Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 февраля 2013 г. N 03-03-06/4/5745
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в составе доходов казенного учреждения неустойки, уплаченной поставщиком услуг (работ) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, и сообщает следующее.
Неустойка (штраф, пени) в соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является одним из способов обеспечения исполнения обязательств.
Положениями статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) определено, в частности, что под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (пункт 1 статьи 3 Закона N 94-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 764 ГК РФ и пунктом 1 статьи 4 Закона N 94-ФЗ установлено, что казенные учреждения могут выступать государственными заказчиками по государственному контракту.
Из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Таким образом, заключая государственный контракт, казенное учреждение выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 11 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным контрактом, заказчик вправе потребовать от него уплаты неустойки (штрафа, пеней).
В соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом, признаются доходами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, поскольку публично - правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При просрочке исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного госконтрактом, заказчик вправе потребовать от него уплатить неустойку (штраф, пени).
Рассмотрен вопрос о том, должно ли казенное учреждение в целях налогообложения прибыли включать такую неустойку, уплаченную поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в состав расходов.
Заключая госконтракт, казенное учреждение выступает от имени Российской Федерации, ее субъекта.
Средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Таким образом, неустойка за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного госконтрактом, является доходом Российской Федерации, ее субъекта и не учитывается в составе налогооблагаемых доходов. Ведь публично-правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 февраля 2013 г. N 03-03-06/4/5745
Текст письма официально опубликован не был