Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Аналитическая ведомственная целевая программа
"Разработка базовых таблиц "затраты-выпуск"
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N 667)
Москва
2012
Паспорт
аналитической ведомственной целевой программы Росстата
"Разработка базовых таблиц "затраты-выпуск"
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат) |
Наименование Программы |
- разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" |
Должностное лицо, утвердившее Программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Цели Программы |
- формирование официальной статистической информации, характеризующей межотраслевые связи и структурные пропорции экономики, в целях повышения качества макроэкономических расчетов и создания надежного инструмента прогнозирования экономики |
Задачи Программы |
- разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" |
Целевые индикаторы и показатели |
- количество показателей, характеризующих структуру промежуточного потребления отраслей экономики в разрезе групп товаров и услуг, ед.; - количество показателей базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год, включая коэффициенты прямых и полных затрат, ед.; - статистическое расхождение между произведенным и использованным ВВП, % |
Характеристика программных мероприятий |
- разработка базовых таблиц ресурсов и использования за 2011 год, построение, симметричной таблицы "затраты-выпуск", согласование всего комплекса таблиц "затраты-выпуск", подготовка доклада в Правительство Российской Федерации, распространение таблиц "затраты-выпуск" |
Сроки реализации |
- Программа реализуется в 2013-2015 годах |
Объемы и источники финансирования |
- объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета - 376335,0 тыс. руб., в том числе: в 2013 году - 165794,5 тыс. руб. в пределах действующих обязательств; в 2014 году - 152897,1 тыс. руб.; в 2015 году - 57643,4 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- создание систем показателей, комплексно характеризующих результаты деятельности различных групп предприятий и организаций по их типам и видам экономической деятельности; - освоение международных стандартов - повышение уровня заполняемости гармонизированными показателями статистических вопросников, составленных международными организациями; - разработка всего комплекса базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год, их печать и распространение; - повышение качества экономико-статистической информации для социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов, соответствия международным статистическим стандартам |
I. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Программы
Базовые таблицы "затраты-выпуск", являясь составной частью Системы национальных счетов (СНС), представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции, и являются единственным инструментом, позволяющим на основе межотраслевых связей осуществлять сценарные расчеты развития экономики в результате изменения различных факторов. Информация, содержащаяся в этих таблицах, отражает процессы производства на уровне детализированных групп продуктов по видам экономической деятельности и целевым направлениям их использования, образования доходов участников производства по видам экономической деятельности.
Базовые таблицы "затраты-выпуск" лежат в основе получения сбалансированных и более точных оценок валового внутреннего продукта. Для международных организаций регулярность составления и степень детализации базовых таблиц "затраты-выпуск" является индикатором качества расчета важнейших макроэкономических показателей.
Только эти таблицы могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, необходимой для прогнозирования и принятия решений в области экономической политики.
Необходимость разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" обусловлена отсутствием в настоящее время таких таблиц, построенных на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). Последние российские базовые таблицы "затраты-выпуск" были построены за 1995 год и основывались на действующем в тот момент Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства, не отражающем структуру современной российской экономики. Этот же классификатор использовался при разработке всех последующих кратких таблиц "затраты-выпуск" за 1996-2003 годы, построенных на основе базовых таблиц за 1995 год.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 201-р разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" должна осуществляться на регулярной основе один раз в пять лет, начиная с 2011 года.
Действующая в настоящее время статистическая отчетность, несмотря на ее всеобъемлющий характер и широкий круг наблюдаемых показателей, не позволяет удовлетворить информационные потребности для разработки базовых таблиц "затраты-выпуск".
Наиболее проблемной зоной при построении этих таблиц является получение информации о затратах на производство и реализацию продукции, структуре основного и оборотного капитала в разрезе детальной номенклатуры продукции по всем хозяйствующим субъектам всех отраслей экономики. Решение этой проблемы реализовано путем проведения в 2012 году выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов.
Построение базовых таблиц "затраты-выпуск" является длительным и трудоемким процессом. Весь цикл работ по формированию информационной базы, составлению и балансировке базовых таблиц "затраты-выпуск" составляет 7 лет (включая подготовку и проведение выборочного наблюдения затрат на производство).
В 2013 году будут разработаны рабочие версии таблиц ресурсов и использования в ценах покупателей и основных ценах и начата балансировка таблиц в ценах покупателей.
В 2014 году будут разработаны предварительные версии таблиц ресурсов и использования и продолжена их балансировка в ценах покупателей. Будет начат расчет симметричной таблицы "затраты-выпуск".
Окончание работ планируется в 2015 году, в котором будет осуществлен расчет симметричной таблицы и проведено согласование всего комплекса таблиц "затраты-выпуск". По итогам работы будет подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации и осуществлена публикация базовых таблиц "затраты-выпуск".
Разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" позволит существенно улучшить качество макроэкономических расчетов за счет повышения внутренней согласованности показателей СНС и сокращения статистического расхождения между произведенным и использованным ВВП.
Базовые таблицы "затраты-выпуск" за 2011 год создадут надежную основу для построения ежегодных таблиц ресурсов и использования товаров и услуг и пересчета показателей СНС в постоянные цены в соответствии с международными стандартами.
Решение перечисленных проблем требует комплексного подхода и последовательного осуществления научно-исследовательских, методологических, программно-технологических и организационных мероприятий, наибольшая эффективность которых достигается при их реализации целевым программным методом.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является формирование официальной статистической информации, характеризующей межотраслевые связи и структурные пропорции экономики, в целях повышения качества макроэкономических расчетов и создания надежного инструмента прогнозирования экономики.
Программа предусматривает решение следующей основной задачи - разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год.
Решение задачи будет способствовать созданию федеральных информационных ресурсов, содержащих комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов для улучшения качества оценок социально-экономических показателей и создания более надежной основы для прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов.
Решение основной задачи Программы осуществляется на основе бюджетного финансирования подведомственных организаций и учреждений. Задачи решаются комплексным программным методом.
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
Создание систем показателей, комплексно характеризующих результаты деятельности различных групп предприятий и организаций по их типам и видам экономической деятельности.
Освоение международных стандартов - повышение уровня заполняемости гармонизированными показателями статистических вопросников, составленных международными организациями.
Разработка всего комплекса базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год, их печать и распространение.
Повышение качества экономико-статистической информации для социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов, соответствия международным статистическим стандартам.
Целевые индикаторы и показатели Программы представлены в приложении N 1.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Уточнение программных мероприятий, разработанных на период 2013-2015 годов, проходит ежегодно в соответствии с принципами среднесрочного бюджетирования.
В целях реализации задачи "Разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" будет проведен комплекс мероприятий методологического и программно-технологического характера с целью разработки всего комплекса таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год.
Мероприятие 1. Разработка базовых таблиц ресурсов и использования за 2011 год, построение симметричной таблицы "затраты-выпуск", согласование всего комплекса таблиц "затраты-выпуск", подготовка доклада в Правительство Российской Федерации, распространение таблиц "затраты-выпуск".
В рамках выполнения данного мероприятия необходимо:
1) рассчитать показатели таблиц ресурсов товаров и услуг;
2) рассчитать показатели таблицы использования в ценах покупателей (матрицу промежуточного спроса, конечного спроса по товарным группам и направлениям использования, показатели добавленной стоимости в номенклатуре видов деятельности таблиц "затраты-выпуск");
3) составить матрицы по показателям, отражающим переход от основных цен к ценам покупателей (матрицы использования импортной продукции, торговых и транспортных наценок, налогов и субсидий на продукты);
4) осуществить комплекс работ по согласованию таблиц ресурсов, использования в основных ценах, использования в ценах покупателей, матриц торгово-транспортных наценок, налогов и субсидий на продукты, импорта;
5) построить симметричную таблицу "затраты-выпуск".
В целях создания дополнительных инструментов для анализа товарного потока при согласовании показателей ресурсов и использования планируется составление балансов ресурсов и использования по отдельным товарным группам.
Расчет и согласование показателей базовых таблиц "затраты-выпуск" будет осуществляться с помощью специальных программно-технологических средств, разработанных по заказу Росстата в 2012 году. В целях создания инструмента для анализа таблиц "затраты-выпуск" планируется в 2013 году разработать программное обеспечение для трансформации таблиц ресурсов и использования товаров и услуг в симметричную таблицу "затраты-выпуск" и расчета аналитических таблиц, необходимых для их согласования. Кроме этого, планируется подготовить экономическое описание и разработать программное обеспечение для расчета показателей ежегодных таблиц ресурсов и использования товаров и услуг на основе данных текущей статистики и структурных показателей базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год.
В целях совершенствования методологии расчетов макроэкономических показателей и повышения надежности оценок ВВП тремя методами планируется разработать методологические рекомендации по построению ежегодных таблиц "затраты-выпуск" и по пересчету показателей базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год в соответствии с действующими классификаторами отраслей и продукции (ОКВЭД ред. 2 и ОКПД ред. 2). В рамках этого мероприятия планируется также разработать рекомендации по программе публикации и распространению таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год.
Учитывая, что таблицы "затраты-выпуск" являются основополагающей информационной основой для расчета показателей СНС, отражающих потоки товаров, в рамках данного мероприятия предусматривается провести комплекс методологических работ, обеспечивающих использование данного инструмента для решения отдельных задач построения показателей СНС и возможность установления взаимосвязи таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год с аналогичными таблицами за 2016 год. В частности, планируется разработать методологические рекомендации по пересчету валового внутреннего продукта в постоянные цены методом двойного дефлятирования на основе базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год, по совершенствованию индексов экспорта и импорта по статье "поездки", по разработке номенклатуры отраслей и продукции для базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год на основе классификатора ОКВЭД (ред. 2) и ОКПД (ред. 2) и переходных ключей от номенклатуры отраслей и продукции базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год к номенклатуре отраслей и продукции базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год.
На основе полученных результатов должны быть разработаны методологические рекомендации по пересмотру динамического ряда показателей национальных счетов на основе базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год и по построению таблиц "затраты-выпуск" в постоянных ценах.
По итогам всей работы планируется осуществить публикацию и распространение результатов работы, подготовку проекта доклада в Правительство Российской Федерации.
V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Мероприятия Программы финансируются за счет средств федерального бюджета. Объем финансирования Программы на период до 2015 года составляет 376335,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
Финансирование Программы определяется необходимостью решения Росстатом задач по формированию федеральных информационных ресурсов, включающих разработку базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год.
Финансовые ресурсы будут направлены на проведение проектно-технологических работ, разработку, внедрение и сопровождение программного обеспечения, а также на организацию и проведение методологических разработок и методологическое сопровождение работ.
VI. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы
Реализация Программы обеспечивает информационную поддержку выполнения следующих целей, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р:
обеспечение макроэкономической стабильности;
повышение национальной конкурентоспособности.
Программа направлена:
на решение стратегической задачи Росстата - повышение уровня информированности органов государственного управления и общества в целом о социально-экономическом состоянии России, достижение международных статистических стандартов и выполнение международных информационных обязательств;
на обеспечение эффективности государственного управления и регулирования на основе дальнейшего развития статистических ресурсов с учетом организации государственных статистических наблюдений.
Реализация Программы будет иметь позитивные экономические последствия, основанные на возможности получения:
выраженных в цифрах статистических результатов для оценки и прогнозирования социально-экономического положения страны;
эффективного механизма для получения оперативной, адекватной и доступной для потребителя официальной статистики;
положительной отдачи в экономии расходов на нужды государственного управления за счет оптимизации статистической деятельности.
К возможным социальным последствиям реализации Программы можно отнести:
уменьшение ущерба от принятия социально необоснованных решений;
увеличение потенциала для научного и общественного познания.
Возможные негативные экологические последствия реализации Программы не выявлены. В общем плане, статистические проекты не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду, и наоборот, могут существенно поддержать ее защиту и рациональное использование национальных ресурсов. Это, в частности, достигается за счет предоставления адекватной и надежной информации для эффективного планирования и контроля.
Риски реализации Программы оцениваются вероятностью и возможными последствиями их наступления. При этом выделяются две группы факторов риска, которые могут в дальнейшем оказать влияние на достижение плановых показателей: внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам риска относятся производственные и технологические сбои, наступающие вследствие одновременной реализации нескольких крупномасштабных проектов.
К внутренним условиям, в значительной мере определяющим успешность достижения цели Программы, относятся наличие методологического опыта и практического задела в работе к моменту начала ее реализации. Накоплен организационный потенциал в ходе проведения выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов за 2011 год. В рамках проекта Развития государственной статистики осуществлена модернизация и техническое переоснащение системы.
К внешним условиям, в значительной мере определяющим успешность достижения цели Программы, относится принятие закона о статистике, обеспечивающего легитимную основу для проведения опросов населения, а также принятие международными статистическими организациями ряда документов, определяющих методологические принципы формирования статистики предприятий.
При этом следует отметить, что риски реализации статистических программ трудно оценить количественно, т.к. они зависят не только от Росстата, но и в том числе, от форс-мажорных обстоятельств и от работы ряда других федеральных органов исполнительной власти.
VII. Описание системы управления реализацией Программы
Схема реализации Программы предусматривает ежегодную корректировку показателей, характеризующих результаты, и их целевых значений, исходя из реальных объемов бюджетного финансирования.
Структурные подразделения центрального аппарата Росстата отвечают за выполнение всех мероприятий, предусмотренных в Программе.
Управление Программой и контроль реализации программных мероприятий осуществляется заместителями руководителя Росстата, курирующими вопросы национальных счетов и статистики предприятий. Контроль целевого использования бюджетных средств осуществляется заместителем руководителя Росстата, курирующим планово-финансовую деятельность.
Контроль по достижению целевых показателей Программы осуществляется Управлением национальных счетов и Управлением статистики предприятий.
Мониторинг за достижением целевых показателей Программы проводится в соответствии с порядком, определенным Росстатом. Вопрос о выполнении целевых показателей Программы рассматривается на заседании коллегии Росстата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.