Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Аналитическая ведомственная целевая программа
"Реализация Федерального плана статистических работ"
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N 667)
Москва
2012
Паспорт
аналитической ведомственной целевой программы Росстата
"Реализация Федерального плана статистических работ"
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат) |
Наименование Программы |
- Реализация Федерального плана статистических работ |
Должностное лицо, утвердившее Программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Цель Программы |
- обеспечение представления в установленном порядке сформированной Росстатом в рамках Федерального плана статистических работ официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям |
Задачи Программы |
- формирование официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ; - совершенствование официальной статистической методологии в целях повышения качества официальной статистической информации |
Целевые индикаторы и показатели |
- количество работ, выполненных в рамках реализации Федерального плана статистических работ; - доля официальной статистической информации, готовой для предоставления пользователям в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ; - количество выборочных федеральных статистических наблюдений (за исключением цензовых) |
Характеристика программных мероприятий |
- организация федеральных статистических наблюдений в соответствии с Производственным планом работ Росстата, построение с использованием полученных данных системы национальных счетов, показателей, характеризующих национальное богатство страны, составление экономических балансов в целях формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации; - организация мероприятий по совершенствованию официальной статистической методологии в целях повышения качества официальной статистической информации (в соответствии с Планом научно-исследовательских и Планом научно-методологических работ) |
Сроки реализации |
Программа реализуется с 2012 по 2015 годы и на перспективу до 2020 года |
Объемы и источники финансирования |
- объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета - 32099,6 млн руб., в том числе: 2013 год - 10436,5 млн руб.; 2014 год - 10823,0 млн руб.; 2015 год - 10840,1 млн руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- повышение полноты и качества официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации |
I. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне
Статьей 71 (р) Конституции Российской Федерации установлено, что официальный статистический учет находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" официальный статистический учет в России осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р. Изменения в него вносятся также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в установленном порядке.
Указанным документом субъектам официального статистического учета, в том числе и Росстату, установлены задания по формированию официальной статистической информации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических и других общественных процессах в Российской Федерации и осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;
осуществляет подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации;
разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности.
В рамках осуществления своих полномочий Росстатом выполняется комплекс мероприятий по формированию официальной статистической информации, который включает в себя не только операции по сбору и обработке первичной статистической информации, но и важные для успешного выполнения этой задачи подготовительные этапы.
В первую очередь, требует постоянного развития и совершенствования официальная статистическая методология, включая вопросы совершенствования форм федерального статистического наблюдения. В целях обеспечения полноты охвата и повышения качества результатов выборочных статистических обследований уделяется большое внимание вопросам развития Статистического регистра хозяйствующих субъектов, а также совершенствованию используемых стандартов и классификаций.
Потребность в сопоставлении информации по странам обуславливает необходимость обеспечения международной сопоставимости статистических данных, подготавливаемых на национальном уровне, что требует использования единых международных стандартов. Стандартизация статистической методологии в конечном итоге предопределила выработку единых правил функционирования национальных статистических служб.
В этих целях международным сообществом выработаны основополагающие принципы официальной статистики, которые в 1992 г. приняты Европейской экономической комиссией ООН и в 1994 г. одобрены Статистической комиссией ООН.
Важнейшим из указанных принципов является законодательное обеспечение деятельности статистической службы, которое должно предусматривать профессиональную независимость статистического учреждения страны.
Статус профессионально независимого ведомства необходим для сохранения и преумножения международного авторитета российской статистики, отстаивания интересов страны при формировании международной статистической методологии и координации деятельности статистического сообщества и, в итоге, для укрепления доверия к статистической информации, представляемой Россией в международные организации. Это особенно важно при осуществляемом ныне вхождении России в ВТО и ОЭСР и необходимости выполнения ее обязательств перед международными организациями, в том числе статистическими. При этом принципиальным является повышение прозрачности и открытости методологии исчисления статистических показателей, определение форм и методов для организации более широкого доступа заинтересованных пользователей к официальным статистическим данным.
Главным вопросом в части реализации Федерального плана статистических работ является необходимость решения проблемы обеспечения широкого круга пользователей достоверной, качественной, актуальной и своевременной информацией о состоянии экономики страны и ее социальной сферы. В соответствии с этим Программа по реализации Федерального плана статистических работ должна быть нацелена на детальное планирование и четкую организацию процесса формирования официальной статистической информации.
II. Основные цель и задачи Программы
Целью Программы является:
Обеспечение представления в установленном порядке сформированной Росстатом в рамках Федерального плана статистических работ официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Формирование официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ;
2. Совершенствование официальной статистической методологии в целях совершенствования организации федеральных государственных статистических наблюдений и повышения качества официальной статистической информации.
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы
Ожидаемыми результатами реализации Программы является повышение полноты и качества официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации на основе применения современных методов статистического наблюдения и снижения статистической нагрузки на респондентов.
Целевыми индикаторами решения поставленных задач определены показатели "Количество работ, выполненных в рамках реализации Федерального плана статистических работ", "Доля официальной статистической информации, готовой для предоставления пользователям в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ", "Количество выборочных федеральных статистических наблюдений (за исключением цензовых)".
Значение показателя "Количество работ, выполненных в рамках реализации Федерального плана статистических работ" соответствует количеству работ, включенных в Производственный план работ Росстата, реализующий Федеральный план статистических работ.
Значение показателя "Доля официальной статистической информации, готовой для предоставления пользователям в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ" соответствует удельному весу статистических работ, выполненных в сроки, установленные Производственным планом работ Росстата и соответствующие срокам Федерального плана статистических работ, в общем числе статистических работ Производственного плана работ Росстата. При этом количество статистических работ исчисляется как количество работ Производственного плана работ Росстата за исключением работ, связанных с созданием, ведением и совершенствованием Статистического регистра хозяйствующих субъектов, Общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, статистических субрегистров и баз данных, статистической информационной базы.
Значение показателя "Количество выборочных федеральных статистических наблюдений (за исключением цензовых)" соответствует числу запланированных к проведению в соответствии с Производственным планом работ Росстата федеральных статистических наблюдений, методология которых предполагает использование выборочных методов наблюдения. Исключение составляет цензовый метод наблюдения.
Значения целевых индикаторов аналитической ведомственной целевой программы на период 2013-2015 гг. приведены в Приложении N 1.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Система программных мероприятий состоит из 2-х взаимосвязанных блоков, отражающих соответствующие направления работ, для достижения целей Программы.
Блок 1.
Организация федеральных статистических наблюдений в соответствии с Производственным планом работ Росстата в целях формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, содержит работы Росстата и других субъектов официального статистического учета по формированию официальной статистической информации.
В части работ, закрепленных за Росстатом, помимо переписей и сплошных обследований, разработки таблиц "затраты-выпуск", системы обследований населения по социально-демографическим проблемам, выборочных ежемесячных обследований домашних хозяйств по вопросам экономической активности, занятости, безработицы, в План включены работы по формированию официальной статистической информации на основе федеральных статистических наблюдений по следующим направлениям:
система национальных счетов;
национальное богатство;
экономические балансы;
общеэкономические показатели деятельности организаций и мониторинги важнейших проблем социально-экономической сферы;
показатели, характеризующие институциональные преобразования в экономике, малое предпринимательство;
правонарушения в сфере экономики;
демографические показатели;
доходы и уровень жизни населения;
платные услуги;
жилищные условия населения, ход реформы жилищно-коммунального хозяйства;
здравоохранение и социальные услуги;
образование;
деятельность учреждений культуры и отдыха;
охрана окружающей среды и геологоразведочные работы;
сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесное хозяйство;
рыболовство и рыбоводство;
добыча полезных ископаемых;
обрабатывающие производства;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
строительство;
оптовая и розничная торговля;
гостиницы, рестораны (общественное питание);
транспорт;
туризм;
связь;
наука и инновации;
инвестиции;
цены и тарифы;
рынок труда;
внешнеэкономическая деятельность;
финансы, финансовая деятельность, приватизация государственного и муниципального имущества и информационное статистическое обеспечение оценки эффективности бюджетных расходов.
Также Федеральный план статистических работ содержит работы по выпуску информационно-аналитических материалов и официальных статистических изданий, как Росстата, так и его территориальных органов. Предусмотрены работы по формированию показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов Российской Федерации, муниципальную статистику.
Кроме того, содержатся работы, связанные с обеспечением информационного обмена с международными организациями и статистическими службами других стран.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825, от 28 апреля 2008 г. N 607 и от 13 мая 2010 г. N 579 Федеральным планом статистических работ предусмотрено формирование Росстатом показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе отдельных показателей, характеризующих результативность проводимых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и ход реализации институциональных реформ в этой сфере.
Инструментом реализации Федерального плана статистических работ является ежегодно разрабатываемый и утверждаемый Росстатом Производственный план работ Росстата, в рамках которого осуществляется детальное поэтапное планирование выполняемых Росстатом работ (далее - Производственный план).
Производственный план содержит конкретные задания по выполнению каждой статистической работы: перечисляется используемый статистический инструментарий, указывается срок его рассылки (включая указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения), сроки начала промышленной эксплуатации (срок представления респондентами отчетности по формам федерального статистического наблюдения в органы государственной статистики), срок представления территориальным органом Росстата сводных итогов на федеральный уровень организации - победителю конкурса на выполнение указанной работы, а также срок передачи итогов этой организацией в центральный аппарат Росстата.
Кроме того, Производственный план содержит работы по ведению Статистического регистра хозяйствующих субъектов, в том числе его административной части на основе информационного взаимодействия с налоговыми органами, осуществляющими государственную регистрацию хозяйствующих субъектов по технологии "одно окно", а также его статистической части, что позволяет осуществлять формирование Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, используемой для проведения федеральных статистических наблюдений.
Также в Производственный план включены работы по ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области в рамках Автоматизированного банка общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (АБК).
По каждой работе приводятся данные об используемом технологическом инструментарии. В случае если требуется разработка или совершенствование действующего технологического инструментария, в Производственном плане указываются сроки подготовки ответственным исполнителем экономического описания формирования информационных ресурсов, подготовки контрольного примера для тестирования программного обеспечения, разработки программных средств. При значимых изменениях и для новых разработок детально планируется опытная эксплуатация технологического инструментария.
Блок 2.
Организация мероприятий по совершенствованию официальной статистической методологии в соответствии с Планом научно-исследовательских и Планом научно-методологических работ.
Важнейшим фактором, влияющим на качество официальной статистической информации, является применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации.
Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации.
В целях координации внутриведомственной научно-исследовательской работы ежегодно формируются и утверждаются План научно-исследовательских работ и План научно-методологических работ Федеральной службы государственной статистики.
План научно-исследовательских работ и План научно-методологических работ формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Разработка указанного документа осуществляется ежегодно на период, соответствующий срокам бюджетного планирования, по следующим источникам финансирования: научно-исследовательские работы; федеральные целевые программы; целевое финансирование; целевые иностранные кредиты (заимствования); в рамках средств, выделяемых на обеспечение деятельности ФГБУ НИИ статистики Росстата, в целях выполнения научно-исследовательских работ по заказу Росстата в рамках государственного задания; в рамках средств, направленных на финансирование текущей деятельности структурных подразделений.
Планы научно-исследовательских и научно-методологических работ формируются с учетом выделенного финансирования на основе поручений и предложений Правительства Российской Федерации; предложений и обращений федеральных органов государственной власти Российской Федерации; поручений руководителя Росстата; предложений структурных подразделений и территориальных органов Росстата.
При этом работы по совершенствованию официальной статистической методологии выполняются научными организациями на контрактной основе, НИИ статистики Росстата в рамках государственного задания, а также структурными подразделениями центрального аппарата Росстата.
Проекты планов научно-исследовательских и научно-методологических работ Росстата рассматриваются на заседании коллегии Росстата, и утверждаются приказом Федеральной службы государственной статистики.
Результаты научно-исследовательской деятельности, проводимой в рамках Плана научно-исследовательских работ и Плана научно-методологических работ, представляются структурными подразделениями ЦА Росстата в виде официальных отчетных документов, к которым относятся:
научный отчёт;
методологические положения;
методические указания, включая указания о порядке разработки сводной статистической отчетности;
методологические рекомендации;
концепция;
система статистических показателей;
программа статистического наблюдения;
научная экспертиза;
алгоритм;
экономико-статистическая модель.
Разработанные в соответствии с Планом научно-исследовательских, Планом научно-методологических работ документы по официальной статистической методологии утверждаются в установленном порядке и размещаются на официальном сайте Росстата.
V. Срок реализации Программы
Программа реализуется с 2013 по 2015 годы и на перспективу до 2020 года.
VI. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы
В связи с происходящими в России социально-экономическими преобразованиями государственная статистика становится основным элементом информационной системы общества, обеспечивающим органы государственной власти, деловые круги и общественность официальной статистической информацией о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, необходимой для решения на государственном уровне актуальных экономических и социальных проблем.
Реализация Программы имеет позитивные экономические последствия, основанные на возможности получения:
выраженных в цифрах статистических результатов, касающихся важнейших сторон происходящих в стране экономических и социально-демографических процессов для оценки и прогнозирования состояния экономики страны и эффективного управления государственными расходами;
эффективного механизма для получения оперативной, адекватной и доступной для потребителя официальной статистической информации;
положительной отдачи в экономии расходов на нужды государственного управления за счет оптимизации государственной статистической деятельности.
К возможным социальным последствиям реализации Программы можно отнести:
уменьшение ущерба от принятия экономически и социально необоснованных решений;
увеличение потенциала для научного и общественного познания.
Возможные негативные экологические последствия реализации Программы не выявлены. В общем плане, статистические проекты не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду, и наоборот, могут существенно поддерживать ее защиту и рациональное использование национальных ресурсов. Это, в частности, достигается за счет предоставления адекватной и надежной информации для эффективного планирования и контроля, в особенности, учитывая устойчивую зависимость между развитием экономики, социальными аспектами жизнедеятельности человека и состоянием окружающей среды.
Риски реализации Программы оцениваются вероятностью и возможными последствиями их наступления. При этом выделяются две группы факторов риска, которые могут в дальнейшем оказать влияние на достижение плановых показателей: внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам риска относятся производственные и технологические сбои, наступающие вследствие одновременной реализации нескольких крупномасштабных проектов. Планирование государственной статистической# позволяет максимально исключить возможность такой ситуации.
К внешним рискам, определяющим достижение поставленной цели и соответствующих показателей относятся экстремальные погодные условия и масштабные стихийные бедствия. Кроме того, существенным фактором риска является обострение социально-экономических проблем в стране, которые могут привести к серьезным трудностям в установлении контактов и сборе информации от респондентов.
При этом следует отметить, что риски реализации статистических программ трудно оценить количественно, т.к. они зависят не только от Росстата, но и от работы ряда других федеральных органов исполнительной власти.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе:
оценки степени достижения целей и решения задач Программы в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Программы и их плановых значений, приведенных в приложении N 1;
степени соответствия запланированному уровню затрат средств федерального бюджета путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Программы в целом и по ее мероприятиям, представленных в приложениях N 2, 3.
VIII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
На реализацию Программы из средств федерального бюджета в 2013-2015 годах предусмотрено финансирование в размере 32099,6 млн рублей, в том числе в 2013 г. - 10436,5 млн рублей, в 2014 г. - 10823,0 млн рублей, в 2015 г. - 10840,1 млн рублей.
Финансирование Программы определяется необходимостью решения Росстатом задач по формированию официальной статистической информации на основе федеральных статистических наблюдений в соответствии с Федеральным планом статистических работ, совершенствованию официальной статистической методологии, актуализации форм федерального статистического наблюдения.
Объемы финансирования Программы на период до 2015 года приведены в Приложении 3.
Увеличение финансирования на выполнение мероприятий аналитической ведомственной целевой программы, начиная с 2014 года, обусловлено увеличением трудоемкости выполнения работ по формированию официальной статистической информации и ростом связанных с ними материальных затрат с учетом инфляции.
IX. Описание системы управления реализацией Программы
Схема реализации Программы предусматривает возможную корректировку показателей, характеризующих результаты деятельности, и их целевых значений, исходя из реальных объемов бюджетного финансирования.
Структурные подразделения центрального аппарата Росстата отвечают за выполнение всех мероприятий, предусмотренных в Программе и относящихся к сфере их ведения.
Управление Программой и контроль реализации программных мероприятий осуществляется заместителем руководителя Росстата, курирующим вопросы планирования государственной статистической деятельности.
Контроль целевого использования бюджетных средств осуществляется заместителем руководителя Росстата, курирующим планово-финансовую деятельность.
Контроль по достижению целевых показателей Программы осуществляется управлением организации статистического наблюдения и контроля.
Мониторинг за достижением целевых показателей Программы проводится в соответствии с порядком, определенным Росстатом.
Обязательным условием успешной реализации Производственного плана и, как следствие, Федерального плана статистических работ, является организация эффективной системы контроля за его формированием и выполнением.
В Росстате функционирует система контроля за выполнением основных этапов работ, включенных в Производственный план. В рамках этой системы осуществляется контроль соблюдения плановых сроков формирования официальной статистической информации, а также подготовки и рассылки в регионы статистического и технологического инструментариев.
В рамках Системы контроля формируется информация о качестве статистической информации, представляемой на федеральный уровень территориальными органами Росстата. В целях установления порядка регистрации и учета опозданий и ошибок, допущенных при выполнении Производственного плана, разработан "Регламент организации регистрации и учета опозданий и ошибок, допущенных территориальными органами государственной статистики.
Также большое внимание в Росстате уделяется контролю выполнения Плана научно-исследовательских работ и Плана научно-методологических работ, который предполагает подготовку отчета о ходе реализации Плана научно-исследовательских работ и Плана научно-методологических работ дважды в год по окончанию каждого 6 и 12-го месяцев. Кроме того, каждый год актуализируется электронный внутриведомственный банк научной методологии, сформированной на основе электронных версий материалов, подготовленных в рамках Плана научно-исследовательских работ и Плана научно-методологических работ Федеральной службы государственной статистики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.