С целью надлежащего применения документа участниками рынка ФАС России дает следующие разъяснения о правовом статусе Рекомендаций по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата.
Право антимонопольного органа давать разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и пунктом 6.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 331 (далее - Положение).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 30 июня 2004 г."
Возможность антимонопольного органа определять справедливую цену товара, обращающегося на монополизированном рынке, предусмотрена пунктом 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" как мера, носящая рекомендательный характер. Применение конкретным хозяйствующим субъектом таких рекомендованных антимонопольным органом цен, в любом случае, не может быть признано нарушением антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 Положения Федеральная антимонопольная служба является федеральным исполнительным органом, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, являющегося составной частью антимонопольного законодательства, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности.
Рекомендации направлены на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства на рынке апатитового концентрата и дают разъяснения хозяйствующим субъектам, какие действия на рынке не будут рассматриваться ФАС России, как нарушающие антимонопольное законодательство. Вместе с тем, в тексте Рекомендаций прямо указано, что отклонение поведения хозяйствующего субъекта от Рекомендаций само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства, если иное не будет установлено антимонопольным органом или судом.
В частности, Рекомендации разработаны с целью предупреждения нарушений установленных запретов в подпунктах 1), 3), 6), 8) и 9) пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и соблюдение Рекомендаций будет рассматриваться ФАС России как соблюдение запретов той части, в какой они затронуты в Рекомендациях.
Таким образом, следование Рекомендациям лицами, реализующими апатитовый концентрат, снижает риски возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства в части, урегулированной этими Рекомендациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее - АПК РФ) каждому лицу, участвующему в деле, гарантировано право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу. В соответствии с пунктом 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. При этом каждое лицо, участвующее в деле, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, представление доказательств и выстраивание правовой позиции в суде является исключительной компетенцией лиц, участвующих в деле. Представлять или нет в суд Рекомендации может решить только заинтересованная сторона, а не ФАС России.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Таким образом, вопрос целесообразности представления в суд Рекомендаций в качестве доказательства подлежит решению лицом, участвующим в деле, самостоятельно по своему усмотрению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2013 г. вступили в силу рекомендации ФАС России по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата. Разъясняется их правовой статус.
Они направлены на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства на рынке такого концентрата. Рекомендации разъясняют, какие действия не рассматриваются ФАС России как нарушения. В их тексте прямо указано, что отклонение поведения хозяйствующего субъекта от них само по себе не является нарушением, если иное не установлено антимонопольным органом или судом.
Рекомендации разработаны с целью предупредить, в частности, следующие действия, запрещенные Законом о защите конкуренции: установление, поддержание монопольно высокой (низкой) цены, навязывание контрагенту условий, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар и др. Рекомендаций рассматривается как соблюдение запретов в той части, в какой они затронуты в рекомендациях.
Таким образом, следование рекомендациям снижает риски возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства в части, урегулированной рекомендациями.
Представление доказательств и выстраивание правовой позиции в суде - исключительная компетенция лиц, участвующих в деле. Представлять ли рекомендации в суд, может решить только заинтересованная сторона, а не ФАС России. Таким образом, вопрос о том, целесообразно ли представлять рекомендации в суд в качестве доказательства, должен решаться лицом, участвующим в деле, самостоятельно по своему усмотрению.
Информация Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2013 г. "О правовом статусе по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата"
Текст информации официально опубликован не был