Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 9662/12
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Гросула Ю.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления по недропользованию по Красноярскому краю о пересмотре в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2012 по делу N А33-13966/2011 Арбитражного суда Красноярского края.
В заседании принял участие представитель заявителя - Управления по недропользованию по Красноярскому краю - Яхин Р.Р.
Заслушав и обсудив доклад судьи Гросула Ю.В., а также объяснения представителя заявителя, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Шушенская" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным приказа Управления по недропользованию по Красноярскому краю (далее - управление) от 27.09.2010 N 208 "О досрочном прекращении права пользования недрами" (далее - приказ N 208).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.11.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 решение суда первой инстанции отменено, требование удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 22.05.2012 оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении представителя заявителя, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению ввиду следующего.
На основании лицензии от 03.05.2001 серии КРР N 01105 вид БР (далее - лицензия) обществу было предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на Малошушенском месторождении, расположенном на территории Шушенского района Красноярского края. Срок окончания действия лицензии - 01.01.2021. Приложением N 2 к лицензии является лицензионное соглашение, в соответствии с пунктом 8.3 которого обязательства недропользователя по этому соглашению отнесены к существенным условиям лицензии.
Управление неоднократно, начиная с 2001 года, по просьбе общества переносило срок исполнения его обязательств, определенных лицензией.
На основании обращения общества в управление от 12.03.2009 дополнением от 16.07.2009 N 5 к лицензии был внесен ряд изменений в лицензионное соглашение, в частности в подпункт 3.1.3, в соответствии с которым общество, в том числе должно в срок до 01.01.2010 разработать и согласовать проект на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов с производительностью карьера и модульной обогатительной установки 150 тонн, ввести в эксплуатацию опытное производство не позднее III квартала 2011 года.
Закрытое акционерное общество "Центр экологических обоснований и мониторинга "МОНИТЭК" (проектная организация, исполнитель) и общество (заказчик) заключили договор от 15.06.2009 N 9/1 на разработку в срок с 15.06.2009 по 15.10.2010 проекта на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов с производительностью карьера модульной обогатительной установки 150000 тонн на Малошушенском рудном месторождении золота.
Уведомлением от 11.01.2010 N 01-2-2/07 управление известило общество о невыполнении последним в установленный срок (до 01.01.2010) существенных условий лицензии, предусмотренных подпунктом 3.1.3 лицензионного соглашения, о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае не устранения нарушения в трехмесячный срок. Уведомление вручено директору общества под роспись 30.04.2010.
После истечения срока, предусмотренного подпунктом 3.1.3 лицензионного соглашения, управление 03.02.2010 получило письмо, в котором общество сообщило, что из-за корпоративного конфликта оно не успевает к контрольному сроку - 01.01.2010 - завершить разработку и согласование упомянутого проекта и просит рассмотреть вопрос о переносе сроков, установленных дополнением от 16.07.2009 N 5 к лицензии. В ответ на это письмо управление сообщило обществу о необходимости представить заявление о переносе сроков, указанных в названном дополнении, с приложением необходимых документов, однако документы, равно как и проект дополнительного соглашения о внесении изменений в лицензионное соглашение о переносе срока выполнения работ, обществом в управление представлены не были.
В связи с невыполнением обществом условий лицензионного соглашения и не устранением в трехмесячный срок нарушений, названных в уведомлении от 11.01.2010 N 01-2-2/07, управление письмом от 09.09.2010 N 04-1/1680 известило общество о рассмотрении 16.09.2010 вопроса о досрочном прекращении его права пользования недрами на Малошушенском месторождении. Приказом N 208 управление досрочно прекратило право общества на пользование недрами, лицензия исключена из государственного реестра.
Общество, полагая, что приказ N 208 является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого приказа.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ соответствует закону - пункту 2 части второй статьи 20 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), которым предусмотрено досрочное прекращение права пользования недрами органами, выдавшими соответствующую лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, и не нарушает прав общества, не выполнившего в установленный срок существенные условия лицензионного соглашения. Суд первой инстанции указал, что общество в течение 9 лет (с 2001 по 2010 год) являлось обладателем лицензии на право пользования недрами, однако принятые на себя в лицензионном соглашении обязательства так и не исполнило. Срок сдачи проекта - 15.10.2010 по договору от 15.06.2009 N 9/1 - изначально не позволял исполнить обязательство в установленный в лицензионном соглашении срок - 01.01.2010. Заключая договор с таким сроком исполнения, общество должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в нарушении условий лицензионного соглашения (несогласовании в установленный срок проекта на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов) отсутствует вина общества, так как разработка проекта выполнялась не им, а проектной организацией. Общество неоднократно обращалось в проектную организацию с просьбой ускорить изготовление проекта, то есть предпринимало все меры для исполнения подпункта 3.1.3 лицензионного соглашения. В связи с этим суд сделал вывод о том, что в отсутствие вины общества в нарушении подпункта 3.1.3 лицензионного соглашения не может быть применена мера государственного принуждения в виде досрочного прекращения права пользования недрами.
Суд кассационной инстанции поддержал вывод суда апелляционной инстанции.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 данного Закона, а не нормами названного Кодекса.
Таким образом, досрочное прекращение права пользования недрами по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности), для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения.
Следовательно, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о необходимости установления вины общества в неисполнении им существенных условий лицензионного соглашения сделаны без учета требований законодательства и разъяснений, данных в постановлении N 10.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.11.2011 подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).
Из анализа указанных норм Закона о недрах следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В рассматриваемом случае общество обязалось в срок до 01.01.2010 предоставить проект, прошедший государственную экспертизу и получивший положительное заключение. Однако по договору от 15.06.2009 N 9/1 срок сдачи проекта - 15.10.2010, что изначально не позволяло выполнить условия лицензионного соглашения.
В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Поскольку общество не исполнило существенное условие лицензии (не предоставило в управление в срок до 01.01.2010 проект, прошедший государственную экспертизу и получивший положительное заключение) управление, руководствуясь пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах, приказом N 208 с соблюдением установленной процедуры правомерно досрочно прекратило право общества на пользование недрами.
Заключение договора от 15.06.2009 N 9/1 на разработку проекта со сроком исполнения 15.10.2010 не освобождало общество от выполнения условий лицензионного соглашения, предусматривающего сдачу проекта в срок до 01.01.2010.
При рассмотрении настоящего дела общество не ссылалось, и суды не установили, наличие объективных, не зависящих от общества и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств.
Таким образом, решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.11.2011 является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2012 по делу N А33-13966/2011 Арбитражного суда Красноярского края отменить.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.11.2011 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании лицензии обществу было предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на месторождении.
Общество, в частности, должно было разработать и согласовать в установленный срок проект на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов месторождения.
В связи с несогласованием проекта в установленный срок приказом управления Роснедр право общества на пользование недрами было досрочно прекращено.
Суд признал приказ недействительным.
Однако Президиум ВАС РФ не согласился с нижестоящей инстанцией, пояснив следующее.
Суд посчитал, что вина общества в нарушении условий лицензионного соглашения отсутствует, т. к. проект разрабатывался не им, а проектной организацией. В связи с этим не может быть применена мера государственного принуждения в виде досрочного прекращения права пользования недрами.
Между тем суд не учел, что досрочное прекращение права пользования недрами по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения не является административным наказанием, для проверки законности которого требуется установить наличие вины лица.
Общество в течение нескольких лет являлось обладателем лицензии на право пользования недрами, однако принятые на себя в лицензионном соглашении обязательства так и не исполнило.
При этом не установлено наличие объективных, не зависящих от общества и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств.
Таким образом, поскольку общество не исполнило существенное условие лицензии, управление правомерно досрочно прекратило право пользования недрами.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 9662/12
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 4
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 21.02.2013
Номер дела в первой инстанции: А33-13966/2011
Истец: ООО "Артель Старателей "Шушенская"
Ответчик: Управление по недропользованию, Управление по недропользованию по Красноярскому краю
Третье лицо: Управление по недропользованию
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 9662/12
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9662/12
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9662/12
22.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1912/12
09.02.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6119/11
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 9662/12
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9662/12
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9662/12
22.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1912/12
09.02.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6119/11