Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 22 февраля 2013 г. N 01/1990-13-32
Прогноз эпидемиологической ситуации по лихорадке Западного Нила на 2013 год
В эпидемический сезон 2012 года в 21 субъекте Российской Федерации зарегистрировано 453 случая заболевания лихорадкой Западного Нила (ЛЗН). Наличие маркеров вируса лихорадки Западного Нила в источниках и переносчиках, а также наличие иммунитета у населения к вирусу Западного Нила (ВЗН) установлены на территории 53 субъектов Российской Федерации.
Эпидемический процесс ЛЗН в 2012 году имел ряд особенностей, как в эпидемиологических, так и клинических аспектах: раннее начало и позднее окончание эпидсезона, выраженная сезонность заболевания (пик заболеваемости август - сентябрь); различия в клинических проявлениях и структуре заболеваемости на территориях "старых" и "новых" очагов, увеличение доли заболевших ЛЗН сельских жителей, значительное увеличение доли заболевших возрастной категории 20 - 29 лет, хотя доминирующей группой, по-прежнему, остается возрастная категория "60 лет и старше", появление новых клинических проявлений инфекции; изменение структуры мест заражения ЛЗН - значительное увеличение группы населения, заразившейся при выезде в природные места отдыха как на территории Российской Федерации, так и зарубежных стран; и ряд других.
Одним из наиболее существенных прогностических признаков подъема заболеваемости населения ЛЗН на эндемичных территориях по ЛЗН является повышение среднесезонных (весна-осень) показателей температуры окружающей среды. Подтверждением данного положения может служить тот факт, что подъем заболеваемости ЛЗН на территории Российской Федерации в 2012 году проходил на фоне заметного повышения средневесенних температур (на части территорий аномального) на всей территории Российской Федерации.
По анализу сложившейся эпидемической ситуации на текущий момент на европейской части территории России сформировались природные очаги ЛЗН в Астраханской и Волгоградской областях, Краснодарском крае и, наиболее вероятно, путем выноса возбудителя из этих очагов за счет кочующих видов пернатых, в Воронежской, Ростовской, Липецкой, Саратовской областях, Республике Татарстан, Ставропольском крае.
По данным Росгидромета, в настоящее время климатические условия на территории России существенно меняются, и тенденции этих изменений в ближайшие 5-10 лет сохранятся. Результаты мониторинга современного климата России показывают, что в последние годы тенденция к потеплению значительно усилилась. Так, за период 1990-2000 гг., по данным наблюдений наземной гидрометеорологической сети Росгидромета, среднегодовая температура приземного воздуха в России возросла на 0,4°С, тогда как за все предыдущее столетие прирост составил 1,0°С. Потепление более заметно зимой и весной и почти не наблюдается осенью. Потепление происходило более интенсивно к востоку от Урала.
Таким образом, положительная динамика температурных показателей весеннее-летнего периода на территории России является одним из ведущих факторов, способствующих реализации эпидемического процесса ЛЗН в уже сформировавшихся природных очагах, а при выносе из них возбудителя (или заносе перелетными птицами) - на большей части территорий.
На территориях "молодых" очагов и территориях, в которых реализовался эпидпроцесс при заносе возбудителя (Республики Адыгея и Калмыкия, Белгородская, Ульяновская, Самарская, Курская, Челябинская области), будут увеличиваться объемы зараженных переносчиков и количество выявляемых больных. При сочетании комплекса благоприятных факторов, эпидпроцесс может носить вспышечный характер. На более северных, "условно свободных" от проявлений ЛЗН, территориях будут выявляться больные, за счет расширения выноса возбудителя из "молодых очагов" (в случае обследования всех лихорадящих больных). В первую очередь, эпидпроцесс будет реализовываться на территориях, где ранее были выявлены маркеры вируса в переносчиках и среди выборочно обследованных контингентов населения (Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Тамбовская, Курганская, Орловская, Оренбургская, Рязанская, Архангельская, Ярославская, Республики Удмуртия, Дагестан, Марий Эл).
На территории Западной Сибири, на основании проведенных исследований по изучению эндемичности территории и выделения РНК ВЗН в насекомых-переносчиках и мелких млекопитающих, подтверждено наличие природных очагов ЛЗН низкой интенсивности в отдельных районах Забайкальского края и Томской области.
По мнению специалистов ГНЦ вирусологии и биотехнологии "Вектор", можно предположить формирование местного очага лихорадки Западного Нила в Новосибирской области, а также лесостепной и степной зонах юга Западной Сибири. Аналогично, формирование местных очагов ЛЗН можно прогнозировать и для районов Забайкальского, Приморского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Омской, Новосибирской, Томской областей, Республики Хакасия и Еврейской автономной области, где маркеры ВЗН выявляются в различных видах переносчиков и у выборочно обследованных групп населения.
Миграционные пути многих видов пернатых, обитающих на территории Западной Сибири, а зимующих в странах Азии, Америки, Австралии и Океании, определяют реальную возможность заноса вируса Западного Нила с мест зимовок и формирование природных очагов лихорадки Западного Нила на значительной территории Сибири и Приморья.
Дальнейшее продвижение ВЗН в биотопы более северных территорий Европейской части и Сибирского региона Российской Федерации обусловлено формирующимися благоприятными для циркуляции возбудителя эколого-энтомологическими условиями.
Так, по оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) и данным Росгидромета, эколого-энтомологические изменения будут иметь место в связи со смещениями границ вечной мерзлоты, наиболее заметными в ее южных пределах. В зоне, ширина которой составит от нескольких десятков километров в Иркутской области, Хабаровском крае и на севере Европейской территории России (Республика Коми, Архангельская область), до 100-150 км в Ханты-Мансийском автономном округе и в Республике Саха (Якутия), увеличивается таяние островов многолетнемерзлого грунта, которое будет продолжаться несколько десятилетий. Кроме этого, в среднесрочной перспективе (2015 и последующие годы), увеличится число аномально жарких дней с пожароопасной обстановкой (в среднем, на 5 дней за сезон для большей части территории страны). Наибольшее увеличение продолжительности периодов аномально высоких температур (более чем 7 дней за сезон) прогнозируется на юге Ханты Мансийского автономного округа, Омской, Новосибирской, Кемеровской и Томской областях, в Красноярском и Алтайском краях, в Республике Саха (Якутия). На данных территориях комплекс благоприятных природных факторов может привести к ускорению процесса накопления вируса лихорадки Западного Нила в переносчиках и, как следствие, вовлечению в эпидемический процесс значительного числа населения.
Формирование благоприятных для циркуляции возбудителя ЛЗН условий связано и с изменениями гидрометеорологического режима на территориях (режима осадков, гидрологического режима рек и водохранилищ).
В перспективе ближайших пяти лет, существенно изменится годовой объем стока рек в Центральном, Приволжском федеральных округах и в юго-западной части Северо-Западного федерального округа, где по прогнозам Росгидромета, увеличение зимнего стока составит 60-90%, летнего - 20-50% по отношению к наблюдаемому в настоящее время. В остальных федеральных округах также ожидается увеличение годового стока, которое будет находиться в пределах от 5 до 40%. Данные обстоятельства приведут к расширению площади временных водоемов и увеличению популяций различных видов комаров - потенциальных переносчиков ВЗН, а также длительному сохранению высокой плотности популяций переносчиков в период эпидемического сезона.
Таким образом, процесс продвижения на северные территории лихорадки Западного Нила в регионах Европейской части России, Западной Сибири и Дальнего Востока в 2013 году будет продолжаться.
Более точному прогнозированию развития эпидемической ситуации по ЛЗН будут способствовать мониторинг численности перелетных птиц, численность кочующих птиц, мониторинг за возбудителем (или заболеваемостью) среди пернатых, млекопитающих, в первую очередь лошадей и крупного рогатого скота, выявление больных особей среди которых может служить первым показателем активности ВЗН на территории.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 февраля 2013 г. N 01/1990-13-32... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.