Решение Верховного Суда РФ от 23 января 2013 г. N АКПИ12-1631
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N АПЛ13-138 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Александрове В.О.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зелянина Н.А. о признании недействующими абзаца второго пункта 6, абзаца первого пункта 7, подпунктов "а", "т" пункта 31, подпунктов "г", "д" пункта 32, подпунктов "б", "в", "д", "е" пункта 33, подпунктов "г", "и" пункта 34, пункта 35, абзаца второго пункта 150, пункта 159, разделов X, XI, XVII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установил:
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Гражданин Зелянин Н.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 6, абзаца первого пункта 7, подпунктов "а", "т" пункта 31, подпунктов "г", "д" пункта 32, подпунктов "б", "в", "д", "е" пункта 33, подпунктов "г", "и" пункта 34, пункта 35, абзаца второго пункта 150, пункта 159, разделов X, XI, XVII Правил. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 2, 3, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 29 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и ставят исполнителя в явно привилегированное положение перед потребителем.
В суде Зелянин Н.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что в городском суде рассматривается гражданское дело по заявлению управляющей организации о взыскании с него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в котором подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Оспариваемые положения нормативного правового акта ставят исполнителя в явно привилегированное положение перед потребителем и нарушают его права и свободы.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение 11 декабря 2012 г. N ВС-П9-7537).
Представители Правительства Российской Федерации Русских Е.Е., Павлова Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают прав потребителей.
Выслушав объяснения Зелянина Н.А., представителей Правительства Российской Федерации Русских Е.Е., Павловой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относит принятие правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 157).
Во исполнение предписания федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены вышеназванные Правила (действуют в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, от 27 августа 2012 г. N 857).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 1 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 22, 30 мая 2011 г.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (статья 426). Публичный договор заключается в таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в пункте 2 статьи 1 предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов возникают на основании возмездного договора. В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Абзац первый пункта 7 Правил предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Данные положения Правил соответствуют требованиям гражданского и жилищного законодательства и не нарушают прав заявителя как потребителя, поскольку содержащиеся в них предписания о заключении договора на предоставление коммунальных услуг путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг, отвечает интересам потребителя и не освобождает исполнителя от обязанности заключить с потребителем договор в письменной форме. Так, пункт 23 Правил предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнителем по договору является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Раздел IV Правил определяет права и обязанности исполнителя. Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (подпункт "т" пункта 31 Правил).
Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 157 предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пункт 32 Правил определяет права исполнителя. Согласно подпункту "г" пункта 32 Правил исполнитель вправе осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), проверку состояния таких приборов учета.
Подпунктом "д" пункта 32 Правил предусмотрено право исполнителя приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном данными Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов. Возможность принятия Правительством Российской Федерации правил, устанавливающих права и обязанности исполнителя и потребителя коммунальных услуг, регламентирующих приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, непосредственно вытекает из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Раздел V Правил устанавливает права и обязанности потребителя.
Пункт 33 Правил определяет права потребителя. Согласно подпункту "б" пункта 33 Правил потребитель вправе получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней). В соответствии с подпунктом "в" пункта 33 Правил потребитель вправе требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков. Подпункт "г" пункта 33 Правил предоставляет потребителю право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "е" пункта 33 Правил потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 34 Правил устанавливает обязанности потребителя.
Подпунктом "г" пункта 34 Правил предусмотрена обязанность потребителя использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно подпункту "и" пункта 34 Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 155).
Пункт 35 Правил предусматривает, какие действия потребитель не вправе совершать, а именно:
а) использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутри домовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;
б) производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;
в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;
г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;
д) осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия;
е) несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Оспариваемые нормы направлены на поддержание дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, отвечают общим интересам собственников помещений и не могут рассматриваться как нарушающие права потребителей.
Так, Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает требования к микроклимату помещений (статья 29). Запреты, содержащиеся в подпунктах "б", "в" пункта 35 Правил направлены на предупреждение вмешательства в единую систему теплоснабжения, на сохранение требований к микроклимату помещений; обусловлены необходимостью надлежащей эксплуатации приборов учета, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, обеспечения достоверного учета потребленного коммунального ресурса.
Соблюдение установленных Правилами запретов позволяет обеспечить нормальное предоставление коммунальных услуг, с учетом требований, заложенных при проектировании здания, при котором отсутствуют какие-либо факторы, препятствующие осуществлению функциональных или технологических процессов.
Раздел XVI Правил устанавливает ответственность исполнителя и потребителя. Согласно абзацу первому пункта 150 Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями данных Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Правила предоставляют потребителю право требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в случаях, указанных в пункте 157 данных Правил (абзац второй пункта 150).
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" устанавливает ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением исполнителем его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности (пункт 2 статьи 13 Закона). Таким образом, праву потребителя требовать с исполнителя уплаты неустоек корреспондирует обязанность лица, нарушившего право потребителя, уплатить неустойки.
В соответствии с пунктом 159 Правил потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Оспариваемые положения пункта 159 Правил соответствуют нормам жилищного законодательства. Часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в виде неустойки (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом этого являются несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Правил ставят исполнителя в привилегированное положение перед потребителем.
Раздел X Правил определяет порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими, установленную продолжительность.
При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в связи с авариями, возникшими в работе внутридомовых инженерных систем или централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном или бумажном журнале регистрацию таких фактов. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителем он уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Такое сообщение может быть сделано как в письменной форме, так и устно, в том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не предусматривают возможность выдачи потребителю уведомления о регистрации аварийно-диспетчерской службой факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку Правительство Российской Федерации в пределах делегированных ему законодателем полномочий самостоятельно осуществляет правовое регулирование в сфере предоставления коммунальных услуг.
Раздел XI Правил устанавливает основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора о предоставлении коммунальных услуг. При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
Правила называют случаи, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя (возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения; возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций; использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и другие, а также случаи, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя (неполная оплата потребителем коммунальной услуги; проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем и другие).
Из содержания части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Правительство Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов, связанных с приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг.
Раздел XVII Правил регламентирует вопросы контроля за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 161 Правил государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным данными Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная норма Правил определяет органы, которые осуществляют государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг. Жилищный кодекс Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимает деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к использованию и сохранности жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 20). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20). Таким образом, положения пункта 161 Правил в полной мере соответствуют нормам жилищного законодательства, устанавливающего, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление такого контроля отвечает интересам потребителей.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Зелянина Н.А. о признании недействующими абзаца второго пункта 6, абзаца первого пункта 7, подпунктов "а", "т" пункта 31, подпунктов "г", "д" пункта 32, подпунктов "б", "в", "д", "е" пункта 33, подпунктов "г", "и" пункта 34, пункта 35, абзаца второго пункта 150, пункта 159, разделов X, XI, XVII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 января 2013 г. N АКПИ12-1631
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N АПЛ13-138 настоящее решение оставлено без изменения