Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 марта 2013 г. N 03-07-05/6946
Вопрос: В рамках своей основной деятельности Банк привлекает иностранные организации с целью поиска контрагентов для заключения сделок с различными финансовыми инструментами на международном финансовом рынке.
В частности на основании договора, заключенного с иностранным юридическим лицом (далее - Иностранный брокер), Банк приобретает услуги по поиску контрагентов на международном внебиржевом рынке для дальнейшего заключения сделок с финансовыми инструментами. Иностранный брокер не является взаимозависимым лицом по отношению к Банку.
Оказываемые услуги предполагают два варианта взаимодействия Банка с Иностранным брокером.
1. Банк направляет Иностранному брокеру запрос на поиск контрагента, содержащий условия, на основании которых Банк планирует осуществление сделок с финансовыми инструментами. Иностранный брокер производит поиск подходящего предложения среди имеющихся у него заявок в отношении аналогичных контрактов, а также путем дополнительного опроса участников внебиржевых торгов и сообщает о результатах такого поиска Банку. Если Банк принимает условия какой-либо из предложенных сделок, Иностранный брокер раскрывает информацию о контрагенте, и Банк самостоятельно заключает сделку с контрагентом от своего имени и за свой счет.
2. Банк получает доступ к электронной брокерской системе внебиржевых торгов (далее - ЭБС). ЭБС содержит информацию об актуальных котировках финансовых инструментов, размещаемых другими пользователями ЭБС. Данная информация используется Банком для принятия решений о заключении сделок с финансовыми инструментами на международном внебиржевом рынке. Если Банк устраивают котировки, представленные в ЭБС, он сообщает Иностранному брокеру о желании осуществить сделку на имеющихся условиях, после чего Иностранный брокер раскрывает информацию о пользователе ЭБС, разместившем котировку, и Банк самостоятельно заключает сделку с указанным пользователем ЭБС от своего имени и за свой счет.
В обоих вариантах, если сделка была заключена на основании предоставленной Иностранным брокером информации о контрагенте, Банк выплачивает вознаграждение Иностранному брокеру. Если на основании информации, предоставленной Иностранным брокером, Банк не заключил сделку, вознаграждение Иностранному брокеру не выплачивается.
При осуществлении выплаты вознаграждения в пользу Иностранного брокера у Банка возникает вопрос о порядке обложения указанной выплаты НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) при приобретении российской организацией у иностранного контрагента услуг, облагаемых НДС на территории РФ, российская организация обязана при оплате таких услуг выполнить функции налогового агента, то есть удержать НДС и перечислить его в бюджет РФ.
При этом подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Порядок определения места реализации работ (услуг) предусмотрен статьей 148 НК РФ.
Услуги, фактически оказываемые за пределами территории РФ и прямо не поименованные в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, облагаются НДС по месту деятельности исполнителя в соответствии с подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ.
Поскольку Иностранный брокер не имеет представительства на территории РФ, местом Деятельности исполнителя является иностранное государство.
Учитывая изложенное в рассматриваемой ситуации согласно позиции Банка:
1) при приобретении Банком услуг Иностранного брокера по поиску контрагентов на международном финансовом рынке с использованием Первого варианта исполнения услуги территория РФ не признается местом реализации указанных услуг для целей НДС, соответственно отсутствует объект налогообложения по НДС, и Банк не должен исполнять обязанности налогового агента по уплате НДС в бюджет РФ;
2) при приобретении Банком услуг Иностранного брокера по поиску контрагентов на международном финансовом рынке с использованием Второго варианта исполнения услуги территория РФ не признается местом реализации указанных услуг для целей НДС, соответственно отсутствует объект налогообложения по НДС, и Банк не должен исполнять обязанности налогового агента по уплате НДС в бюджет РФ.
Просим подтвердить правомерность указанной позиции Банка.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией российскому банку брокерских услуг по поиску контрагентов и по доступу к электронной брокерской системе для заключения сделок с финансовыми инструментами Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно положениям указанной статьи 148 Кодекса брокерские услуги по поиску контрагентов и по доступу к электронной брокерской системе для заключения сделок с финансовыми инструментами к услугам, перечисленным в подпунктах 1-4.1, 4.3 пункта 1 данной статьи Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется норма подпункта 5 пункта 1 этой статьи, на основании которой местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 148 Кодекса предусмотрено, что местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказываются через это постоянное представительство).
Таким образом, местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не является, и по таким услугам налог на добавленную стоимость на территории Российской Федерации российским банком в качестве налогового агента не уплачивается.
Одновременно сообщается, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.