Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
(обязательное)
Порядок
определения центра вращения Н и фактического угла наклона туловища сидящего в автомобиле водителя или пассажира
1. Цель
Описываемый в настоящем приложении порядок предназначен для определения положения точки Н и фактического угла наклона туловища для одного или нескольких мест для сидения в автомобиле и проверки соотношения между измеренными параметрами и конструктивными спецификациями, указанными предприятием-изготовителем*.
2. Определения
В настоящем приложении используют следующие термины:
2.1 контрольные параметры: Одна или несколько из следующих характеристик места для сидения:
2.1.1 точки H, R и их соотношение;
2.1.2 фактический и конструктивный углы наклона туловища и их соотношение.
2.2 объемный механизм определения точки Н: Устройство, применяемое для определения точки Н и фактического угла наклона туловища. Описание этого устройства содержится в дополнении 1 к настоящему приложению.
2.3 точка Н: Центр вращения туловища и бедра объемного механизма определения точки Н, установленного на сиденьи транспортного средства в соответствии с предписаниями раздела 4. Точка Н располагается в середине центральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки Н с обеих сторон механизма определения точки Н. Теоретическая точка Н соответствует (допуски см. 3.2.2) точке R. После определения точки Н в соответствии с порядком, описанным в разделе 4, считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья и перемещается вместе с ней при регулировке сиденья.
2.4 точка R, или контрольная точка места для сидения: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
2.5 линия туловища: Центральная линия штыря объемного механизма определения точки Н, когда штырь находится в крайнем заднем положении.
2.6 фактический угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку Н, и линией туловища посредством заднего кругового сектора на объемном механизме определения точки H. Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски см. 3.2.2).
2.7 конструктивный угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем транспортного средства.
2.8 центральная плоскость водителя или пассажира (C/L0):
Средняя плоскость объемного механизма определения точки Н, точно расположенная на каждом указанном месте для сидения; она представлена координатой точки Н относительно оси Y. На отдельных сиденьях центральная плоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя или пассажира. На других сиденьях центральная плоскость водителя или пассажира определяется предприятием-изготовителем.
2.9 трехмерная система координат: Система, описанная в дополнении 2 к настоящему приложению.
2.10 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове транспортного средства, указанные предприятием-изготовителем.
2.11 положение для измерения на транспортном средстве: Положение транспортного средства, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат;
3. Предписания
3.1 Представление данных
Для каждого места для сиденья, контрольные параметры которого будут использованы для проверки соответствия положениям настоящих Правил, представляют все или соответствующую выборку следующих данных в том виде, как это указано в дополнении 3 к настоящему приложению:
3.1.1 координаты точки R относительно трехмерной системы координат;
3.1.2 конструктивный угол наклона туловища;
3.1.3 все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое), и установки его в положение для измерения, указанное ниже в 4.3.
3.2 Соотношение полученных данных и конструктивных спецификаций
3.2.1 Координаты точки Н и величина фактического угла наклона туловища, установленные согласно порядку, указанному в разделе 4, сравнивают соответственно с координатами точки R и величиной конструктивного угла наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.
3.2.2 Относительное положение точек R, Н и соотношение между конструктивным углом наклона туловища и фактическим углом наклона туловища считают удовлетворительными для рассматриваемого места для сидения, если точка Н, определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого, равные 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся в точке R, и если фактический угол наклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5°.
3.2.3 В случае удовлетворения этих условий точку R и конструктивный угол наклона туловища используют для проверки соответствия положениям настоящих Правил.
3.2.4 Если точка Н или фактический угол наклона туловища не соответствуют предписаниям 3.2.2, точку Н и фактический угол наклона туловища определяют еще два раза (всего три раза). Если результаты двух из этих трех измерений удовлетворяют требованиям, применяют положения 3.2.3.
3.2.5 Если результаты по меньшей мере двух из трех измерений, определенные в 3.2.4, не удовлетворяют предписаниям 3.2.2 или проверка невозможна в связи с тем, что предприятие-изготовитель транспортного средства не представил информации, касающейся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, может использоваться барицентр трех полученных точек или средние значения трех измеренных углов, которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящих Правилах упоминается точка R или конструктивный угол наклона туловища.
4. Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища
4.1 Испытуемое транспортное средство должно быть выдержано при температуре () °С по выбору предприятия-изготовителя, для того чтобы температура материала, из которого изготовлены сиденья, достигла комнатной. Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, на него необходимо поместить дважды в течение 1 мин человека или устройство весом от 70 до 80 кг, для того чтобы размять подушку сиденья и спинку. По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоянии в течение по крайней мере 30 мин до установки на них объемного механизма определения точки Н.
4.2 Транспортное средство должно занять положение для измерения, определенное в 2.11.
4.3 Если сиденье является регулируемым, его сначала устанавливают в крайнее заднее нормальное при управлении или использовании положение, предусмотренное предприятием-изготовителем транспортного средства, за счет одной лишь продольной регулировки сиденья, и без перемещения сиденья, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование. В случае наличия других способов регулировки сиденья (вертикальной, угла наклона спинки и т.д.), оно затем должно приводиться в положение, определенное предприятием-изготовителем транспортного средства. Для откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении транспортным средством, указанному предприятием-изготовителем.
4.4 Поверхность места для сиденья, с которой соприкасается объемный механизм определения точки Н, покрывают хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, определяемой как гладкая хлопчатобумажная ткань, имеющая 18,9 ниток на 1 и весящая 0,228 , или как вязаная или нетканая материя, имеющая аналогичные характеристики.
Если испытание проводят па сиденье вне транспортного средства, то пол, на который устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики**, что и пол транспортного средства, в котором будет установлено такое сиденье.
4.5 Помещают основание и спинку объемного механизма определения точки И таким образом, чтобы центральная плоскость водителя или пассажира () совпадала с центральной плоскостью механизма. По просьбе предприятия-изготовителя механизм может быть передвинут внутрь относительно , если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет произвести его выравнивание.
4.6 Прикрепляют ступни и голени к основанию корпуса либо отдельно, либо посредством шарнирного Т-образного соединения. Линия, проходящая через визирные метки определения точки H, должна быть параллельной грунту и перпендикулярной продольной центральной плоскости сиденья.
4.7 Располагают ступни и ноги объемного механизма определения точки Н следующим образом:
4.7.1 Сиденья водителя и пассажира - рядом с водителем.
4.7.1.1 Ступни и ноги перемещают вперед таким образом, чтобы ступни заняли естественное положение в случае необходимости между рабочими педалями. Левую ступню по возможности устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости механизма определения точки Н, на каком находится правая ступня с правой стороны. С помощью уровня проверки поперечной ориентации устройства его приводят в горизонтальное положение за счет регулировки в случае необходимости основания корпуса либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки Н, должна быть перпендикулярной продольной центральной плоскости сиденья.
4.7.1.2 Если левая нога не может удерживаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может быть установлена на элементах конструкции транспортного средства, необходимо переместить левую ступню таким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяют визирными метками.
4.7.2 Задние внешние сиденья
Что касается задних или приставных сидений, то ноги необходимо располагать так, как предписывается предприятием-изготовителем. Если при этом ступни опираются на части пола, которые находятся на различных уровнях, то та ступня, которая первая прикоснулась к переднему сиденью, служит в качестве исходной, а другая ступня располагается таким образом, чтобы обеспечить горизонтальное положение устройства, проверяемое с помощью уровня поперечной ориентации основания корпуса.
4.7.3 Другие сиденья
Следует придерживаться общего порядка, указанного в 4.7.1, за исключением порядка установки ступней, который определяется предприятием-изготовителем транспортного средства.
4.8 Размещают грузы на голенях и бедрах и устанавливают объемный механизм определения точки H в горизонтальное положение.
4.9 Наклоняют заднюю часть основания туловища вперед до остановки и отводят объемный механизм определения точки Н от спинки сиденья с помощью коленного шарнира. Вновь устанавливают механизм на прежнее место на сиденье посредством одного из нижеследующих способов.
4.9.1 Если объемный механизм определения точки H скользит назад, применяют следующую процедуру: дают механизму возможность скользить назад до тех пор, пока не отпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. В случае необходимости следует изменить положение голени и ступни.
4.9.2 Если объемный механизм определения точки H не скользит назад, используют следующую процедуру: отодвинуть механизм назад за счет использования горизонтальной задней нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, до тех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (см. рисунок 2 дополнения 1 к настоящему приложению).
4.10 Прикладывают нагрузку () Н к задней части и основанию механизма определения точки H на пересечении углового квадранта бедра и кожуха коленного Т-образного шарнира. Это усилие должно быть все время направлено вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (см. рисунок 2 дополнения 1 к настоящему приложению). После этого осторожно возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Оставшуюся процедуру необходимо проводить с осторожностью, для того чтобы не допустить соскальзывания механизма вперед.
4.11 Размещают грузы на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно восемь грузов на спине. Горизонтальное положение объемного механизма определения точки H проверяют с помощью уровня.
4.12 Наклоняют спинку объемного механизма определения точки H вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Производят три полных цикла бокового качания механизма на дуге 10° (5° в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости), для того чтобы выявить и устранить возможные точки трения между механизмом и сиденьем.
В ходе раскачивания коленный Т-образный шарнир механизма может отклоняться от установленного горизонтального и вертикального направления. Поэтому во время раскачивания механизма Т-образный шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удерживании шарнира и раскачивании механизма необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.
При этом не следует удерживать ступни механизма или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, они должны оставаться некоторое время в новом положении.
Осторожно возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и выводят оба уровня в нулевое положение. В случае перемещения ступней во время раскачивания механизма их следует вновь установить следующим образом.
Попеременно приподнимают каждую ступню с пола на минимальную величину, необходимую для того, чтобы предотвратить ее дополнительное перемещение. При этом необходимо удерживать ступни таким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил исключается. Когда каждая ступня опять устанавливается в свое нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции.
Выводят поперечный уровень в нулевое положение; в случае необходимости прикладывают поперечную нагрузку к верхней части спинки механизма; величина нагрузки должна быть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки объемного механизма на сиденьи.
4.13 Придерживают коленный Т-образный шарнир для того, чтобы не допустить соскальзывания механизма определения точки H вперед на подушку сиденья, и затем:
а) возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;
b) попеременно применяют и убирают горизонтальную нагрузку, действующую в заднем направлении, не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спине, пока круговой сектор бедра не покажет, что после устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение. Необходимо обеспечить, чтобы на механизм не действовали какие-либо внешние силы, направленные вниз или вбок. В случае необходимости повторной ориентации механизма в горизонтальном направлении наклоняют спинку механизма вперед, вновь поворачивают его в горизонтальное положение и повторяют процедуру, указанную в 4.12.
4.14 Производят все измерения:
4.14.1 координаты точки H измеряют относительно трехмерной системы координат;
4.14.2 фактический угол наклона туловища определяют на круговом секторе наклона спинки объемного механизма определения точки H, причем штырь должен находиться в крайнем заднем положении.
4.15 В случае повторной установки объемного механизма определения точки Я сиденье должно быть свободным от любых нагрузок в течение не менее 30 мин до начала установки. Механизм не следует оставлять на сиденье сверх того времени, которое необходимо для проведения данного испытания.
4.16 Если сиденья, находящиеся в одном и том же ряду, могут рассматриваться как одинаковые (многоместное сиденье, идентичные сиденья и т.п.), следует определять только одну точку Н и один фактический угол наклона спинки сиденья для каждого ряда, помещая объемный механизм определения точки H, описанный в дополнении 1 к настоящему приложению, в месте, которое можно рассматривать как типичное для данного ряда сидений. Этим местом являются:
4.16.1 в переднем ряду - место водителя;
4.16.2 в заднем ряду или рядах - одно из крайних мест.
______________________________
* По усмотрению компетентного органа для любого сиденья, кроме передних сидений, для которого точка Н не может быть определена с помощью "объемного механизма определения точки Н" или соответствующих процедур, в качестве контрольной точки может приниматься точка R, указанная предприятием-изготовителем.
** Угол наклона, разница в высоте крепления сиденья, текстура поверхности и т.д.
Дополнение 1
Описание
объемного механизма определения точки Н*
1 Спинка и основание
Спинка и основание изготовлены из арматурного пластика и металла; они моделируют туловище и бедра человека и крепятся друг к другу механически в точке H. На штырь, укрепленный в точке H, устанавливают круговой сектор для измерения фактического утла наклона спинки. Регулируемый шарнир бедра, соединяемый с основанием туловища, определяет центральную линию бедра и служит исходной линией для кругового сектора наклона бедра.
2 Элементы туловища и ног
Элементы, моделирующие ступни и голени, соединяют с основанием туловища с помощью коленного шарнира, который является продольным продолжением регулируемого кронштейна бедра. Для измерения угла сгиба колена элементы голени и лодыжки оборудованы круговыми секторами. Элементы, моделирующие ступни, имеют градуировку для определения угла наклона ступни. Ориентацию устройства обеспечивают за счет использования двух уровней. Грузы, размещаемые на туловище, устанавливают в соответствующих центрах тяжести и обеспечивают давление на подушку сиденья, равное оказываемому пассажиром-мужчиной весом 76 кг. Все сочленения механизма определения точки H должны быть проверены, для того чтобы обеспечить их свободное движение и исключить какое-либо заметное трение.
Рисунок 1 - Обозначение элементов объемного механизма определения точки Н
Рисунок 2 - Размеры элементов и объемного механизма определения точки Н и распределения грузов
______________________________
* За подробной информацией о конструктивных особенностях объемного механизма определения точки Н следует обращаться по адресу: Society of Automotive Engineers (SAE), 400 Commonwealth Drive, Warrendale, Pennsylvania 15096, United States of America.
Механизм соответствует требованиям, установленным в ИСО 6549-80.
Дополнение 2
Трехмерная система координат
1 Трехмерная система координат определяется тремя ортогональными плоскостями, установленными предприятием-изготовителем транспортного средства (см. рисунок)*.
2 Положение для измерения на транспортном средстве устанавливают за счет помещения данного транспортного средства на поддерживающую поверхность таким образом, чтобы координаты нулевых точек отсчета соответствовали величинам, указанным предприятием-изготовителем.
3 Координаты точек R и Н устанавливают относительно нулевых точек отсчета, определенных предприятием-изготовителем транспортного средства.
Рисунок - Трехмерная система координат
______________________________
* Система координат соответствует требованиям ИСО 4130-78.
Дополнение 3
Исходные данные, касающиеся мест для сидения
1. Кодирование исходных данных
Исходные данные перечисляют последовательно по каждому месту для сидения. Места для сидения определяют двузначным кодом. Первый знак представляет собой арабскую цифру и обозначает ряд мест, причем отсчет ведут спереди назад. Вторым знаком является заглавная буква, которая обозначает расположение места для сидения в ряду, причем отсчет ведут в направлении движения транспортного средства вперед; при этом используют следующие буквы:
L - левая; С - центральная; R - правая.
2. Описание положения для измерения на транспортном средстве
2.1 Координаты нулевых точек отсчета:
X ___________________________
Y ___________________________
Z ___________________________
3. Перечень исходных данных
3.1 Место для сидения _____________________________________________
3.1.1 Координаты точки R:
X ___________________________
Y ___________________________
Z ___________________________
3.1.2 Конструктивный угол наклона туловища ________________________
3.1.3 Данные о регулировке сиденья*: горизонтальная, вертикальная, угловая, угол наклона туловища
Примечание - Перечислить исходные данные для других мест для сидения в пунктах 3.2, 3.3 и т.д.
______________________________
* Ненужное вычеркнуть.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.