможностями, проводимой на территории Сообщества.
(19) Производителям должен быть обеспечен гибкий подход в способах достижения плановых показателей в соответствии с настоящим Регламентом. Также производителям должна быть предоставлена возможность усреднить объем выбросов среди парка новых автомобилей вместо следования показателям по каждому отдельному автомобилю. В силу данного обстоятельства производители должны гарантировать, что средний объем удельных выбросов всех новых автомобилей, зарегистрированных на территории Сообщества, за которые производитель несет ответственность, не превышает средние плановые показатели объема выбросов для данных автомобилей. В целях содействия переходному процессу настоящее требование подлежит поэтапному выполнению в промежутке между 2012 г. и 2015 г.
(20) Не следует применять одинаковый метод для установления плановых показателей по сокращению объема выбросов для крупных производителей и малых производителей, для которых необходимо осуществлять отдельные расчеты на основе критериев, установленных настоящим Регламентом. Для производителей, осуществляющих выпуск продукции малыми партиями, должны быть приняты альтернативные плановые показатели по сокращению объема выбросов, относящиеся к технологической возможности сокращения объема удельных выбросов транспортных средств данного производителя и соответствующие задействованному сегменту рынка. Данное исключение должно быть включено в пересмотр специальных показателей по объемам выбросов в Приложении I, который должен быть завершен не позднее 2013 г.
(21) Производители определенных ниш могут получать преимущество от альтернативных показателей, которые ниже на 25% среднего объема удельных выбросов в 2007 г. Эквивалентный показатель надлежит определять в случае, если средний объем удельных выбросов производителя за 2007 г. отсутствует. Данное исключение должно быть включено в пересмотр специальных показателей по объемам выбросов в Приложении I, который должен быть завершен не позднее 2013 г.
(22) При определении среднего объема удельных выбросов всех новых легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Сообщества, за которые производитель несет ответственность, необходимо учитывать все автомобили, не принимая во внимание их массу или иные характеристики. Несмотря на то, что действие Регламента (EC) 715/2007 не распространяется на легковые автомобили, масса которых превышает 2610 кг и одобрение типа которых не продляется в соответствии со Статьей 2(2) Регламента (ЕС) 715/2007, объем выбросов для данных автомобилей подлежит определению в соответствии с методиками измерений, утвержденными для легковых автомобилей Регламентом (EC) 692/2008*(14). Значения объема выбросов , полученные в результате, подлежат указанию в сертификате соответствия транспортного средства в целях обеспечения включения данных транспортных средств в схему контроля.
(23) В порядке обеспечения гибкого подхода в достижении плановых показателей в рамках настоящего Регламента производители вправе организовать объединение на основе принципов открытости, прозрачности и недискриминации. Срок действия соглашения об организации объединения не должен превышать пяти лет, однако допускается пролонгация. Для производителей, входящих в объединение, каждый из членов считается достигнувшим плановых показателей в рамках настоящего Регламента, если средний объем выбросов объединения не превышает плановый показатель объема выбросов, установленный для объединения.
(24) Для гарантированного достижения плановых показателей, установленных в соответствии с настоящим Регламентом, необходим устойчивый механизм определения соответствия требованиям.
(25) Удельный объем выбросов новых легковых автомобилей определяется на гармонизированной основе в рамках Сообщества в соответствии с методологией, изложенной в Регламенте (EC) 715/2007. В целях уменьшения административной нагрузки в силу настоящего Регламента соответствие надлежит определять на основе регистрационных данных по новым легковым автомобилям на территории Сообщества, собранных государствами-членами ЕС и представленных для Европейской Комиссии. В целях обеспечения согласованности данных, применяемых для оценки соответствия, правила сбора и учета данных должны быть гармонизированы по мере возможности.
(26) Директивой 2007/46/EC установлено требование о выдаче производителем сертификата соответствия на каждый новый легковой автомобиль и о допуске в обращение новых легковых автомобилей государствами-членами ЕС лишь при наличии действительного сертификата соответствия. Информация, собранная государствами-членами ЕС, должна согласовываться с данными в сертификате соответствия, выданном производителем на легковой автомобиль, а также должна основываться лишь на указанном источнике. Если в силу обоснованных причин государства-члены ЕС не применяют сертификат соответствия для завершения процесса регистрации и допуска в обращение новых легковых автомобилей, то следует предпринять необходимые меры в целях обеспечения требуемой точности в процессе контроля. Необходимо создание на уровне Сообщества базы данных стандартов для данных сертификата соответствия. Данный свод подлежит использованию в качестве единственного источника, позволяющего упростить сопровождение регистрационной информации, когда государствами-членами ЕС осуществляется первичная регистрация транспортных средств.
(27) Соответствие производителя плановым показателям, принятым на основе настоящего Регламента, должно оцениваться на уровне Сообщества. Производители, чей средний удельный объем выбросов превышает допустимый в соответствии с настоящим Регламентом, обязаны внести плату за превышение объема выбросов в рамках каждого календарного года начиная с 2012 г. Размер платы должен определяться в соответствии со степенью несоответствия показателей производителя плановым показателям. По истечению времени размер подлежит увеличению. В целях обеспечения эффективного стимула, побуждающего к принятию мер, направленных на сокращение объема удельных выбросов легковыми автомобилями, при определении размера платы должны учитываться технологические затраты. Поступления от внесения платы за превышение объема выбросов зачисляются в качестве доходов в общий бюджет Европейского Союза.
(28) Принимая во внимание цели и процедуры, закрепленные в настоящем Регламенте, государства-члены ЕС не вправе устанавливать или вводить какие-либо меры на национальном уровне в соответствии со Статьей 176 Договора, содержащие дополнительные или усиливающие меры ответственности для производителей, которые не смогли достичь плановых показателей в соответствии с настоящим Регламентом.
(29) Настоящий Регламент подлежит применению без ущерба действию положений о конкуренции в Сообществе.
(30) Для достижения долгосрочных целей Европейской Комиссии надлежит рассмотреть новые способы их достижения, в частности, уклон кривой*(15), коэффициент полезности и схему по внесению платы за превышение объема выбросов .
(31) Меры, необходимые для имплементации положений настоящего Регламента, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/EC Совета ЕС от 28 июня 1999 г. устанавливающим процедуру осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(16).
(32) Европейская Комиссия уполномочена вносить изменения в требования по контролю и предоставлению информации на основе накопленного опыта по применению настоящего Регламента; устанавливать методы сбора платы за превышение объема удельных выбросов; принимать подробные положения относительно исключений, устанавливаемых для отдельных производителей, адаптировать Приложение I в целях учета изменений в массовом секторе легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Сообщества; отражать любые изменения в процедурах, регулирующих процесс определения удельного объема выбросов . Так как данные меры являются мерами общего характера и разработаны в целях внесения изменений в несущественные элементы настоящего Регламента, inter alia, путем его дополнения новыми несущественными элементами, они должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой, указанной в Статье 5а Решения 1999/468/EC.
(33) Решение 1753/2000/EC подлежит отмене в целях упрощения и правовой ясности.
(34) Так как целью настоящего Регламента является установление требований по объему выбросов новых легковых автомобилей в целях обеспечения надлежащего функционирования внутреннего рынка, а также достижения общей цели Европейского Союза по снижению выбросов парниковых газов, указанная цель по причине масштабности требуемых мер более эффективно достижима на уровне Сообщества, нежели на уровне отдельных государств-членов ЕС. В силу данного обстоятельства Сообщество вправе принять необходимые меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в Статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в обозначенной Статье, действие настоящей Директивы не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели,
Приняли настоящий регламент:
Совершено в Страсбурге 23 апреля 2009 г.
От Европейского Парламента
Председатель
H.-G. Pottering
От Совета ЕС
Председатель
P. P. Necas
-----------------------------
*(1) Regulation (EC) No 443/2009 of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 setting emission performance standards for new passenger cars as part of the Community's integrated approach to reduce emissions from light-duty vehicles. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 140, 5.6.2009, стр. 1.
*(2) ОЖ N L 120, 1.5.2013, стр 4.
*(3) ОЖ N L 103, 5.4.2014, стр. 15.
*(4) ОЖ N L 3, 7.1.2015, стр. 1.
*(5) ОЖ N C 77, 31.3.2009, стр. 1.
*(6) Заключение Европейского Парламента от 17 декабря 1998 г. (еще не опубликованное в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 6 апреля 2009 г.
*(7) ОЖ N L 33, 7.2.1994, стр. 11.
*(8) ОЖ N L 202, 10.8.2000, стр. 1.
*(9) ОЖ N L 40, 13.2.1999, стр. 49.
*(10) ОЖ N L 100, 20.4.2000, стр. 55.
*(11) ОЖ N L 100, 20.4.2000, стр. 57.
*(12) ОЖ N L 171, 29.6.2007, стр. 1.
*(13) ОЖ N L 263, 9.10.2007, стр. 1
*(14) Регламент (EC) 692/2008 Европейской Комиссии от 18 июля 2008 г. о применении и внесении изменений в Регламент (EC) 715/2007 Европейского Парламента и Совета ЕС об одобрении типа механических транспортных средств относительно объема выбросов автотранспортными средствами малой грузоподъемности (Евро 5 и Евро 6) и о доступе к информации по ремонту и техническому обслуживанию (ОЖ N L 199, 28.7.2008, стр. 1).
*(15) Настоящий показатель отражает зависимость стандартов по выбросам от массы автомобиля - прим. перев.
*(16) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(17) ОЖ N L 145, 31.5.2001, стр. 43.
*(18) Решение 280/2004/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 февраля 2004 г. о механизме мониторинга выбросов парниковых газов Сообщества и имплементации Киотского протокола (ОЖ N L 49, 19.2.2004, стр. 1.)
*(19) Регламент (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г. об установлении правил и общих принципов механизмов контроля государствами-членами ЕС осуществления Европейской Комиссией имплементационных полномочий (ОЖ N L 55, 28.2.2011, стр. 13).
*(20) ОЖ N L 293, 11.11.2010, стр. 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 443/2009/ЕС от 23 апреля 2009 г. о разработке стандартов, устанавливающих требования к выбросам для новых легковых автомобилей в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа (СО2) автотранспортными средствами малой грузоподъемности
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящий Регламент вступает в силу на третий день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст Регламента официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 140, 05.06.2009 г., с. 1.
Переводчики - Нгуен Л.Т., Дорошкова Е.В.
Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/631 от 17 апреля 2019 г. настоящий документ отменен с 1 января 2020 г.