Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Аналитическая ведомственная целевая программа
"Организация системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения"
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N 667)
Москва
2012
Паспорт
аналитической ведомственной целевой программы Росстата "Организация системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения"
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат) |
Наименование Программы |
- Организация системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Цель Программы |
- получение полной, достоверной и официальной статистической информации об условиях жизни различных демографических и социально-экономических групп и слоев населения по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации, а также получение на постоянной основе оценок экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения |
Задачи Программы |
- совершенствование информационного обеспечения: реализации Концепции демографической политики, соответствующее информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития; деятельности Правительства РФ в области реализации приоритетных национальных проектов; - измерение экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации в различных возрастных и социальных группах населения; - обеспечение мониторинга выполнения Россией международных обязательств в социальной сфере (Европейской Социальной Хартии, реализации целей ООН в области развития и пр.) |
Целевые индикаторы и показатели |
- количество индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) по социально-демографическим проблемам и характеризующих ход реализации Концепции демографической политики и приоритетных национальных проектов; - количество индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) по социально-демографическим проблемам и характеризующих достижение целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН; - прирост объема информации по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств, размещенных в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата; - доля пользователей, считающих предлагаемую информацию по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) достаточной и актуальной |
Характеристика программных мероприятий |
- система программных мероприятий включает в себя мероприятия по организации и проведению федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 |
Сроки реализации |
Программа реализуется с 2013 по 2015 годы и на перспективу до 2025 года |
Объемы и источники финансирования |
- общий объем затрат из средств федерального бюджета на реализацию Программы за период 2013-2015 гг. составляет - 1296,9 млн рублей из них: на 2013 год - 274,5 млн рублей, на 2014 год - 566,0 млн рублей, на 2015 год - 456,4 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- обеспечение полного набора индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) по социально-демографическим проблемам и характеризующих ход реализации Концепции демографической политики и приоритетных национальных проектов - увеличение в 1.6 раза; - обеспечение полного набора индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) по социально-демографическим проблемам и характеризующих достижение целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН - 15 индикаторов или 71%; - прирост объема информации по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств, размещенных в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата - в 3 раза; - увеличение доли пользователей (из числа обращающихся за необходимой информацией), считающих предлагаемую информацию по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) достаточной и актуальной до 40%. |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне
В ведении российской государственной статистики находится большой объем разноплановой информации социальной направленности (демографические характеристики населения, условия труда, занятость и безработица, доходы и расходы населения, уровень и дифференциация населения по уровню благосостояния, уровень бедности и характеристики малоимущего населения, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищные условия населения, заболеваемость и инвалидизация населения, характеристики учреждений здравоохранения и образования). Вместе с тем, при значительном и многостороннем охвате эти показатели носят, как правило, обобщенный характер.
Действующая статистическая практика нуждается в создании более детальной системы показателей, позволяющей расширить информационную базу по ключевым (количественным и качественным) показателям, характеризующим условия жизни населения в целях развития информационного обеспечения реализации Концепции демографической политики, соответствующего информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития; деятельности Правительства Российской Федерации в области реализации приоритетных национальных проектов; измерение экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации в различных возрастных и социальных группах населения; обеспечение мониторинга выполнения Россией международных обязательств в социальной сфере (Европейской Социальной Хартии, реализации целей ООН в области развития и пр.).
Необходимо увеличить объем информации, позволяющей отражать реальный уровень жизни отдельных групп и слоев населения в совокупности с проявлением форм социальной исключенности, наступающих из-за отсутствия полноценного доступа к рынку труда, услугам образования и здравоохранения, с распространенностью форм неоплаченного труда, с наличием экологических и поведенческих факторов, наносящих ущерб рождаемости и здоровью населения.
Задача получения более широкого круга взаимосвязанных социальных (количественных и качественных) характеристик по различным демографическим и социально-экономическим группам населения может быть решена посредством организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам (далее - выборочные наблюдения), основанной:
на расширении тематики федеральных статистических наблюдений с охватом наиболее приоритетных сфер развития социальной политики;
на выборочных опросах представителей различных групп и слоев населения в домохозяйствах, отобранных методом случайного отбора;
на внедрении государственной статистикой устойчивой системы сбора данных, которая позволит поддерживать непрерывное формирование и актуализацию информационной базы социальных показателей.
Выборочные наблюдения домашних хозяйств и населения относятся к числу наиболее эффективных средств получения информации о населении. Их отличительной чертой является гибкость в том, что касается принятия методов в соответствии с конкретной целью изучения, а также в определении уровня детализации собираемой информации о населении, как объекте статистического наблюдения, в целях отражения социально-экономического положения различных категорий, групп и слоев общества.
Диапазон возможных целей сбора данных о населении широк и, очевидно, что достичь одновременно всех целей при планировании одного наблюдения невозможно. В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" установлен перечень из 11 дополнительных тем федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам, периодичность их проведения и количество обследуемых респондентов.
Последовательное введение в статистическую практику новых специализированных статистических наблюдений согласно установленной тематике запланировано на период 2012-2016 годов. Для анализа происходящих процессов в динамике и адаптации программ статистических наблюдений под меняющиеся потребности в информации предусматривается проведение повторных раундов по всем темам с периодичностью от 2 до 5 лет.
В зависимости от планируемых объемов выборочной совокупности домашних хозяйств будет обеспечено получение статистической информации в целом по России по основным категориям населения, семей и одиноко проживающих лиц: мужчины и женщины в репродуктивном возрасте, работники с семейными обязанностями, дети, молодежь, лица пенсионного и предпенсионного возраста, инвалиды, получатели мер социальной защиты и социальной поддержки; молодые, многодетные и неполные семьи, семьи пенсионеров и др. (охват 10 тыс. домохозяйств). При расширении объемов респондентской сети с 2013 г.-2014 г. соответствующий уровень представительности результатов обследований будет обеспечен и по субъектам Российской Федерации.
В целях обеспечения системного подхода к организации работы каждое из статистических наблюдений будет основано на применении унифицированных стандартов сбора и классификации информации о населении, позволяющих интегрировать данные по отдельным статистическим наблюдениям в совокупную систему статистических показателей для комплексного анализа социально-демографических проблем на уровне отдельных социальных групп и населения в целом.
Основываясь на передовом зарубежном опыте и исходя из необходимости преодолеть сложившиеся проблемы, необходимо:
1. Обеспечить надлежащее выполнение всех видов деятельности по проведению статнаблюдений по социально-демографическим проблемам, включающих: найм дополнительного числа специалистов (интервьюеров), осуществляющих непосредственно опросы населения, в количестве, соответствующем объему опрашиваемых респондентов (их выборки), графику опросов и их продолжительности; обучение интервьюеров общей технике ведения интервью, программе и инструкциям по выполнению всех предусмотренных процедур по конкретному обследованию, включающих, наряду с научно-методологическими разработками, ресурсы на командирование интервьюеров к месту проведения обучающих семинаров, организацию обучающих курсов управляющего звена на региональном уровне; необходимые виды оснащения деятельности интервьюеров (канцелярские товары и мелкая счетная техника, транспортные расходы); контроль за деятельностью интервьюеров, включающих ресурсы на командирование специалистов региональных органов государственной статистики к участкам наблюдения и конкретным домохозяйствам, в которых проводится обследование; установление и закрепление контактов с респондентами, позволяющих своевременно и с должным охватом провести информационно-разъяснительную работу среди населения, и, учитывая добровольный характер участия в обследовании, оказать участникам обследования поощрение благодарственного характера.
2. Обеспечить оптимальную и эффективную основу организационно-управленческого уровня проведения статнаблюдений, не допускающую дублирования в работе, сбоев и простаивания ресурсов.
3. Повысить продуктивность работы по обеспечению пользователей результатами статнаблюдений, включая: обеспечение оперативной и многоплановой публикации их итогов; повышение доступности итогов через расширение сотрудничества со средствами информации (проведение пресс-конференций, подготовка пресс-релизов), обеспечение потребного количества тиражей печатных изданий, распространение данных в электронном формате (магнитные носители, диски CD-ROM, Интернет-сайт Росстата).
Ведение мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения будет осуществлено согласно методологии, разработанной и утвержденной приказом Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минфина России и Росстата от 10 апреля 2012 года N 192/323н/45н/113 и направлено на:
формирование статистических показателей, необходимых для расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения;
формирование расчетно-аналитических показателей, характеризующих величину экономических потерь;
создание и ведение информационной базы мониторинга.
Мониторинг будет представлять собой систему статистических показателей, характеризующих смертность, заболеваемость и инвалидизацию населения, и расчетно-аналитических показателей, характеризующих величину возникающих в этой связи экономических потерь. Мониторинг будет организован с ежегодной периодичностью и основан на данных официального статистического учета.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является получение полной, достоверной и официальной статистической информации об условиях жизни различных демографических и социально-экономических групп и слоев населения по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации, а также получение на постоянной основе оценок экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения.
Программа предусматривает решение основной задачи - совершенствование информационного обеспечения реализации Концепции демографической политики, соответствующее информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития; деятельности Правительства Российской Федерации в области реализации приоритетных национальных проектов; измерение экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации в различных возрастных и социальных группах населения; обеспечение мониторинга выполнения Россией международных обязательств в социальной сфере (Европейской Социальной Хартии, реализации целей ООН в области развития и пр.).
Программа направлена на решение стратегической цели Росстата - представление полной достоверной и своевременной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации.
Реализация Программы решает следующие тактические задачи Росстата:
совершенствование системы сбора, обработки и предоставления информации (Тактическая задача 1);
перевод российской статистики на новую информационную базу, сочетающую периодическое проведение сплошных обследований важнейших экономических объектов и населения, и на их основе - выборочных статистических обследований (Тактическая задача 2).
Решение основных задач Программы осуществляется на основе бюджетного финансирования подведомственных организаций и учреждений. Задачи решаются комплексным программным методом.
Выполнение программных мероприятий будет проходить с учетом среднесрочного бюджетирования в соответствии с положениями Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249.
Программные мероприятия предусмотрены на период 2013-2015 гг. (на перспективу - до 2025 года). Уточнение мероприятий проходит ежегодно в соответствии с принципами среднесрочного бюджетирования.
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
Обеспечение полного набора индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) по социально-демографическим проблемам и характеризующих ход реализации Концепции демографической политики и приоритетных национальных проектов - увеличение количества показателей к уровню 2012 года в 1,6 раза (на перспективу - до 3 раз).
Обеспечение полного набора индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) по социально-демографическим проблемам и характеризующих достижение целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН 15 индикаторов или 71% от общего объема индикаторов (на перспективу - 24 индикатора или 100%).
Прирост объема информации по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств, размещенных в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата - в 3 раза (на перспективу до 5 раз).
Увеличение доли пользователей, считающих предлагаемую информацию по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) достаточной и актуальной до 40% (на перспективу до 90%).
Значения индикаторов в 2013-2015 гг. представлены в приложении N 1.
IV. Методология расчета индикаторов
где,
I (1) - отношение количества индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) и характеризующих ход реализации Концепции демографической политики и приоритетных национальных проектов, к количеству индикаторов, формируемых в 2012 году, в %;
S_v - количество индикаторов, формируемых в отчетном году по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) и характеризующих ход реализации Концепции демографической политики и приоритетных национальных проектов
S_k - количество индикаторов, формируемых в 2012 году по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) и характеризующих ход реализации Концепции демографической политики и приоритетных национальных проектов
где,
I (2) - соотношение количества индикаторов достижения целей развития, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения), и количества индикаторов, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН, сбор данных для формирования которых осуществляется при проведении выборочных наблюдений домохозяйств (населения), в %;
S_v - количество индикаторов достижения целей развития из числа провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН и формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения);
S_d - количество индикаторов достижения целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН, сбор данных для формирования которых осуществляется при проведении выборочных наблюдений домохозяйств (населения)
где,
I (3) - соотношение количества показателей по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств, размещенных в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата в отчетном году, и количества показателей по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств, размещенных в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата в 2012 году, в %;
V_v - количество показателей по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств, размещенных в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата в отчетном году;
V_s - количество показателей по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств, размещенных в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата в 2012 году
где,
I (4) - доля пользователей, считающих предлагаемую информацию по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) достаточной и актуальной, к общему числу пользователей данной информацией в отчетном году, в %;
Р_1 - количество пользователей, считающих предлагаемую информацию по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) достаточной и актуальной;
Р_0 - общее количество пользователей информацией по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения).
V. Перечень и описание программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя мероприятия по организации и проведению федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам в соответствии с направлениями, периодичностью проведения и количеством обследуемых респондентов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения":
Направление 1. Условия проживания и образ жизни населения.
Мероприятие 1.1. Организация и проведение комплексного наблюдения условий жизни населения.
По итогам наблюдения планируется получение статистических данных об участии населения в трудовой деятельности, ее продолжительности, профессиональных, личных мотивациях и ограничениях участия в ней; об уровне обеспечения прав на социальную защиту и потребностей в социальном обслуживании; о качестве жилищных и бытовых условий проживания и намерениях по их улучшению; о наличии информационных и коммуникационных средств, способствующих интеллектуальному развитию; о пользовании услугами и удовлетворенности работой учреждений социальной сферы и транспорта; о безопасности производственной и непроизводственной сфер обитания; о причинах ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер, направленных на улучшение условий жизни людей, качества социальной среды, жилищных стандартов, на обеспечение социальной мобильности, здорового и активного образа жизни населения, на развитие медицинского и социального обслуживания населения.
Комплексное наблюдение условий жизни населения будет проведено в 2014 году с охватом 60 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 2 года).
Мероприятие 1.2. Организация и проведение выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением.
По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о затратах времени на выполнение различной деятельности в процессе трудовой (оплачиваемой) занятости, участия в образовательных программах, выполнения домашних обязанностей, ухода за детьми и их воспитания, проведения досуга и обеспечения полноценного отдыха.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленных на укрепление института семьи, ее социокультурную интеграцию, преодоление проявлений женской и семейной дискриминации в сфере труда, конфликта профессиональной и материнской ролей, развитие сети рекреационных и оздоровительных услуг, создание условий для ведения здорового образа жизни, обеспечение социальной и транспортной инфраструктуры, адекватной потребностям семей с детьми, лиц старшего поколения, инвалидов и т.п.
Наблюдение использования времени населением будет проведено в 2014 году с охватом 10 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 5 лет с охватом 45 тыс. домохозяйств).
Мероприятие 1.3. Организация и проведение выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения.
По итогам обследования планируется получение статистических данных по самооценке здоровья респондентов, обращаемости в лечебно-профилактические учреждения, доступности учреждений для занятий физической культурой и спортом, распространенности курения, употребления алкоголя и наркотиков, малоподвижного образа жизни.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер, направленных на снижение преждевременной смертности населения, в целях мониторинга реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, будет проведено в 2013 году с охватом 15 тыс. домохозяйств (далее - 1 раз в 5 лет).
Мероприятие 1.4. Организация и проведение выборочного наблюдения рациона питания населения.
По итогам наблюдения планируется получение статистических данных об уровне индивидуального потребления пищевых продуктов, энергетической и питательной ценности рациона питания, особенностях формирования и составе продуктовой "корзины" детей и взрослых.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на улучшение структуры потребления пищевых продуктов, их качества и предотвращения негативного влияния неполноценного питания на показатели смертности и заболеваемости, выработку у населения потребительских предпочтений, способствующих ведению здорового образа жизни, разработку рекомендаций по составу наборов продуктов для определения величины прожиточного минимума и форм оказания адресной социальной помощи нуждающимся.
Наблюдение рациона питания населения будет проведено в 2013 году с охватом 45 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 5 лет).
Мероприятие 1.5. Организация и проведение выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.
По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о денежных и совокупных доходах домашних хозяйств, о видах доходных источников и количестве получателей доходов в семьях, об условиях получения и размерах доходов от работы по найму, самостоятельной занятости (вкл. личные подсобные хозяйства), об объемах натуральных поступлений товаров и услуг собственного производства в денежном эквиваленте, о видах и размерах назначенных пенсий и социальных пособий, страховых возмещениях и вкладе в добровольное страхование, о размерах доходов от участия в программах семейных пособий и социальной защиты, о наличии доходов от собственности, об объемах межсемейной помощи, о выплаченных налогах и налоговых льготах, об объеме обязательных платежей и долгового бремени.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер демографической и социально-экономической политики, направленных на улучшение условий для выравнивания доходов населения и повышения адресности социальной помощи, ограничение бедности среди семей с детьми, работающих, пенсионеров, инвалидов, расширение набора финансовых инструментов и иных мер для оказания помощи нуждающимся и снижения уровня региональной дифференциации доходов населения.
Наблюдение доходов населения и участия в социальных программах будет проведено в 2013-2014 гг. (далее - ежегодно до 2025 г.) с охватом 45 тыс. домохозяйств, в 2017, 2022 гг. с охватом 160 тыс. домохозяйств.
Мероприятие 1.6. Организация и проведение выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сфере образования, медицинского и социального обслуживания, содействия занятости населения.
По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о частоте и своевременности получения образовательных, медицинских и социальных услуг, услуг в области содействия занятости населения в соответствии со стандартами обеспечения и индивидуальными потребностями, об объемах услуг, полученных в системах платного и бесплатного обеспечения, и понесенных в связи с этим расходах, о пользовании услугами системы социального обслуживания и расходах при обращениях за помощью в связи с ограничениями по состоянию здоровья.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье", направленных на обеспечение доступности и получения качественных услуг в сфере образования, медицинского и социального обслуживания для всех категорий населения, услуг в области содействия занятости населения.
Наблюдение качества и доступности услуг в сфере образования, медицинского и социального обслуживания, содействия занятости населения будет проведено в 2013 году с охватом 10 тыс. домохозяйств, в 2015 году с охватом 48 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 2 года).
Направление 2. Интеграционные процессы на рынке труда.
Мероприятие 2.1. Организация и проведение выборочного наблюдения использования труда мигрантов.
По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о числе мигрантов, работавших у индивидуальных предпринимателей, фермеров, граждан, использующих труд мигрантов в своих домашних хозяйствах; основных демографических характеристиках мигрантов; о регионах России, странах СНГ и других зарубежных странах, поставляющих рабочую силу в неформальный сектор экономики; характере выполняемых работ и времени привлечения мигрантов.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, ведения мониторинга по реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части рынка труда, а также для измерения миграционных потоков рабочей силы между субъектами Российской Федерации при планировании мер по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников.
Наблюдение будет проведено в 2014 году с охватом до 100 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 5 лет).
Мероприятие 2.2. Организация и проведение выборочного наблюдении участия населения в непрерывном образовании.
По итогам обследования планируется получение статистических данных о числе лиц, принимавших участие в каких-либо видах обучения, а именно, повышении квалификации, переподготовке и т.п. по видам образования (формальное, неформальное, дополнительное, самообразование), направлениям обучения, профессиональным группам, социально-демографическим группам населения (молодежь, занятые, безработные, экономически неактивное население); о намерениях населения относительно своего профессионального роста, либо перемены профессии; оценка населением эффективности обучения, с выделением наиболее результативных видов обучения.
Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности - для разработки и оценки эффективности мер по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национального проекта "Образование", для ведения мониторинга, по реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части развития образования на основе стандартных международных рекомендаций.
Наблюдение участия населения в непрерывном образовании будет проведено в 2015 году с охватом 100 тыс. домашних хозяйств (далее 1 раз в 5 лет).
VI. Срок реализации Программы
Программа реализуется с 2013 по 2015 годы и на перспективу до 2025 года.
VII. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы
Реализация Программы обеспечивает информационную поддержку хода реализации Концепции демографической политики, приоритетных национальных проектов; ведения мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения и мониторинга выполнения Россией международных обязательств в социальной сфере по следующим основным направлениям, способствующих принятию решений в области социальной политики:
обеспечение граждан доступным жильем;
повышение доступности и качества медицинской помощи;
модернизация системы образования;
создание условий для роста доходов населения и снижения бедности;
улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.
Программа направлена на решение стратегической задачи Росстата - представление полной достоверной и своевременной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации.
Реализация Программы будет иметь позитивные экономические последствия, основанные на возможности получения:
выраженных в цифрах статистических результатов, касающихся важнейших сторон жизнедеятельности человека* для оценки и прогнозирования состояния экономики страны и эффективного управления государственными расходами;
эффективного механизма для получения оперативной, адекватной и доступной для потребителя официальной статистики;
положительной отдачи в экономии расходов на нужды государственного управления за счет оптимизации статистической деятельности.
К возможным социальным последствиям реализации Программы можно отнести:
уменьшение ущерба от принятия социально необоснованных решений;
увеличение потенциала для научного и общественного познания.
Возможные негативные экологические последствия реализации Программы не выявлены. В общем плане, статистические проекты не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду, и наоборот, могут существенно поддерживать ее защиту и рациональное использование национальных ресурсов. Это, в частности, достигается за счет предоставления адекватной и надежной информации для эффективного планирования и контроля, в особенности, учитывая устойчивую зависимость между социальными аспектами жизнедеятельности человека, на изучение которых направлена Программа, и состоянием окружающей среды.
Риски реализации Программы оцениваются вероятностью и возможными последствиями их наступления. При этом выделяются две группы факторов риска, которые могут в дальнейшем оказать влияние на достижение плановых показателей: внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам риска относятся производственные и технологические сбои, наступающие вследствие одновременной реализации нескольких крупномасштабных проектов. На период реализации Программы в 2013-2015 гг. таких статистических проектов не запланировано.
К внутренним условиям, в значительной мере определяющим успешность достижения цели Программы, относятся наличие методологического опыта и практического задела в работе к моменту начала ее реализации. Накоплен организационный потенциал в ходе проведения Всероссийской переписи населения 2002 г. и 2010 г., который был задействован и упрочен при осуществлении в 2006 г. общенационального статистического проекта Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В рамках проекта Развития государственной статистики осуществлена модернизация и техническое переоснащение системы, начаты работы по формированию территориальной выборки многоцелевого назначения (ТВМН), осуществлена методологическая проработка программы ряда выборочных наблюдений.
К внешним рискам, определяющим достижение поставленной цели и соответствующих показателей, относятся экстремальные погодные условия и масштабные стихийные бедствия. Кроме того, существенным фактором риска является обострение социально-экономических проблем в стране, которые могут# к серьезным трудностям в установлении контактов и сборе информации от населения.
Риски реализации статистических программ трудно оценить количественно, т.к. они зависят не только от Росстата, а в том числе, от форс-мажорных обстоятельств и от работы ряда других федеральных органов исполнительной власти.
VIII. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Финансирование программных мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Объем финансирования Программы составляет 1296,9 млн рублей (в ценах 2011 года), в том числе по годам:
2013 год - 274,5 млн рублей,
2014 год - 566,0 млн рублей,
2015 год - 456,4 млн рублей
Предельные объемы финансирования Программы по мероприятиям приведены в приложении N 2.
IX. Описание системы управления реализацией Программы
Управление Программой и контроль реализации программных мероприятий осуществляется заместителем руководителя Росстата, курирующим вопросы статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств. Контроль целевого использования бюджетных средств осуществляется заместителем руководителя Росстата, курирующим планово-финансовую деятельность.
Общая координация работ по методическим вопросам Программы возложена на Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств.
Контроль по достижению целевых показателей Программы осуществляется структурными подразделениями Росстата (Управлением статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств, Управлением статистики населения и здравоохранения, Управлением статистики труда, науки, образования и культуры) по направлениям федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам, ответственность за организационно-методологическое обеспечение которых установлена приказом Росстата от 24.12.2010 N 460:
Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств: условия жизни населения, использование суточного фонда времени, рацион питания населения, доходы населения и участие в социальных программах, качество и доступность услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения.
Управление статистики населения и здравоохранения: репродуктивные планы населения, поведенческие факторы, влияющие на состояние здоровья населения;
Управление статистики труда, науки, образования и культуры: использование труда мигрантов, участие населения в непрерывном образовании, трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования.
Организация и ведение мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения (далее - мониторинг) возложены на Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств.
Схема реализации Программы предусматривает ежегодную корректировку показателей, характеризующих результаты деятельности, и их целевых значений, исходя из реальных объемов бюджетного финансирования.
Мониторинг за достижением целевых показателей Программы проводится в соответствии с порядком, определенным Росстатом.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы с исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт (договор) определяет права и обязанности государственных заказчиков Программы и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта (договора), предусматривает осуществление государственными заказчиками Программы контроля за ходом работ по его выполнению.
______________________________
* Будут обеспечены посредством участия в процессе формирования выборок разных групп генеральной совокупности, вся статистическая информация по населению будет классифицирована по полу и возрасту, и, где это необходимо, будет детальным образом представлена по особым подгруппам населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.