Conformity assessment. Impartiality. Principles and requirements
Дата введения - 1 сентября 2011 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общедоступные технические требования (ОТТ), которые содержат принципы и требования, касающиеся элемента "беспристрастность" относительно стандартов по оценке соответствия.
Настоящий стандарт является внутренним инструментом, использующимся в процессе разработки стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации всеми разработчиками*, если при подготовке документов рассматривается элемент "беспристрастность".
Настоящий стандарт не является отдельным нормативным документом для использования непосредственно в деятельности по оценке соответствия.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ИСО/МЭК 17000-2009 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы
(ISO/IEC 17000:2009, Conformity assessment - Vocabulary and general principles)
3 Термины и определения
В настоящем документе используются термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО/МЭК 17000.
Примечание - Использование термина "орган" ("body") в настоящем стандарте означает либо орган по аккредитации, либо орган по оценке соответствия, как определено в ИСО/МЭК 17000.
4 Обоснование
4.1 Беспристрастность - это элемент, состоящий из нескольких компонентов. Данные компоненты - это свойства, которые считаются основополагающими в органе или для персонала, который осуществляет деятельность по оценке соответствия. Такие компоненты включают:
a) объективное и непредвзятое выполнение действий по оценке соответствия;
b) идентификацию имеющихся и потенциальных конфликтов интересов и активное управление ими с тем, чтобы обеспечить объективность;
c) независимость органа по оценке соответствия, а также отдельных сотрудников, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, от какой-либо другой организации или лица, заинтересованных в результатах деятельности по оценке соответствия;
d) принятие ответственности и обязательств, связанных с выполнением действий по оценке соответствия и принятием решений в области оценки соответствия и/или подтверждения.
4.2 Отсутствие беспристрастности при осуществлении деятельности по оценке соответствия может привести к неправильным или некорректным практикам и результатам в области оценки соответствия.
4.3 При осуществлении деятельности по оценке соответствия важно:
a) быть объективным;
b) идентифицировать, избегать, снижать количество конфликтов интересов и управлять ими;
c) обеспечивать независимость, чтобы повысить степень доверия и значимости данной деятельности на рынке.
5 Принципы беспристрастности
5.1 Использование термина "беспристрастность" в настоящем стандарте подразумевает фактическое и воспринимаемое наличие объективности. Под объективностью понимается, что конфликты интересов отсутствуют или разрешаются таким образом, чтобы они не влияли неблагоприятно на деятельность органа.
Примечание - Беспристрастность характеризуется одним или несколькими из следующих признаков:
- объективность;
- независимость;
- нейтралитет;
- честность;
- открытость;
- справедливость;
- отстраненность;
- равновесие;
- отсутствие конфликта интересов;
- отсутствие предвзятости;
- отсутствие предубеждения.
5.2 Необходимо, чтобы органы и их персонал были беспристрастными и воспринимались как беспристрастные для обеспечения доверия к их деятельности и результатам деятельности.
5.3 К угрозам для беспристрастности относят предвзятость, которая может возникать вследствие:
a) личной выгоды (например, чрезмерная зависимость от контракта на оказание услуг или вознаграждений, либо страх потерять клиента, или страх оказаться безработным до такой степени, что это неблагоприятно влияет на объективность при осуществлении деятельности по оценке соответствия);
b) самопроверки (например, осуществление деятельности по оценке соответствия, в которой орган оценивает результаты других услуг, которые он уже оказал, например услуги по проектированию или консультационные услуги);
c) заступничества (например, орган или его персонал выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является его клиентом, при разрешении спора или на судебном процессе);
d) чрезмерной фамильярности, т. е. угроза, которая возникает от того, что орган или его персонал действует слишком фамильярно или чересчур доверительно вместо того, чтобы пытаться найти свидетельство соответствия (например, в контексте оценки соответствия систем менеджмента развитие с течением времени отношений между персоналом, осуществляющим оценку соответствия, и персоналом заказчика или организации, что неблагоприятно влияет на объективность и тщательность выполнения действий по оценке соответствия для данного заказчика; при сертификации продукции и в отношении лабораторий управлять данным риском гораздо сложнее, потому что потребность в персонале для оценки с очень специфическим опытом часто ограничивает наличие квалифицированных сотрудников);
e) устрашения (например, угрозы клиента или другой заинтересованной стороны или страх, связанный с ними, могут влиять на объективность действий органа или его персонала);
f) соперничества (например, между оцениваемой компанией и сторонним техническим экспертом по оценке).
6 Требования к беспристрастности
6.1 Общие положения
При разработке настоящего стандарта было признано, что разработчики должны учитывать различные степени определенности. В результате требования в данном разделе распределены на следующие три уровня определенности:
a) обязательные: к ним относятся конкретные сформулированные требования, которые разработчики используют, если элемент должен рассматриваться без редактирования, за исключением замены более конкретных терминов. Например, фраза "Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно" может быть заменена более конкретной "Деятельность по сертификации системы менеджмента должна проводиться беспристрастно". Разработчики** должны предоставить обоснования, если они не используют данные требования, рассматривая соответствующие общие элементы;
b) рекомендованные: к ним относятся сформулированные требования, которые должны использовать рабочие группы, если они хотят иметь большую степень определенности. Допустимо редактирование;
c) предлагаемые: к ним относятся факторы, которые следует принимать во внимание при разработке требований разработчиком**.
Предусматривая эти разные уровни определенности, в настоящем стандарте реализуется замысел ИСО/КАСКО о согласованном положении, которое касается элементов, являющихся общими для всех видов деятельности в области оценки соответствия и, в то же время, обеспечивает некоторую гибкость для конкретных формулировок отдельными разработчиками.
В помощь разработчикам**: текст, приведенный ниже в рамках, они могут либо использовать (обязательные требования), либо иначе включать (рекомендованные требования) в будущие стандарты; остальной текст имеет пояснительный характер.
6.2 Общие требования
6.2.1 Обязательные требования
6.2.1.1 Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно. 6.2.1.2 Орган должен отвечать за беспристрастность деятельности по оценке соответствия и не должен допускать коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу. 6.2.1.3 Орган должен регулярно идентифицировать риски для беспристрастности. К таким рискам относят риски, возникающие вследствие деятельности органа или его взаимосвязей или вследствие взаимоотношений его персонала (см. 6.4.1). Тем не менее такие взаимоотношения не обязательно представляют риск для беспристрастности органа.
Примечание - Отношения, которые угрожают беспристрастности органа, могут исходить из прав собственности, власти, руководства, персонала, совместно используемых ресурсов, финансов, контрактов, продаж (включая продвижение торговой марки) и оплаты комиссионных с продажи или прочего поощрения за привлечение новых клиентов и т.д.
6.2.1.4 Если риск для беспристрастности идентифицируется, то орган должен быть способен продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует такой риск 6.2.1.5 В органе должна быть установлена ответственность высшего руководства за беспристрастность. |
6.2.2 Рекомендованные требования
Примечание - Разработчики** могут идентифицировать действия (или ряд действий), кроме проектирования или консультации, которые могли бы восприниматься как неприемлемый риск для беспристрастности.
Примечания
1 Одним из способов снижения угрозы для беспристрастности до приемлемого уровня является установление определенного периода времени, которое должно пройти после завершения услуг по проектированию и консультационных услуг.
2 Разработчики** могут идентифицировать действия (или ряд действий), кроме проектирования или консультации, которые могли бы восприниматься как неприемлемый риск для беспристрастности.
6.3 Структурные требования
6.3.1 Обязательные требования
Деятельность по оценке соответствия должна иметь такую структуру и управляться таким образом, чтобы беспристрастность была гарантирована. |
6.3.2 Рекомендованные требования
Примечание - При использовании данного текста в конкретном стандарте фразу "выбор и определение функций" необходимо заменить видом деятельности, входящим в оценку соответствия, на который распространяется стандарт (например, испытание, контроль, проведение аудита, оценивание, экспертная оценка). Более подробное разъяснение признанных функций в области оценки соответствия представлено в ИСО/МЭК 17000, приложение А.
6.4 Требования к персоналу
6.4.1 Обязательные требования
Весь персонал органа, внутренний либо внешний, который мог бы повлиять на деятельность по оценке соответствия, должен действовать беспристрастно. |
6.4.2 Рекомендованные требования
При установлении определенного срока следует учитывать технические и другие разработки в конкретном секторе.
Пример 1 - Менеджер по системам менеджмента качества (СМК) в организации, который впоследствии работает по найму в органе по сертификации/регистрации СМК, не должен привлекаться ни к выполнению процесса внешнего аудита, ни к осуществлению функций по анализу и принятию решения, приводящим к сертификации его/ее прежней организации, пока не пройдет не менее двух лет.
Пример 2 - Сотрудник, ранее участвовавший в проектировании, изготовлении, испытаниях, проводимых на предприятии, или контроле продукции, который впоследствии работает по найму в органе по сертификации продукции, не должен привлекаться к выполнению действий по оценке соответствия продукции его/ее прежней организации, пока не пройдет не менее двух лет.
Пример 3 - Бывший сотрудник органа по оценке соответствия, который впоследствии работает по найму в органе по аккредитации, не должен привлекаться ни к осуществлению оценки, ни к деятельности по анализу и принятию решения, приводящим к аккредитации его/ее прежней организации, пока не пройдет не менее двух лет.
6.4.2.2 Орган должен управлять риском для беспристрастности, возникающим вследствие чрезмерной фамильярности в отношениях между персоналом органа и заказчиком. |
Пример - Орган должен время от времени чередовать персонал по оценке в работе с различными клиентами.
__________________
* Исходный международный документ ИСО разработан для использования при разработке стандартов в группах ИСО/КАСКО. Настоящий стандарт распространяет принципы, выработанные для групп ИСО/КАСКО, на разработку национальных стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54294-2010/ISO/PAS 17001:2005 "Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2010 г. N 1139-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Дата введения - 1 сентября 2011 г.
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "ИНТЭК" на основе русской версии международного документа, указанного в пункте 4
2 Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2010 г. N 1139-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/PAS 17001:2005 "Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования" (ISO/PAS 17001:2005 "Conformity assessment - Impartiality - Principles and requirements").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые