Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, установил:
1. В запросе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга оспаривается конституционность положения части 5.1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах такого субъекта Российской Федерации.
Не оспаривая компетенцию федерального законодателя по наделению субъектов Российской Федерации полномочиями по нормативному регулированию градостроительной деятельности и не затрагивая вопрос о согласовании региональных нормативов градостроительного проектирования с органами местного самоуправления, заявитель в своем запросе ставит под сомнение полномочие федерального законодателя определять, каким именно нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должно осуществляться такое регулирование.
По мнению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга не являются актами какого-либо органа государственной власти Санкт-Петербурга, а потому оспариваемое законоположение препятствует утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования законом субъекта Российской Федерации и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, в частности ее статье 76 (часть 2).
2. Конституция Российской Федерации, осуществляя разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяет предметы ведения Российской Федерации (статья 71) и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), при этом ее статьей 76 (часть 2) установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации, - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (пункт "д" части 1), а потому законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится, как и административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (пункт "к"), в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - несмотря на отсутствие специального указания на него как обособленную отрасль в статье 72 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 468-О).
Федеральный законодатель, закрепив в части 5.1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о необходимости утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым предоставил субъекту Российской Федерации полномочие (право) самостоятельно определить вид нормативного правового акта и орган государственной власти, уполномоченный на его принятие.
2.1. В соответствии со статьей 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации в силу части первой статьи 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации" составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. При этом осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации является одним из основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона).
2.2. Уставом Санкт-Петербурга установлено, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает законы Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации в пределах полномочий Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 30).
В рамках реализации данного полномочия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", в соответствии с которым утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга, и изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования, применяемые на территории Санкт-Петербурга, относится к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (подпункт 6 статьи 2); региональные нормативы утверждаются законами Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 6). К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга данный Закон относит установление состава и порядка подготовки региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга (пункт 4 статьи 3, пункт 3 статьи 6).
Таким образом, оспариваемое законоположение, рассматриваемое в системе действующего законодательства, вопреки мнению заявителя, не препятствует утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования законом Санкт-Петербурга, который принимается законодательным органом Санкт-Петербурга - Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
3. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых заявителем норм.
Поскольку неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое в запросе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга положение части 5.1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся региональных нормативов градостроительного проектирования.
Такие нормативы утверждаются региональным органом госвласти с учетом предложений органов местного самоуправления муниципалитетов, расположенных в границах этого субъекта Федерации.
Заявитель поставил под сомнение полномочие федерального законодателя определять, каким именно нормативным правовым актом региона должно осуществляться подобное регулирование.
КС РФ отклонил приведенный довод и разъяснил следующее.
Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Потому и законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится в таком совместном ведении, несмотря на то, что в Конституции РФ нет специального указания на него как на обособленную отрасль.
Оспариваемые нормы указывают на необходимость утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта Федерации.
Тем самым федеральный законодатель предоставил региону право самостоятельно определить вид нормативного правового акта и орган госвласти, уполномоченный его принимать.
Таким образом, неопределенность в вопросе, поставленном заявителем, отсутствует.
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N 127-О "По запросу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проверке конституционности положения части 5.1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)