Приложение
к Федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Типовое содержание плана мероприятий
по защите персонала
в случае аварии на атомной станции",
утв. приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 18 сентября 2012 г. N 518
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
Открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях"
Филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "_.. атомная станция"
Утверждаю
Заместитель Генерального директора -
директор по производству и эксплуатации АЭС
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
_________ (инициалы, фамилия)
(подпись)
(дата)
План
мероприятий по защите персонала в случае аварии на (наименование атомной станции)
Заместитель
Генерального директора - директор филиала
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
(наименование АС)
----------------
_________ (инициалы, фамилия)
(подпись)
(дата)
(год утверждения)
Лист согласований
СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального органа МЧС России
СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне
СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального органа ФМБА России
СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального органа ФСБ России
СОГЛАСОВАНО
Руководитель территориального органа Росгидромета
СОГЛАСОВАНО
Организация-разработчик проекта АС
Лист согласований
должностных лиц АС и разработчиков отдельных разделов Плана мероприятий по защите
Раздел, приложение |
Должность, Ф.И.О. |
Подпись, дата |
1 |
2 |
3 |
Лист регистрации
пересмотра и изменений Плана мероприятий по защите
Изменение |
Количество листов |
Всего листов в Плане мероприятий по защите |
Номер извещения |
Подпись |
Дата |
|||
измененных |
замененных |
новых |
изъятых |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Список сокращений
АС |
- |
атомная станция |
АСДНР |
- |
аварийно-спасательные и другие неотложные работы |
АСКРО |
- |
автоматизированная система контроля радиационной обстановки |
АХОВ |
- |
аварийно химически опасные вещества |
АЦ АС |
- |
внутренний аварийный центр в составе ЗПУПД АС |
АЦ Г |
- |
внешний аварийный центр в составе ЗПУПД Г |
АЦ |
- |
аварийный центр |
БПУ(БЩУ) |
- |
блочный пункт управления (блочный щит управления) |
ВВ |
- |
внутренние войска |
ВО |
- |
ведомственная охрана |
ГО |
- |
гражданская оборона |
Группа ОПАС |
- |
группа оказания экстренной помощи АС |
ГСМ |
- |
горюче-смазочные материалы |
ДИО |
- |
дирекция информационного обеспечения |
ЗН |
- |
зона наблюдения |
ЗПУПД АС |
- |
защищенный пункт управления противоаварийными действиями на территории АС |
ЗПУПД Г |
- |
защищенный пункт управления противоаварийными действиями в городе при АС |
ЗПУПД РЭ |
- |
защищенный пункт управления противоаварийными действиями в районе эвакуации АС |
ЗПУПД |
- |
защищенный пункт управления противоаварийными действиями |
КПП |
- |
контрольно-пропускной пункт |
КСДС |
- |
комплексная система диспетчерской связи службы безопасности и ведомственной охраны |
КТО |
- |
конструкторско-технологический отдел |
КЦ |
- |
Кризисный центр эксплуатирующей организации |
КЧСПБО |
- |
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АС |
КЧСПБК |
- |
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности концерна |
ЛВРК |
- |
лаборатория внешнего радиационного контроля |
ЛСО |
- |
локальная система оповещения |
МСЧ |
- |
медико-санитарная часть |
МТО |
- |
материально-техническое обеспечение |
НАСФ |
- |
нештатные аварийно-спасательные формирования |
НСБ |
- |
начальник смены блока |
НСГ |
- |
нештатная спасательная группа |
НСС |
- |
начальник смены станции |
ОДУ (РДУ) |
- |
объединенное диспетчерское управление (региональное диспетчерское управление) |
ОЗИ |
- |
отдел защиты информации |
ОДО |
- |
оперативно-дежурный отдел |
ОКЧС |
- |
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Госкорпорации "Росатом" |
ППУ |
- |
подвижной пункт управления |
ППЭ |
- |
промежуточный пункт эвакуации |
ПРУ |
- |
противорадиационное укрытие |
ПТО |
- |
производственно-технический отдел |
ПуСО |
- |
пункт специальной обработки |
ПЭП |
- |
приемный эвакуационный пункт |
РАР |
- |
руководитель аварийными работами |
РПУ (РЩУ) |
- |
резервный пункт управления (резервный щит управления) |
РСЧС |
- |
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
РТП |
- |
руководитель тушения пожара |
РУ |
- |
реакторная установка |
РХЗ |
- |
служба радиационной и химической защиты |
СВФ |
- |
специальное ведомственное формирование |
СЗЗ |
- |
санитарно-защитная зона |
СИЗ |
- |
средства индивидуальной защиты |
СОО |
- |
станция обеззараживания одежды |
СОП |
- |
санитарно-обмывочный пункт |
СОТ |
- |
станция обеззараживания техники |
СЧСО |
- |
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на АС |
СЭП |
- |
сборный эвакуационный пункт |
ФПС |
- |
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы |
ФГУП АТЦ СПб |
- |
федеральное Государственное унитарное предприятие "Аварийно-технический центр Минатома России" (г. Санкт-Петербург) |
УКС (ОКС) |
- |
управление капитального строительства (отдел капитального строительства) |
ЧС |
- |
чрезвычайная ситуация |
1. Общие положения
1.1. План мероприятий по защите персонала разрабатывается с учетом рекомендаций МЧС России по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах.
1.2. Требования Плана мероприятий по защите распространяются на персонал АС, личный состав воинской части (подразделения) ВВ и органа внутренних дел МВД России, охраняющих и обслуживающих АС, и объектовых подразделений ФПС по охране АС, персонал организаций (предприятий), обеспечивающих функционирование АС всех типов РУ (в период их ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации), и подлежат исполнению на площадке АС и в пределах СЗЗ.
1.3. Решение на введение в действие Плана мероприятий по защите принимает директор АС (или лицо, его замещающее), а в случае их отсутствия на АС - НСС.
1.4. План мероприятий по защите вводится в действие в случае принятия решения об объявлении состояния "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка", а также при воздействии других факторов природного и техногенного характера, подпадающих под критерии ЧС, при угрозе и проведении террористического акта.
2. Краткая характеристика АС и района размещения АС
2.1. Краткое описание АС
Приводится тип, количество блоков и их электрическая мощность, основное и резервное энергообеспечение систем и оборудования АС; краткая характеристика основных производственных зданий и сооружений с указанием наибольшей и наименьшей численности работающего в них персонала и режима работы, включая личный состав воинской части (подразделения) ВВ МВД России, охраняющей АС, личный состав подразделения ФПС; транспортные коммуникации, гидротехнические сооружения; характеристики вентиляционных труб для удаления газообразных и аэрозольных сред. План площадки АС выполняется в соответствии с приложением N 1 к Плану мероприятий по защите.
2.2. Краткая характеристика района размещения АС
2.2.1. Краткое описание города при АС (площадь, численность населения, перечень основных промышленных предприятий, расстояние от площадки АС, возможности оповещения, укрытия и эвакуации персонала АС, дорожная и железнодорожная сеть, водоснабжение, транспортные коммуникации между городом и АС). План города при АС выполняется в соответствии с приложением N 2 к Плану мероприятий по защите.
2.2.2. Краткое описание особенностей природной среды и климатических условий месторасположения АС: характеристика ландшафта, поверхностных и подземных вод, метеорологические условия (скорость и направление ветра, их повторяемость, температура воздуха по сезонам), сейсмическая и геодинамическая характеристики площадки, явления и факторы природного происхождения, обнаруженные в районе расположения АС, которые могут привести к нарушениям в работе АС и рассмотрены в проекте АС разработчиками РУ(АС).
2.2.3. Краткое описание СЗЗ и ЗН (границы и размеры зон, их структурные элементы, полосы отчуждения, организации, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, а для СЗЗ также их численность и режимы работы). План СЗЗ и ЗН выполняется в соответствии с приложением N 3 к Плану мероприятий по защите.
2.2.4. Радиационно и химически опасные, а также взрыво- и пожароопасные предприятия и объекты, гидротехнические сооружения в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения. План зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения АС выполняется в соответствии с приложением N 4 к Плану мероприятий по защите.
2.2.5. Список населенных пунктов в ЗН с указанием численности их населения, расстояния от площадки АС, возможности оповещения.
3. Основные данные для планирования мероприятий по защите персонала
3.1. Размеры зон, прогноз доз внешнего и внутреннего облучения персонала при тяжелой запроектной аварии (запроектная авария определяется разработчиками проекта АС) в наихудших погодных условиях. Исходные события, временная последовательность и возможные пути развития аварии, оценка радиационной обстановки в помещениях АС, на площадке АС, СЗЗ и ЗН, оценка активности и радионуклидного состава аварийного выброса и сброса.
Расчет размеров зон радиоактивного загрязнения, доз внешнего и внутреннего облучения при запроектной аварии выполняется в соответствии с приложением N 5 к Плану мероприятий по защите.
3.2. Расположение защищенных пунктов управления противоаварийными действиями на территории АС, в городе при АС и в районе эвакуации АС. Оснащение аварийных центров программно-техническими комплексами, системой передачи данных, средствами связи и документацией.
3.3. Расположение защитных сооружений АС.
3.4. Данные о численности подлежащего эвакуации персонала АС и персонала организаций, обеспечивающих функционирование АС (далее - персонал).
3.5. Районы эвакуации АС и маршруты эвакуации персонала.
3.6. Данные о состоянии дорожно-транспортной сети, о состоянии транспорта.
3.7. Краткое описание организации радиационного контроля на площадке АС, в СЗЗ и ЗН, расположение постов контроля. Наличие и характеристики АСКРО.
3.8. Наличие и характеристики ЛСО (основные характеристики в соответствии с паспортными данными и фактической зоной действия).
3.9. Наименование и количество АХОВ на АС, их размещение, объемы, основные поражающие факторы. Выбор АХОВ, определяющих химическую обстановку в районе аварии, поражающие факторы, их особенности и другие необходимые параметры; расчет размеров зоны химического заражения при выбросе (разливе) АХОВ.
Расчет и нанесение размеров прогнозируемой зоны химического заражения при выбросе (разливе) АХОВ на АС выполняется в соответствии с приложениями N 6 и N 7 к Плану мероприятий по защите.
3.10. Неблагоприятные факторы внешних воздействий природного происхождения в районе АС, подпадающие под критерии информации о ЧС и требующие проведения мероприятий по защите персонала (в соответствии с критериями информации о ЧС).
3.11. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты (номенклатура, объем и места хранения СИЗ и радиометрических и дозиметрических приборов, медикаментов и средств дезактивации и санитарной обработки).
3.12. Финансовые и материальные ресурсы для ликвидации ЧС.
4. Краткая оценка возможной обстановки на АС при возникновении ЧС
4.1. Краткая оценка возможной обстановки на площадке АС и в СЗЗ при радиационной аварии:
1) краткая характеристика зон (зоны планирования защитных мероприятий, зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации, зоны контролируемого доступа, зоны свободного доступа) с учетом особенностей размещения АС при рассматриваемой запроектной аварии;
2) определение численности персонала, который может быть подвергнут воздействию радиационных факторов (на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения);
3) основные показатели эвакуации персонала на основе прогнозных данных радиационной аварии (количество эвакуируемых, планируемые районы эвакуации, количество транспортных единиц, планируемый вывоз и сроки эвакуации).
4.2. Оценка возможной обстановки при химической аварии:
1) характеристика зоны заражения;
2) вероятное количество пострадавших;
3) необходимость проведения защитных мероприятий.
4.3. Оценка возможной обстановки при внешних воздействиях с учетом характеристик конструкций сооружений и зданий:
1) масштаб и характер возможных разрушений, затоплений, повреждений;
2) возможные пожары;
3) необходимость проведения защитных мероприятий.
4.4. Оценка возможной обстановки при пожаре.
4.5. Общие выводы из оценки возможной обстановки на АС при ЧС. Прогнозируемая обстановка в результате ЧС на АС наносится на План площадки, План СЗЗ и зоны наблюдения, План города при АС, план зоны возможного опасного радиоактивного заражения в зависимости от масштабов аварии, а обстановка, складывающаяся в результате аварии, - на заранее подготовленную топографическую карту района расположения АС (схему) или электронные версии планов и схем.
5. Основные критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения режима функционирования СЧСО "Повышенная готовность" или "Чрезвычайная ситуация")
Критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения режима функционирования СЧСО "Повышенная готовность" или "Чрезвычайная ситуация") устанавливаются в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, определяющими порядок объявления аварийной обстановки.
6. Организация оповещения, связи и информационного обмена
6.1. Наличие средств оповещения, связи и информационного обмена, используемых и задействованных при угрозе и возникновении ЧС.
6.2. Порядок функционирования узлов связи и сроки передачи оперативной информации. Порядок использования технических, программных и информационных средств АЦ АС и АЦ Г, ППУ РАР при угрозе и возникновении ЧС.
6.3. Организация оповещения на АС при угрозе и возникновении ЧС. Система автоматического оповещения членов КЧСО и руководства АС. Список абонентов оповещения о состоянии "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" на АС. Схема оповещения при угрозе и возникновении аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 8 к Плану мероприятий по защите.
6.4. Организация связи с силами и средствами АС. Порядок оповещения и передачи информации об обстановке, предпринимаемых действиях, связь с формированиями АС при проведении разведки, вводе сил и средств в зону ЧС, проведении АСДНР.
6.5. Организация связи и информационного обмена с привлекаемыми силами и средствами для проведения АСДНР.
6.6. Организация информационного взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации. Порядок подготовки сообщений (донесений) и информирования общественности при угрозе и возникновении ЧС.
6.7. Организация информационного обмена и передачи сообщений между АЦ АС и АЦ Г (внутренним и внешним), ЗПУПД РЭ, КЦ, ППУ РАР и другими абонентами СЧСК и СЧСО, в том числе и КСДС.
6.8. Организация информационного обмена между руководством АС, эксплуатирующей организацией, Госкорпорацией "Росатом", главами муниципального образования (города при АС) и субъекта Российской Федерации (округа), где расположена АС.
Схема организации связи и передачи информации при возникновении аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 9 к Плану мероприятий по защите.
7. Порядок приведения в готовность и развертывания органов управления, сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств системы ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
7.1. При разработке мероприятий следует учитывать, что управление силами и средствами наблюдения и контроля, силами ликвидации ЧС и управление локализацией (ликвидацией ЧС) осуществляется НСС с БПУ или с РПУ (в зависимости от складывающейся обстановки) аварийного блока, РАР с ЗПУПД АС или ППУ РАР. В случае создания на территории АС неблагоприятной радиационной обстановки управление силами и средствами осуществляется с ЗПУПД Г.
7.2. Порядок приведения в готовность и развертывания органов управления, сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС определяет следующие организационные мероприятия:
7.2.1. Приведение в готовность органов управления. Место и время сбора КЧСО. Действия НСС по приведению в готовность органов управления до прибытия на станцию директора АС.
7.2.2. Приведение в готовность к работе ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ, АЦ АС и АЦ Г.
7.2.3. Порядок передачи управления между пунктами управления, порядок постановки задач силам.
7.2.4. Приведение в готовность, развертывание сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС, их состав, сроки готовности, места развертывания. Состав и оснащение сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС определяются приложением N 10 к Плану мероприятий по защите. План-график приведения в готовность органов управления, сил наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 11 к Плану мероприятий по защите.
7.3. Управление силами и средствами по локализации (ликвидации) ЧС на АС. Схема управления силами и средствами ликвидации ЧС на АС составляется в соответствии с приложением N 12 к Плану мероприятий по защите.
8. Мероприятия по защите персонала при объявлении состояния "Аварийная готовность" (режим функционирования СЧСО "Повышенная готовность")
8.1. Действия НСС, оперативного персонала. Календарный план-график действий НСС при угрозе и возникновении ЧС на АС разрабатываются в соответствии с приложением N 13 к Плану мероприятий по защите.
8.2. Действия руководства АС. Календарный план-график действий директора АС разрабатывается в соответствии с приложением N 14 к Плану мероприятий по защите.
8.3. Порядок проведения мероприятий по защите персонала:
приведение в готовность сил и средств АС;
приведение в готовность автотранспорта для эвакуации персонала;
обеспечение персонала СИЗ и приборами радиационного контроля;
обеспечение готовности защитных сооружений к приему персонала;
проведение профилактических противопожарных мероприятий;
приведение в готовность сил и средств медицинской защиты для оказания (при необходимости) первой медицинской помощи персоналу;
составление перечня должностных лиц (должность, количество, рабочее место), остающихся на рабочих местах с момента возникновения аварии до распоряжения РАР.
8.4. Порядок, объем и сроки передачи оперативной и текущей (дополнительной) информации об обстановке на АС.
Календарный план-график проведения основных мероприятий в случае аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 15 к Плану мероприятий по защите.
9. Мероприятия по защите персонала при объявлении состояния "Аварийная обстановка" (режим функционирования СЧСО "Чрезвычайная ситуация")
9.1. Действия руководства АС, НСС и оперативного персонала при объявлении состояния "Аварийная обстановка"
9.1.1. Действия НСС (оповещение, принятие решения о применении СИЗ и коллективной защиты, проведение йодной профилактики, оказание первой помощи пострадавшим, проведение экстренной эвакуации). Действия НСС разрабатываются в соответствии с приложением N 13 к Плану мероприятий по защите.
9.1.2. Действия оперативного персонала (сообщение об обстановке должностным лицам в порядке подчиненности вплоть до НСС, оказание помощи пострадавшим, принятие необходимых и доступных мер по устранению аварии).
9.1.3. Действия руководства АС на ранней фазе развития аварии (выбор основных мер по защите, экстренная оценка аварийных доз облучения, применение СИЗ, обеспечение приборами радиационного и дозиметрического контроля, определение порядка укрытия в защитных сооружениях, проведение йодной профилактики, оказание медицинской помощи, другие защитные мероприятия, определение объемов, сроков, привлекаемых сил и средств для их проведения).
Перечень документов, разрабатываемых руководством АС для регламентации действий руководства и персонала АС в случае радиационной аварии, в соответствии с приложением N 16 к Плану мероприятий по защите.
9.1.4. Действия руководства АС на средней фазе развития аварии (предупреждение дальнейшего развития аварии и управление аварией, локализация (ликвидация) и ограничение радиационных последствий аварии, организация медицинской помощи, индивидуальной защиты персонала, проведение расширенного радиационного контроля и других необходимых мероприятий).
9.2. Радиационная защита
9.2.1. Меры по защите персонала на ранней фазе развития аварии:
а) основные меры по защите персонала:
укрытие персонала;
экстренная эвакуация;
применение СИЗ органов дыхания и кожных покровов;
проведение йодной профилактики;
б) экстренная оценка аварийных доз облучения (кто проводит, прогнозируемые дозы);
в) оказание первой помощи пострадавшим;
г) определение (расчет) времени пребывания персонала на площадке АС (в зоне радиационной аварии);
д) контроль радиационного загрязнения спецодежды и кожных покровов при выходе из зоны планирования защитных мероприятий и при эвакуации персонала с площадки АС;
е) санитарная обработка персонала;
ж)исключение или ограничение (при необходимости) потребления воды и продуктов питания;
з) инструктаж персонала о мерах по радиационной защите;
и) выдача и использование приборов дозиметрического контроля и индивидуальных дозиметров;
к) оценка радиационной обстановки, контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала.
9.2.2. Меры по защите персонала на средней фазе развития аварии:
а) обоснование планируемого облучения выше установленных пределов доз (при необходимости);
б) локализация (ликвидация) радиоактивного загрязнения;
в) индивидуальная защита персонала (применение СИЗ, противорадиационных медицинских препаратов);
г) проведение расширенного радиационного контроля с учетом особенностей и условий выполняемых работ;
д) организация контроля доступа персонала в радиоактивно загрязненные помещения для выполнения работ;
е) организация дозиметрического оперативного контроля и индивидуального учета доз облучения персонала, занятого проведением АСДНР;
ж) порядок выдачи СИЗ и дозиметров персоналу, занятому проведением АСДНР (запас СИЗ и дозиметров должен быть не менее двух комплектов на каждого участника проведения АСДНР);
з) комплексное применение медицинских противорадиационных средств (при необходимости);
и) инструктаж персонала до начала работ в радиационно опасных условиях о мерах по защите и о возможных индивидуальных дозах облучения.
Порядок проведения дезактивации одежды и СИЗ при радиоактивном загрязнении (в соответствии с СанПиН 2.2.8.46-03 "Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 октября 2003 N 157 (зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2003 г., регистрационный N 5298).
9.2.3. Порядок проведения санитарной обработки (места расположения ПуСО, резерв спецодежды и обуви, дозиметрический контроль, численность персонала, который может быть подвергнут санитарной обработке, запас дезактивирующих средств).
9.2.4. Меры по защите персонала на поздней фазе развития аварии (планируемые мероприятия, меры по защите при их проведении).
Меры по радиационной защите персонала определяются, исходя из задач, решаемых на этой фазе развития аварии, при реализации которых может быть нанесен вред здоровью персонала:
выполнение аварийно-восстановительных работ;
дезактивация загрязненных помещений, зданий и территорий АС;
сбор и транспортировка радиоактивных отходов;
реабилитация (при необходимости) загрязненных территорий.
Решения о мерах по защите принимаются при определении задач, которые должны быть реализованы на поздней фазе развития аварии, с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.
9.3. Инженерная защита
9.3.1. Порядок поддержания защитных сооружений в готовности к немедленному приему персонала.
9.3.2. Порядок укрытия в убежищах при радиационной аварии и других ЧС персонала (в том числе личного состава воинской части (подразделения) ВВ, органа внутренних дел и подразделений ФПС), а также укрытия персонала, укрываемого в других помещениях. Расчет укрытия персонала и других организаций на площадке АС производится в соответствии с приложением N 17 к Плану мероприятий по защите.
9.3.3. Порядок представления донесений о проведении мероприятий по инженерной защите.
9.4. Физическая защита
9.4.1. Планирование организационных и инженерно-технических мероприятий, а также действий сил охраны АС при их частичной реорганизации и порядка задействования резервных сил в подразделениях ВВ МВД России, охраняющих АС, и подразделений ВО, включающих:
1) обеспечение оперативности контролируемого допуска аварийно-спасательных формирований в охраняемые пределы АС;
2) содействие беспрепятственной эвакуации персонала с территории и из сооружений АС через все КПП и посты;
3) обеспечение защиты личного состава наружных постов охраны;
4) создание мобильного резерва для усиления или смены караулов;
5) обеспечение устойчивого управления охраной АС из защищенного пункта;
6) предупреждение несанкционированного доступа;
7) своевременное обнаружение несанкционированного действия;
8) воспрепятствование проникновению нарушителя;
9) пресечение несанкционированных действий;
10) задержание лиц, причастных к подготовке или совершению диверсии или хищения ядерных материалов и материально-технических ценностей;
11) предупреждение террористических актов.
9.4.2. Силы и средства, сроки, лица, ответственные за проведение перечисленных в пункте 9.4.1 мероприятий.
9.4.3. Оперативная информация об обеспечении специальной безопасности АС передается начальником смены службы безопасности оперативному дежурному ОДО.
При разработке подраздела 9.4 следует учитывать требования Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (пункт 23), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4081; 2009, N 18, ст. 2248; 2010, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979; N 21, ст. 2961), обязывающего руководство АС обеспечивать разработку:
плана охраны АС;
плана действий персонала физической защиты и персонала АС;
плана взаимодействия руководства АС, воинских частей (подразделений) ВВ
МВД России с органами внутренних дел Российской Федерации и органами ФСБ России в штатных и чрезвычайных ситуациях.
При разработке Плана мероприятий по защите могут быть использованы данные из вышеуказанных планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
9.5. Эвакуационные мероприятия
9.5.1. Порядок проведения экстренной эвакуации персонала с площадки АС и СЗЗ.
9.5.2. Порядок проведения заблаговременной эвакуации:
а) эвакуационные органы и порядок приведения их в готовность;
б) управление эвакуацией персонала с площадки АС и из СЗЗ, организация контроля за эвакуацией персонала и членов их семей из города при АС и степень участия руководства АС;
в) решение о проведении эвакуационных мероприятий и порядок их проведения (право принятия решения, критерии);
г) временные сроки проведения эвакуации;
д) пункты посадки персонала в транспортные средства (в обычный рабочий день и в ночное время (выходные дни) раздельно);
е) организация эвакуации персонала (оповещение о начале эвакуации и инструктаж, средства и организация связи, порядок погрузки в транспортные средства, места размещения ППЭ, СЭП, маршруты эвакуации, пункты высадки, организация и порядок проведения санитарной обработки на ПуСО эвакуируемого персонала);
ж) основные данные по видам обеспечения эвакуации, оповещения и связи (медицинского, транспортного, материально-технического, охраны общественного порядка, инженерного, разведки, коммунально-бытового);
з) сбор и обобщение данных о ходе эвакуации и передача донесений органам управления.
Календарный план-график проведения мероприятий по эвакуации персонала АС приведен в приложении N 18.
9.6 Медицинская защита
9.6.1. Силы и средства медицинской защиты и порядок приведения их в готовность.
9.6.2. Порядок медицинской защиты в зависимости от фазы развития аварии. На ранней фазе развития аварии:
а) оказание первой медицинской помощи, первой врачебной и специализированной медицинской помощи;
б) проведение йодной профилактики, применение противорадиационных медицинских препаратов при радиационной аварии;
в) пострадавших по жизненным показаниям, сроки и места эвакуации (транспортные средства, предназначенные для эвакуации пострадавшего персонала, должны быть оборудованы приборами радиационного контроля);
г) доставка в медицинские учреждения лиц с травматическими повреждениями, ожогами, получивших дозу облучения выше 200 мЗв, и их освидетельствование;
д) экстренная госпитализация пострадавших, получивших дозу облучения свыше 1 Зв;
е) медицинское обеспечение персонала, укрываемого в убежищах и в других защитных сооружениях;
ж) назначение места сбора для оказания первой медицинской помощи пострадавшему персоналу;
з) медицинское обеспечение эвакуируемого персонала.
На средней фазе развития аварии:
а) комплексное применение медицинских противорадиационных препаратов при проведении работ в радиационно опасных условиях (при необходимости);
б) медицинское обеспечение проведения АСДНР;
в) оказание квалифицированной помощи пострадавшим;
г) медицинское обеспечение эвакуируемого персонала;
д) медицинское освидетельствование лиц, подвергнувшихся облучению;
е) контроль и учет индивидуальных доз облучения лиц, привлекаемых к работам по локализации (ликвидации) аварии и ее последствий.
На поздней фазе развития аварии меры медицинской защиты принимаются, исходя из особенностей, приведенных в пункте 9.2.5.
Меры по медицинской защите персонала при проведении АСДНР.
Расчёт сил и средств медицинской защиты и обеспечения при аварии на АС выполняется в соответствии с приложением N 19 к Плану мероприятий по защите.
9.6.3. Порядок проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
9.6.4. Наличие медицинских средств, препаратов, имущества и обеспеченность ими.
9.6.5. Порядок представления донесений о ходе применения мер по медицинской защите.
10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций на АС. Привлекаемые силы и средства
10.1. Руководство работами по ликвидации ЧС на АС
10.1.1. Организация управления АСДНР.
10.1.2. Решение руководителя аварийных работ на АС о ликвидации ЧС (принимается всегда при возникновении ЧС на АС).
Решение руководителя аварийных работ на АС о проведении АСДНР готовится и оформляется в соответствии с приложением N 20 к Плану мероприятий по защите.
10.1.3. Организация обеспечения действий органов управления, сил и средств ликвидации ЧС. Состав, оснащение сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС на АС в соответствии с приложением N 21 к Плану мероприятий по защите.
10.1.4. Порядок доведения задач до органов управления, привлекаемых сил и средств ликвидации ЧС (проведения АСДНР).
10.2. Организация и проведение АСДНР по ликвидации радиационной аварии
10.2.1. Состав привлекаемых сил и средств.
10.2.2. Организация и порядок проведения аварийно-спасательных работ.
10.2.3. Организация и порядок проведения других неотложных работ.
10.2.4. Организация контроля за проведением мероприятий и организация всестороннего обеспечения АСДНР.
10.2.5. Организация и порядок взаимодействия с привлекаемыми силами.
10.2.6. Организация защиты персонала при проведении АСДНР.
10.2.7. Организация и проведение специальной обработки.
10.3. Организация работ по ликвидации пожара
При возникновении пожара персонал и личный состав подразделения ФПС действуют в соответствии с Планом тушения пожаров на АС, который разрабатывается подразделением ФПС совместно с руководством АС и утверждается в соответствии с установленным порядком.
10.3.1. Организация управления силами и средствами при возникновении пожара. Порядок представления донесений о ходе выполнения работ по ликвидации пожара.
Состав основных и сил и средств, привлекаемых для тушения пожара
Состав основных и дополнительных сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, приведен в приложении N 22 к Плану мероприятий по защите.
10.3.2. Действия НСС и оперативного персонала при возникновении пожара.
10.3.3. Организация взаимодействия РТП подразделения ФПС с руководством АС.
10.3.4. Меры по защите персонала АС при возникновении пожара в условиях возможной неблагоприятной радиационной обстановки или в электроустановках.
10.4. Организация работ по ликвидации химических аварий с выбросом (разливом) АХОВ
10.4.1. Действие руководства АС, НСС и оперативного персонала.
10.4.2. Порядок информирования о возникновении химической аварии. Порядок представления донесений о проведении мероприятий по защите персонала и ликвидации химической аварии.
10.4.3. Порядок проведения мероприятий по защите персонала:
а) выбор СИЗ;
б) спасение персонала и оказание помощи пострадавшим;
в) эвакуация персонала из зоны заражения;
г) химическая разведка аварийного объекта и зоны заражения;
д) организация химического контроля;
е) локализация (ликвидация), подавление очага выброса;
ж) проведение санитарной обработки, дегазация зданий, сооружений , территорий;
з) инженерно-технические мероприятия для ликвидации химической аварии.
10.4.4. Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации химической аварии, организация взаимодействия.
10.5. Организация работ по ликвидации ЧС по причине внешних воздействий природного происхождения
10.5.1. Действия руководства АС, НСС и оперативного персонала.
10.5.2. Меры по защите от внешних воздействий природного происхождения и мероприятия по жизнеобеспечению персонала.
10.5.3. Состав привлекаемых сил и средств, организация взаимодействия.
10.5.4. Организация и порядок проведения работ по ликвидации ЧС.
10.5.5. Меры по защите аварийно-спасательных формирований при ликвидации ЧС.
10.5.6. Порядок представления донесений о ходе проведения мероприятий по защите персонала и ликвидации ЧС.
11. Обеспечение сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС на АС
11.1. Радиационная и химическая разведка
11.1.1. Количество и численный состав формирований радиационной и химической разведки (далее - разведка), ее оснащение (оснащение должно включать СИЗ, средства связи, средства первой медицинской помощи, приборы радиационного и дозиметрического контроля, позволяющие оценивать мощность дозы гамма-излучения в диапазоне от 0,05 мкЗ/час до 10 Зв/час и диапазон регистрируемых энергий излучений от 0,015 до 3,000 МэВ).
Состав сил и средств для проведения разведки, в том числе из состава сил, нацеленных на АС для ликвидации ЧС на аварийном блоке, на площадке АС, СЗЗ и ЗН, в городе при АС, в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения определяется в соответствии с приложением N 23 к Плану мероприятий по защите.
11.1.2. Организация связи и передачи сообщений о результатах разведки.
11.1.3. Организация проведения разведки. Схемы организации разведки силами АС в соответствии с приложениями N 23.1, N 23.2, N 23.3, N 23.4.
11.1.4. Организация взаимодействия с привлекаемыми силами для проведения разведки.
11.1.5. Меры по защите персонала формирований разведки, организация проведения специальной санитарной обработки.
11.2. Инженерное обеспечение
Инженерное обеспечение включает инженерную разведку объектов и местности в районе проведения работ силами ликвидации ЧС, устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации, обеспечение ввода сил ликвидации ЧС в районы проведения АСДНР, инженерные мероприятия по преодолению разрушений, затоплений, оборудование пунктов водоснабжения.
11.2.1. Количество и численность формирований инженерной разведки, оснащение.
11.2.2. Организация связи и передачи сообщений о результатах инженерной разведки и инженерного обеспечения при проведении АСДНР.
11.2.3. Организация инженерного обеспечения при проведении АСДНР.
11.2.4. Привлекаемые силы (из числа нацеленных на АС) и организация их взаимодействия при проведении АСДНР.
11.2.5. Обеспечение подготовки маршрутов выдвижения и маневра формирований инженерной разведки к районам проведения АСДНР, путей подвоза; устройство проездов в завалах и переходов через препятствия.
11.2.6. Меры по защите персонала формирований инженерного обеспечения, организация проведения специальной обработки.
11.3. Медицинское обеспечение
Медицинское обеспечение организуется и осуществляется в целях сохранения здоровья и работоспособности персонала, участвующего в ликвидации ЧС на АС, своевременного оказания медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
11.3.1. Порядок медицинского обеспечения при угрозе и возникновении ЧС на АС. Перечень средств и организационных решений, необходимых для оказания медицинской помощи пострадавшим.
11.3.2. Количество и численность формирований медицинской и санитарно-эпидемиологической разведки, оснащение, организация связи и представления донесений о ходе проведения мероприятий по медицинскому обеспечению.
11.3.3. Организация и порядок проведения медицинской и санитарно-эпидемиологической разведки.
11.3.4. Привлекаемые силы для медицинского обеспечения и организация их взаимодействия.
11.3.5. Меры по защите персонала формирований медицинского обеспечения, организация проведения специальной обработки (при необходимости).
11.4. Материально-техническое обеспечение
11.4.1. Организация и порядок МТО при возникновении ЧС на АС:
а) силы и средства АС для МТО, состав, оснащение, порядок приведения в готовность, организация связи и представления донесений о ходе проведения мероприятий по МТО. Расчет материально-технического обеспечения сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС на АС, проводится в соответствии с приложением N 24 к Плану мероприятий по защите;
б) организация выдачи СИЗ и имущества аварийно-спасательным формированиям АС;
в) МТО сил и средств АС при проведении АСДНР (запасными частями, водой, продуктами питания, одеждой, обувью, ГСМ, транспортом, средствами связи, СИЗ, приборами радиационного и дозиметрического контроля);
г) обеспечение жизнедеятельности персонала на пути движения и в районе эвакуации;
д) привлечение сил и средств для МТО при ЧС и организация взаимодействия.
11.4.2. МТО группы ОПАС (в соответствии с действующими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, регламентирующими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи АС в случае радиационно опасных ситуаций).
11.4.3. Резервы материальных ресурсов. Состав и размещение аварийных комплектов (места хранения, ответственные лица):
- приборов дозиметрического контроля и индивидуальных дозиметров;
- СИЗ, спецодежды и медикаментов;
- средств внешней и внутренней связи и оповещения;
- оборудования, инструмента и приспособлений для проведения АСДНР и аварийно-восстановительных работ;
- средств дезактивации, дегазации помещений, оборудования, сооружений и территории.
11.5. Транспортное обеспечение
11.5.1. Порядок доставки персонала для обеспечения работы АС в условиях ЧС.
11.5.2. Порядок доставки личного состава, привлекаемого для проведения АСДНР на территорию промплощадки.
11.5.3. Пункты технической помощи, заправочные станции.
11.5.4. Привлекаемые силы и средства, организация взаимодействия.
11.5.5. Расчет транспортного обеспечения эвакуации персонала с площадки АС и СЗЗ приведен в приложении N 25.
11.6. Гидрометеорологическое обеспечение
11.6.1. Силы и средства гидрометеорологического обеспечения, места дислокации, организация связи.
11.6.2. Порядок предоставления органам управления по ликвидации ЧС на АС данных о метеорологической обстановке (средства связи, форма и содержание донесений, сроки представления).
11.6.3. Порядок и объем передачи аварийно-спасательным формированиям и службам данных о погоде в районе проведения АСДНР, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и прогнозе их развития.
11.7. Охрана общественного порядка
Охрана общественного порядка в зоне ЧС заключается в действиях сил охраны общественного порядка по организации и регулированию движения всех видов транспорта, по охране материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества пострадавших, а также по обеспечению установленного режима ЧС, порядка ввоза и вывоза людей и транспортных средств и возлагается на подразделения АС в соответствии с организационно-функциональной структурой и подразделения МВД России, закрепленные за соответствующей территорией.
11.7.1. Силы и средства для охраны общественного порядка. Организация связи и представления донесений о ходе проведения мероприятий по обеспечению общественного порядка.
11.7.2. Порядок прекращения движения всех видов транспорта и людей на площадке АС и (или) в СЗЗ (в зависимости от масштабов аварии), кроме участвующих в ликвидации последствий аварии.
11.7.3. Порядок регулирования движения персонала, укрываемого на площадке АС.
11.7.4. Порядок блокирования зоны радиационной аварии (ЧС).
11.7.5. Порядок патрулирования установленных маршрутов.
11.7.6. Порядок регулирования движения на маршрутах эвакуации персонала.
11.7.7. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на объектах эвакуации (СЭП, ППЭ, ПЭП, КПП, в пунктах посадки и высадки, на маршрутах эвакуации и в районах эвакуации).
11.7.8. Организация комендантской службы (при необходимости).
Лист ознакомления
с Планом мероприятий по защите и с изменениями в документе
Ф.И.О. |
Должность |
Ознакомлен |
|||||
с документом |
с изменением N |
с изменением N |
|||||
подпись |
дата |
подпись |
дата |
подпись |
дата |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |