Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2013 г. N 03-11-11/39
Вопрос: 1. Имеет ли право индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, ставка 6%), в качестве основной деятельности предоставлять только собственные денежные средства от собственного имени в нецелевой возмездный заем физическим лицам, юридическим лицам, а также иным, предусмотренным действующим законодательствам субъектам гражданских отношений на постоянной основе?
2. Является ли деятельность, указанная в вопросе 1, банковской деятельностью, необходима ли для её законного осуществления соответствующая лицензия?
3. Является ли деятельность, указанная в вопросе 1, микрофинансовой деятельностью, необходимо ли для её законного осуществления внесение в соответствующий государственный реестр микрофинансовых организаций?
4. Какой код ОКВЭД соответствует указанной в вопросе 1 деятельности?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на данный специальный налоговый режим и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Осуществление налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности по выдаче займов (в том числе, займов под проценты) физическим и юридическим лицам не является препятствием для применения данным налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения при соблюдении условий и ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса. Таким образом, доходы, полученные от осуществления данной предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению в рамках упрощенной системы налогообложения.
По вопросу осуществления индивидуальным предпринимателем банковской и микрофинансовой деятельности необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) банковскую деятельность в Российской Федерации осуществляют субъекты банковской системы, которая включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом N 395-1 (статья 1 Федерального закона N 395-1). Перечень банковских операций установлен статьей 5 Федерального закона N 395-1.
Как установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 151-ФЗ, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование). Микрофинансовая организация представляет собой юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 151-ФЗ.
Помимо микрофинансовых организаций, имеющих соответствующих статус и включенных в реестр микрофинансовых организаций, микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц, осуществляют кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 151-ФЗ).
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - в отношении всех общероссийских классификаторов.
В связи с этим по вопросу, касающемуся применения классификаторов, в том числе ОКВЭД, следует обращаться в Росстандарт.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.