Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 февраля 2013 г. N 03-07-10/2254
В связи с письмом по вопросу применения инвестором вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками и подрядчиками организациям, выполняющим функции заказчика на основании заключенных с инвестором инвестиционных договоров на строительство объектов, в случае расторжения этих договоров Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по согласованию с ФНС России сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Кодекса вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в случае расторжения инвестиционных договоров на строительство объектов суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные заказчиком инвестору - налогоплательщику налога на добавленную стоимость по выполненным к моменту расторжения договоров строительно-монтажным работам и товарам (работам, услугам) могут быть приняты к вычету при выполнении вышеперечисленных условий.
Как указано в письме, в дальнейшем инвестор-налогоплательщик намерен продолжить строительство объектов и использовать их для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому при расторжении договора на реализацию инвестиционного проекта на строительство объекта суммы налога, предъявленные заказчиком инвестору-налогоплательщику, могут быть приняты инвестором-налогоплательщиком к вычету на основании счета-фактуры, выставленного заказчиком, после принятия на учет результата выполненных к моменту расторжения договора строительно-монтажных работ, оборудования, иных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Так, для применения инвестором налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 6 статьи 171 Кодекса, заказчику следует выставить инвестору счет-фактуру в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Кодекса.
Указанный счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее полученных заказчиком от подрядных организаций по выполненным к моменту расторжения договора строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг). При этом в данном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) целесообразно выделить в самостоятельные позиции.
К первому экземпляру счета-фактуры, передаваемому заказчиком инвестору, прилагаются копии счетов-фактур, полученных заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), а также копии соответствующих первичных документов.
Второй экземпляр счета-фактуры регистрируется заказчиком в части I "Выставленные счета-фактуры" журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, без регистрации в книге продаж.
По услугам, оказанным заказчиком инвестору, заказчику следует выставить инвестору счет-фактуру в общеустановленном порядке и зарегистрировать его в книге продаж.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.