Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 2 мая 2012 г. N 1065
Положение
об осуществлении контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает требования по осуществлению контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации*.
2. Финансовый контроль осуществляется в соответствии:
с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082;
с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы финансового контроля.
3. Основными задачами финансового контроля являются:
а) контроль за:
выполнением в Вооруженных Силах законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансово-экономическую и хозяйственную деятельность Вооруженных Сил;
законным, эффективным, целевым использованием средств федерального бюджета, средств, полученных из внебюджетных источников доходов, и закрепленных в установленном порядке нефинансовых активов и иного имущества;
своевременным выполнением гражданско-правовых и бюджетных обязательств;
соблюдением бюджетной, налоговой, платежно-расчетной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины при использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
состоянием и ведением бюджетного учета, своевременным и достоверным отражением финансовых обязательств и хозяйственных операций;
обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
устранением нарушений, своевременным и полным возмещением причиненного ущерба в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;
б) выявление зон риска совершения нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов на основе мониторинга результатов работы, сведений, содержащихся в информационных ресурсах, в целях предупреждения их совершения;
в) учет выявленных нарушений в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.
4. Финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии подготовки и принятия решения, проработки проектов договоров в период, предшествующий подписанию первичных документов и проведению планируемых финансово-хозяйственных мероприятий.
Предварительный финансовый контроль способствует предотвращению неправильного, незаконного расходования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности организаций.
Предварительный финансовый контроль позволяет предупредить нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов.
Текущий финансовый контроль осуществляется за отдельными операциями финансово-экономической и хозяйственной деятельности в момент их совершения.
Текущий финансовый контроль проводится повседневно для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансово-плановых документов.
Непосредственное руководство предварительным и текущим финансовым контролем и его организация возлагаются на заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, руководителей органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений, воинских частей, начальников довольствующих органов, военных комиссаров, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил, командиров батальонов и им равных в пределах предоставленных им прав.
Последующий финансовый контроль заключается в проверке обоснованности и соответствия нормативным правовым актам завершенных хозяйственных и финансовых операций и осуществляется в форме проведения контрольных мероприятий Контрольно-финансовой инспекцией и Управлением (далее - субъекты финансового контроля).
II. Планирование и организация проведения контрольных мероприятий
5. Проведение контрольных мероприятий подлежит планированию.
6. Планирование проведения контрольных мероприятий осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на год.
7. План проведения контрольных мероприятий на следующий год по представлению начальника Контрольно-финансовой инспекции направляется на утверждение Министру обороны Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего календарного года.
8. Контроль за выполнением плана проведения контрольных мероприятий осуществляет начальник Контрольно-финансовой инспекции.
9. Внеплановые контрольные мероприятия, проводимые Контрольно-финансовой инспекцией, назначаются начальником Контрольно-финансовой инспекции по решениям Министра обороны Российской Федерации.
Внеплановые контрольные мероприятия, проводимые Управлением, назначаются начальником Управления по указанию начальника Контрольно-финансовой инспекции на основании решения Министра обороны Российской Федерации.
10. Подготовка проведения контрольных мероприятий осуществляется путем:
а) сбора информации об объекте финансового контроля**, необходимой для организации контрольных мероприятий (например, изучения: результатов предыдущих контрольных мероприятий; донесений о выполнении предложений по устранению замечаний по актам контрольных мероприятий (ревизий, проверок); сведений о выявленных финансовых нарушениях и возмещении причиненного государству ущерба; доведения и расходования лимитов бюджетных обязательств, состояния финансового планирования и экономической работы, а также других необходимых документов);
б) определения объема контрольных мероприятий;
в) определения сроков и этапов проведения контрольных мероприятий;
г) определения требований к ревизионной группе (ревизору), необходимых для проведения контрольных мероприятий, формирования ревизионной группы и распределения обязанностей между участниками ревизионной группы;
д) информирования объекта финансового контроля о теме, объеме и сроках проведения контрольных мероприятий.
11. В зависимости от объема контрольные мероприятия проводятся ревизором или ревизионной группой. Решение о составе ревизионной группы и ее руководителе принимает начальник Контрольно-финансовой инспекции (в Управлении - начальник Управления).
III. Сроки проведения контрольных мероприятий, порядок оформления решений о назначении контрольных мероприятий, приостановление и возобновление контрольных мероприятий
12. Срок проведения контрольных мероприятий определяется с учетом объема, характера деятельности объекта финансового контроля, но не более 45 рабочих дней.
Продление срока проведения контрольных мероприятий осуществляется на основании приказа начальника Контрольно-финансовой инспекции (начальника Управления), но не более чем на 30 рабочих дней.
Решение о продлении контрольных мероприятий на срок более 30 рабочих дней принимается Министром обороны Российской Федерации.
13. Датой начала проведения контрольных мероприятий считается дата ознакомления руководителя объекта финансового контроля или лица, его замещающего (далее - руководитель объекта финансового контроля), с выпиской из приказа о проведении контрольных мероприятий.
14. Назначение или продление контрольных мероприятий оформляется приказом начальника Контрольно-финансовой инспекции (начальника Управления), в котором указываются: наименование объекта финансового контроля, проверяемый период, тема проведения контрольных мероприятий, основание проведения или продления контрольных мероприятий, персональный состав ревизионной группы (ревизор), срок проведения или продления контрольных мероприятий.
15. Основаниями для приостановления проведения контрольных мероприятий являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте финансового контроля;
наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольных мероприятий.
16. Приостановление проведения контрольных мероприятий оформляется приказом начальника Контрольно-финансовой инспекции (начальника Управления) на основании доклада руководителя ревизионной группы (ревизора) и не включается в общий срок проведения контрольных мероприятий.
17. В срок не позднее 3 рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении (продлении) проведения контрольных мероприятий выписка из указанного приказа направляется руководителю объекта финансового контроля.
18. После устранения причин приостановления проведения контрольных мероприятий ревизионная группа (ревизор) на основании приказа начальника Контрольно-финансовой инспекции (начальника Управления) возобновляет проведение проверки.
19. В случае неустранения объектом финансового контроля обстоятельств, послуживших основанием для приостановления проведения контрольных мероприятий Управлением, начальник Управления докладывает о сложившейся ситуации начальнику Контрольно-финансовой инспекции.
20. Начальник Контрольно-финансовой инспекции в случае неустранения объектом финансового контроля обстоятельств, послуживших основанием для приостановления проведения контрольных мероприятий, докладывает о данной ситуации Министру обороны Российской Федерации.
IV. Порядок проведения контрольных мероприятий. Права, обязанности и ответственность ревизоров. Обязанности руководителя ревизионной группы (ревизора) и должностных лиц объекта финансового контроля
21. В начале проведения контрольных мероприятий руководитель ревизионной группы (ревизор):
доводит до руководителя объекта финансового контроля выписку из приказа о назначении проведения контрольных мероприятий;
представляет участников ревизионной группы руководителю объекта финансового контроля;
организует работу ревизионной группы (ревизора) с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
22. Руководитель ревизионной группы (ревизор) определяет объем и состав действий по каждому направлению проведения контрольных мероприятий, методы и способы проведения таких действий, а также распределяет направления проведения контрольных мероприятий между участниками ревизионной группы.
23. В ходе проведения контрольных мероприятий проводятся действия по изучению в проверяемом периоде финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта финансового контроля, например путем анализа и оценки полученной информации, а также в случае необходимости путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров, опросов (далее - контрольные действия).
Субъектами финансового контроля в ходе проведения контрольных мероприятий могут изучаться иные направления финансово-экономической и хозяйственной деятельности объекта финансового контроля.
24. При проведении контрольных мероприятий в обязательном порядке проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым и расчетным счетам, операции с материальными ценностями.
25. Контрольные мероприятия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных мероприятий принимает руководитель ревизионной группы (ревизор).
26. В случаях, требующих участия лиц, имеющих специальные знания, к проведению контрольных мероприятий по согласованию с руководителем соответствующего органа военного управления привлекаются специалисты органов военного управления.
27. По указанию начальника Контрольно-финансовой инспекции в проведении контрольных мероприятий Контрольно-финансовой инспекции принимают участие сотрудники Управления.
28. Ревизор обязан:
обеспечить подготовку и организацию проведения контрольных мероприятий по указанной теме;
знать и строго руководствоваться в работе законодательными и иными нормативными правовыми актами;
быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику, субординацию и конфиденциальность. Объективно отражать в акте, составленном по результатам проведения контрольных мероприятий, документально подтвержденные факты нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, размер причиненных убытков и причины их возникновения. Предложения основывать на тщательно проверенных и документально подтвержденных данных;
по нарушениям законов, содержащим признаки деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, вносить предложения начальнику, назначившему проведение контрольных мероприятий, о передаче в установленном порядке материалов в органы военной прокуратуры;
обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и соответствующих материалов, проверяемых в ходе контрольных мероприятий;
проверять выполнение предложений по результатам проведения предыдущих контрольных мероприятий, полноту и своевременность принятых мер по устранению выявленных нарушений;
не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
при назначении его руководителем ревизионной группы организовывать и контролировать работу членов группы и привлеченных специалистов.
29. Ревизор имеет право:
проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательными и нормативными правовыми актами о защите государственной тайны;
требовать от должностных лиц объекта финансового контроля предъявления денежных документов, ценных бумаг, материальных ценностей, документов, связанных с деятельностью объекта финансового контроля, а также представления письменных аналитических справок;
требовать в случае необходимости от руководства объекта финансового контроля проведения контрольных действий, например, внеочередных полных и выборочных инвентаризаций материальных ценностей, денежных средств и расчетов, контрольных обмеров объемов выполненных строительных, монтажных и ремонтных работ;
получать от должностных, а также материально ответственных лиц объекта финансового контроля письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций и договорной работы объекта финансового контроля;
в рамках контрольных мероприятий в случае необходимости привлекать для проведения контрольных действий должностных лиц объекта финансового контроля;
в установленном порядке запрашивать от органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил справки, материалы и другие документы, необходимые субъектам финансового контроля для осуществления своих функций;
проверять достоверность совершенных финансовых и хозяйственных операций путем проведения контрольных мероприятий в воинских частях, объединениях, соединениях, довольствующих органах и организациях Вооруженных Сил, от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности (встречные проверки), получать от них справки и копии документов, связанных с указанными операциями;
вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий недостатков, о возмещении причиненного материального ущерба, а в необходимых случаях - о назначении административного расследования для установления виновных должностных лиц и размера ущерба.
30. Ревизор несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
31. Руководитель и другие должностные лица объекта финансового контроля обязаны:
выделить помещение (помещения) для работы ревизионной группы (ревизора), обеспечивающее сохранность переданных документов;
оказывать содействие в проведении контрольных мероприятий;
представлять по требованию ревизоров и в установленные ими сроки документы;
давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий;
осуществлять иные действия по требованиям ревизоров в соответствии с их правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Положением.
V. Оформление результатов контрольных мероприятий
32. По результатам проведения контрольных мероприятий составляется акт контрольных мероприятий (далее - акт).
33. Акт составляется в двух экземплярах в течение 15 рабочих дней после окончания проведения контрольных мероприятий: первый экземпляр - для субъекта финансового контроля; второй - для объекта финансового контроля.
34. Акт состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
35. Вводная часть акта должна содержать следующие сведения:
а) тема проведения контрольных мероприятий;
б) дата и место составления акта;
в) номер и дата приказа на проведение контрольных мероприятий;
г) фамилии, имена, отчества и должности руководителя и всех участников ревизионной группы (ревизора);
д) проверяемый период;
е) срок проведения контрольных мероприятий;
ж) сведения об объекте финансового контроля:
полное и сокращенное наименования объекта финансового контроля;
наименование вышестоящей организации с указанием ее адреса;
фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи финансовых и расчетных документов в проверяемом периоде;
кем и когда проводились предыдущие контрольные мероприятия (проверка, ревизия);
иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы (ревизора), для полной характеристики объекта финансового контроля.
36. Описательная часть акта должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому направлению контрольных мероприятий, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (контрольных мероприятий).
37. Заключительная часть акта содержит обобщенную информацию о результатах проведения контрольных мероприятий, выводы и предложения по устранению нарушений.
38. При составлении акта обеспечивается объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
39. Результаты контрольных мероприятий, излагаемые в акте, подтверждаются документами (копиями документов), результатами контрольных действий, объяснениями должностных, а также материально ответственных лиц объекта финансового контроля, иных лиц, другими материалами.
40. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проведения контрольных мероприятий, указываются: положения законодательных и иных нормативных правовых актов, которые были нарушены; к какому периоду относится выявленное нарушение; в чем выразилось нарушение; документально подтвержденная сумма нарушения.
41. В акте не допускаются:
выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
морально-этическая оценка действий должностных, а также материально ответственных и иных лиц объекта финансового контроля.
42. Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), всеми участниками ревизионной группы и руководителем объекта финансового контроля.
Руководитель объекта финансового контроля не вправе отказаться от подписания акта.
43. О получении акта руководитель объекта финансового контроля делает запись в экземпляре акта, который остается у ревизионной группы (ревизора), содержащую дату получения акта, подпись и расшифровку этой подписи.
Руководитель объекта финансового контроля не вправе отказаться от получения акта.
44. При наличии у руководителя объекта финансового контроля возражений по акту контрольных мероприятий в акте перед подписью делается соответствующая отметка.
45. Акт является основанием для организации объектом финансового контроля работы, направленной на устранение выявленных в ходе контрольных мероприятий недостатков и нарушений.
46. Руководитель объекта финансового контроля обеспечивает выполнение предложений, отраженных в акте, устранение всех выявленных в результате проведения контрольных мероприятий недостатков и нарушений, принимает меры к улучшению состояния дел.
47. Копии акта направляются руководителем объекта финансового контроля в адрес вышестоящего начальника, которому подчиняется объект финансового контроля, и в финансово-экономический орган распорядителя средств федерального бюджета в течение 5 рабочих дней после его получения.
48. Руководитель объекта финансового контроля в установленный в акте срок представляет вышестоящему начальнику, которому подчиняется объект финансового контроля, и должностному лицу, назначившему проведение контрольных мероприятий, обстоятельное донесение об устранении выявленных недостатков и нарушений.
49. По результатам проведенных контрольных мероприятий начальник Управления в течение 5 рабочих дней после истечения срока на представление возражений (в случае их отсутствия) или после рассмотрения возражений направляет доклад начальнику Контрольно-финансовой инспекции.
50. О результатах проведенных контрольных мероприятий начальник Контрольно-финансовой инспекции докладывает Министру обороны Российской Федерации.
51. Учет результатов проведенных контрольных мероприятий ведется в порядке, устанавливаемом Контрольно-финансовой инспекцией, а отчетность по ней представляется по формам и в сроки, установленные табельной отчетностью.
VI. Порядок обжалования актов контрольных мероприятий
52. В случае несогласия с содержащимися в акте оценками, выводами и предложениями руководитель объекта финансового контроля в течение 5 рабочих дней с момента вручения акта (либо одновременно с подписанием акта) представляет возражения по форме, приведенной в приложении к настоящему Положению (далее - возражения), на бумажном носителе и в электронном виде в формате Excel (по электронной почте) на имя начальника субъекта финансового контроля.
53. Представление возражений по истечении срока, установленного пунктом 52 настоящего Положения, является основанием для отказа в их рассмотрении. При наличии оснований и ходатайства на имя начальника субъекта финансового контроля указанный срок может быть восстановлен.
Представление возражений с нарушением установленной формы также является основанием для отказа в их рассмотрении.
54. Возражения рассматриваются начальником субъекта финансового контроля, назначавшим проведение контрольных мероприятий.
55. Возражения должны быть рассмотрены не позднее 15 рабочих дней с даты их поступления в субъект финансового контроля.
При необходимости (например, если это связано с проведением проверки возражений непосредственно на объекте финансового контроля) срок рассмотрения возражений продлевается, но не более чем на 20 рабочих дней, о чем уведомляется лицо, подавшее возражения.
56. Руководитель объекта финансового контроля, подавший возражения, заблаговременно уведомляется о дате и времени рассмотрения возражений всеми возможными способами (например, по электронной почте, телеграммой, по факсу).
57. Неявка руководителя (представителя) объекта финансового контроля, извещенного о времени рассмотрения возражений, не является препятствием для их рассмотрения.
58. В исключительных случаях при наличии оснований день рассмотрения возражений может быть перенесен на другую дату (но не более чем на 3 рабочих дня), о чем уведомляется руководитель объекта финансового контроля.
59. По результатам рассмотрения возражений составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими на рассмотрении возражений и утверждается начальником субъекта финансового контроля.
60. В протоколе, составленном по результатам рассмотрения возражений, должны быть указаны место и время рассмотрения возражений, лица, присутствующие на их рассмотрении, позиции акта, на которые поданы возражения, существо возражений, результаты рассмотрения возражений.
61. Протокол, составленный по результатам рассмотрения возражений, вручается руководителю (представителю) объекта финансового контроля не позднее 3 рабочих дней с момента рассмотрения возражений.
62. Подача возражений не приостанавливает деятельность руководителя объекта финансового контроля по устранению нарушений, установленных в акте.
Начальник Контрольно-финансовой |
Е.Козлова |
Примечания: 1. В графе 2 приводятся положения акта, с которыми не согласен автор возражений (с указанием страницы акта).
2. В графе 3 приводятся ссылки на нормы законодательства, которые, по мнению автора возражений, неправильно применил ревизор.
3. В графе 4 отражаются фактические обстоятельства, имевшие место, которые не были учтены при написании акта***.
______________________________
* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Контрольно-финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации - Контрольно-финансовой инспекцией; Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации - Управлением; контрольные мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации - контрольными мероприятиями; контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации - финансовым контролем; нормативные правовые акты, регулирующие финансово-экономическую и хозяйственную деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации - нормативными правовыми актами; начальник Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации - начальником Контрольно-финансовой инспекции; начальник Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации - начальником Управления.
** Здесь и далее в тексте настоящего Положения под объектом финансового контроля понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил, в которых проводятся контрольные мероприятия.
*** Прилагаются в электронном виде копии первичных документов, на которые ссылается автор возражений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.