Вопрос: Об учете отдельных инвентарных объектов основных средств в составе объекта недвижимого имущества, в отношении которого исчисляется и уплачивается налог на имущество организаций; о порядке восстановления принятых к вычету сумм НДС по объектам недвижимости при проведении их модернизации (реконструкции), в случае если данные объекты в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
Ответ: В связи с письмом Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по оценке конкретных хозяйственных ситуации.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
По заключению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики в соответствии с п. 1 ст. 374 гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для Российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе Имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 Кодекса.
При рассмотрении вопроса состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать также нормы Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон), согласно которому здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона).
Системой инженерно-технического обеспечения является одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы или функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2 Закона).
Поэтому Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики полагает, что под объектом недвижимого имущества, в отношении которого исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
В частности, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и прочее.
Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут, быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.).
Что касается налога на добавленную стоимость, то п. 6 ст. 171 Кодекса установлен особый порядок восстановления принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по объектам недвижимости при проведении их модернизации (реконструкции), в случае если данные объекты в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 Кодекса.
Одновременно Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса разъяснять порядок заполнения налоговых деклараций обязаны налоговые органы.
Директор департамента регулирования |
Л.З. Шнейдман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.