Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2012 г. N 254-П12
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Кузнецова В.В., Магомедова М.М., Нечаева В.И., Соловьева В.Н., Тимошина Н.В., Хомчика В.В., -
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе адвоката Мельниковой Е.В. на приговор Московского городского суда от 30 сентября 2010 года, по которому
Попова А.Г., ..., не судимая,
осуждена к лишению свободы: по ч. 2 ст. 210 УК РФ на 4 года, по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (по факту мошеннических действий с квартирой ... на 5 лет, по ч. 4 ст. 159 УК РФ (по факту мошеннических действий с квартирой ... на 6 лет, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний на 6 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2011 года приговор оставлен без изменения.
По настоящему делу осуждены также Гайдарбекова А.С., Адамова З.А., Зямаева А.О., Змиевская Д.Г., Сизова В.Г., Медведев И.С., Витковский Ф.Р., Роганов А.А., Иванцова М.В., надзорное производство в отношении которых не возбуждено.
В надзорной жалобе адвокат Мельникова Е.В. просит состоявшиеся судебные решения изменить.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рудакова С.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г., адвоката Мельниковой Е.В., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Попова осуждена за совершение преступлений при следующих обстоятельствах.
Не позднее декабря 2007 года в ... неустановленными лицами с целью систематического незаконного приобретения прав на недвижимое имущество путём обмана социально не защищённых граждан было создано преступное сообщество, в состав которого в разное время вошли Гайдарбекова, Адамова, Попова, Зямаева и Змиевская.
Будучи осведомлёнными о планах и задачах преступного сообщества, каждый из них действовал согласно отведённой роли.
Попова, специализировавшаяся на сделках с недвижимостью и имеющая опыт работы в данной области, занималась сбором информации о квартирах, которые возможно было приобрести мошенническим путём, и их собственниках, подыскивала соучастников, которые за денежное вознаграждение по поддельным документам должны будут оформлять права собственности на квартиры и регистрировать их в отделениях УФРС по ...
В период времени с 29 ноября 2006 года по 17 декабря 2007 года Гайдарбекова и Адамова, получив информацию от Поповой, работавшей риэлтором на рынке недвижимости, о квартире ..., расположенной в доме ..., её владельце и паспортных данных не имевшего родственников Ш. ... года рождения, договорились с ней и Змиевской о совместных действиях в составе преступного сообщества по незаконному приобретению права собственности на указанную квартиру стоимостью ... рублей.
Для этого, действуя согласно общему плану участников преступного сообщества, Попова установила Витковского, являвшегося знакомым Ш., который, осознавая незаконный характер действий по квартире Ш., передал Поповой правоустанавливающие документы на эту квартиру.
После этого, действуя по указанию Поповой, Витковский, используя доверенность, переданную ему Ш. на право управления квартирой по ... в период до 22 января 2008 года получил в отделении УФРС по ... справку о содержании правоустанавливающих документов на квартиру Ш. и передал её Поповой, которой также передал паспортные данные своей бывшей жены, С., согласившейся по его предложению выступить в роли покупателя квартиры Ш.
В это же время Адамова, действуя согласованно с другими участниками преступного сообщества, предложила Медведеву за денежное вознаграждение выступить представителем Ш. в роли продавца его квартиры, и вместе с неустановленными лицами изготовили поддельную доверенность от имени Ш. на имя Медведева на право сдачи документов на государственную регистрацию на квартиру ..., якобы удостоверенную нотариусом Л. в реестре за N ... от 24 апреля 2008 года, и договор купли-продажи между Ш. и С., в которых рукописные записи и подпись от имени Ш. выполнил неустановленный соучастник.
После этого в целях реализации задуманного плана незаконного приобретения права на квартиру Ш. Попова и Адамова 12 мая 2008 года вместе с Медведевым и С. прибыли в УФРС по ..., расположенное по адресу: ..., где С. по предложению Поповой расписалась в поддельном договоре купли-продажи квартиры ... между Ш. и С. в качестве покупателя, оплатила госпошлину в сумме ... рублей, после чего Медведев вместе с С., не осведомленной о преступных намерениях участников организованной группы, сдал для государственной регистрации переданные ему Поповой и Адамовой поддельные договор купли-продажи квартиры ... доверенность от имени Ш. на Медведева на право сдачи документов на государственную регистрацию, якобы удостоверенную нотариусом ... Л. в реестре за N ... от 12 мая 2008 года.
Получив от неустановленного лица информацию о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, в период до 26 июня 2008 года Адамова, действуя согласованно с остальными участниками преступного сообщества, передала Змиевской анкетные данные Ш. и данные на квартиру N ... после чего Змиевская изготовила поддельную выписку из домовой книги на эту квартиру, которую передала Адамовой, а та, в свою очередь, Медведеву, который 26 июня 2008 года, в 13 часов 45 минут, используя поддельную доверенность от имени Ш., введя в заблуждение сотрудников УФРС по ... передал им для возобновления государственной регистрации договора купли-продажи квартиры ... между Ш. и С. от 28 апреля 2008 года.
Однако довести до конца свой преступный умысел, направленный на незаконное приобретение права на квартиру ..., Гайдарбекова, Адамова, Змиевская, Попова, Медведев, Витковский не смогли по не зависящим от них обстоятельствам, в связи с поступлением в УФРС по ... заявления Ш. об отказе в государственной регистрации вышеуказанного договора купли-продажи, который он не подписывал и полномочий на его подпись никому не давал.
В период времени с 17 марта 2005 года до 28 мая 2008 года Гайдарбекова, получив от Поповой информацию о квартире по ... стоимостью ..., принадлежащей А. сообщила об этом Адамовой и Змиевской, договорившись с ними о совместных действиях по незаконному приобретению права собственности на указанную квартиру путём обмана в составе преступного сообщества. Действуя согласно общему плану и распределённым ролям, Попова привлекла для участия в фиктивной сделке за денежное вознаграждение Роганова, действия которого не охватывались умыслом на участие в преступном сообществе, а Гайдарбекова в период до 24 июля 2008 года, находясь в помещении ООО "...", по ... изготовила поддельную доверенность от имени А. на имя не осведомлённого об их преступных намерениях Д. на право сдачи документов на государственную регистрацию этой квартиры, якобы удостоверенную нотариусом ... Л. в реестре за ... от 21 июля 2008 года, в которой от имени А. рукописные записи и подпись выполнил неустановленный соучастник, и договор купли-продажи между А. и Рогановым А.А., где рукописные записи и подпись от имени А. выполнила на принтере.
Одновременно в период до 9 июля 2008 года по указанию Гайдарбековой и Поповой Роганов совместно со своей женой В. неосведомленной о действиях соучастников, согласно отведённой ему Гайдарбековой и Адамовой роли для придания сделке легального вида оформил у нотариуса г. ... С. согласие его жены на сделку, которое передал Поповой. 24 июля 2008 года Гайдарбекова, Роганов, Попова, Д. прибыли в УФРС по ..., расположенное по адресу: ..., где Роганов расписался в изготовленном заранее Гайдарбековой поддельном договоре купли-продажи квартиры по адресу: ..., между А. и ним, оплатил госпошлину в сумме ... рублей, после чего вместе с Давыдовым обманным путём сдал на регистрацию в УФРС по ... поддельные договор купли-продажи квартиры по адресу: ..., доверенность от имени А. на имя Д. на право сдачи документов на государственную регистрацию, якобы удостоверенную нотариусом ... Л. в реестре за N ... от 21 июля 2008 года. Гайдарбекова совместно с Адамовой, получив в период до 22 августа 2008 года информацию о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, обратились к Змиевской о получении в ТБТИ ... кадастрового плана помещения, копии экспликации к поэтажному плану и графической части плана объекта для кадастрового паспорта квартиры по ... и изготовлении поддельной выписки из домовой книги по указанному адресу за вознаграждение.
Змиевская, действуя согласно отведенной ей роли в преступном сообществе, в период до 12 августа 2008 года, изготовила поддельную выписку из домовой книги на квартиру ... от 7 августа 2008 года и поддельную копию паспорта А., которую передала не установленным следствием соучастникам преступного сообщества для получения в ТБТИ ... кадастрового плана помещения, копии экспликации к поэтажному плану и графической части плана объекта для кадастрового паспорта этой квартиры. Получив указанные документы, Змиевская передала их Адамовой, которая вместе с Гайдарбековой передала указанные документы Д. и тот по указанию Гайдарбековой 1 сентября 2008 года, в 12 часов 27 минут, передал их в УФРС по ..., где 2 сентября 2008 года поддельный договор купли-продажи квартиры по адресу: ... между А. и Рогановым был зарегистрирован, и 3 сентября 2008 года документы по указанию Гайдарбековой и Поповой Рогановым были получены.
Таким образом, Гайдарбекова, Адамова, Попова, Змиевская, Роганов - незаконно приобрели право собственности на квартиру ..., причинив А. материальный ущерб в особо крупном размере на сумму ...
В надзорной жалобе адвоката Мельниковой Е.В. предлагается признать необоснованным осуждение Поповой по ч. 2 ст. 210 УК РФ. Формулировка обвинения Поповой неопределенна, что нарушает право осуждённой на защиту. Суд лишил Попову возможности защищаться от обвинения в том, что она участвовала в преступном сообществе под руководством и организующей ролью неустановленных лиц. Суд вышел за пределы обвинения.
Помимо этого, адвокат указывает, что на момент вынесения кассационного определения вступили в силу изменения, внесённые в ст. 159 УК РФ Федеральным законом от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ. Судебная коллегия обязана была рассмотреть вопрос о смягчении Поповой наказания за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ, однако этого сделано не было.
Рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе адвоката Мельниковой Е.В., Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Доводы жалобы о том, что обвинение Поповой неконкретно (неопределённо), а также о том, что суд в нарушение требований ст. 252 УПК РФ нарушил пределы обвинения, нельзя признать обоснованными.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что преступное сообщество, в состав которого, в том числе, входила Попова, было создано с целью систематического незаконного приобретения прав на недвижимое имущество путём обмана социально не защищённых граждан, то есть для совершения тяжких преступлений, что, в свою очередь, соответствует предъявленному обвинению и диспозиции ст. 210 УК РФ.
Попова, специализировавшаяся на сделках с недвижимостью и имеющая опыт работы в данной области, занималась сбором информации о квартирах, которые можно было приобрести мошенническим путём, и их собственниках, подыскивала соучастников, которые за денежное вознаграждение по поддельным документам должны оформлять право собственности на квартиры и регистрировать их в отделения УФРС по ...
Указанные выводы суда подтверждены показаниями Медведева, Змиевской, которые не отрицали своего отношения к совершению незаконной регистрации права собственности на квартиру Ш. участия в этом Поповой, показаниями свидетеля С., которая подтвердила заинтересованность и участие Поповой в сделке, показаниями Роганова об участии Поповой в сделке по квартире на ... свидетеля Д., а также протоколами обыска у Поповой, протоколами выемки документов и совокупностью иных доказательств, приведённых в приговоре.
Правовая оценка действий Поповой по ч. 2 ст. 210 УК РФ является правильной.
Вместе с тем судебные решения подлежат изменению на основании п. 3 ч. 1 ст. 379 УПК РФ в связи с неправильным применением уголовного закона в части осуждения Поповой за мошенничество и покушение на мошенничество.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то в силу положений ч. 2 ст. 10 УК РФ это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Федеральным законом от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ в часть 4 статьи 159 УК РФ внесены изменения, исключён нижний предел наказания в виде лишения свободы.
Кассационное рассмотрение дела состоялось после вступления указанного закона в силу, однако внесенные изменения в уголовный закон судом кассационной инстанции учтены не были.
В связи с этим, учитывая положения ст. 10 УК РФ, действия Поповой следует переквалифицировать с ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), а также с ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), поскольку при сохранении верхнего предела наказания в виде лишения свободы новым уголовным законом из санкции ч. 4 ст. 159 УК РФ исключён нижний предел этого вида наказания. В связи с тем, что новый уголовный закон смягчает наказание в виде лишения свободы, а Попова осуждена именно к этому виду наказания, то данный закон имеет обратную силу.
Наказание Поповой следует назначить с учётом положений ст. 60 УК РФ, определяющей общие начала назначения наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорную жалобу адвоката Мельниковой Е.В. удовлетворить частично.
2. Приговор Московского городского суда от 30 сентября 2010 года, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2011 года в отношении Поповой А.Г. изменить, переквалифицировать её действия с ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), по которой назначить 5 лет 6 месяцев лишения свободы, с ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), по которой назначить 4 года 6 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), путём частичного сложения наказаний окончательно назначить Поповой А.Г. 6 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
В остальном судебные решения в отношении Поповой А.Г. оставить без изменения.
Председательствующий - |
А.П. Серков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2012 г. N 254-П12
Текст постановления официально опубликован не был