Досье на проект федерального закона N 238654-6
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
13.03.2013 |
внесен депутатами ГД В.А. Васильевым, И.А. Яровой, Т.Н. Москальковой, А.Е. Хинштейном, М.Х. Вахаевым, В.П. Водолацким, А.Б. Выборным, членами СФ А.И. Александровым, А.А. Чекалиным, М.Г. Кавджарадзе |
|
текст законопроекта, внесенного в ГД |
|
|
|
официальный отзыв Правительства РФ |
|
заключение Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции |
|
заключение Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления |
|
заключение Правового управления Аппарата ГД (первое чтение) |
20.09.2013 |
принят ГД в первом чтении постановлением N 2870-6 ГД |
|
текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении |
14.01.2014 |
принят ГД во втором чтении постановлением N 3633-6 ГД |
|
текст законопроекта, приняго ГД во втором чтении |
21.03.2014 |
принят ГД постановлением N 3999-6 ГД |
|
текст законопроекта, подготовленного ГД к третьему чтению |
26.03.2014 |
одобрен СФ постановлением N 97-СФ |
02.04.2014 |
подписан Президентом РФ N 44-ФЗ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Советом Федерации РФ 26 марта 2014 г. одобрен Закон об участии граждан в охране общественного порядка.
В настоящее время этот вопрос урегулирован в законодательстве фрагментарно и по большей части нормативно-правовыми актами субъектов Федерации. Закон восполняет этот пробел и устанавливает правовые основы сотрудничества полиции и населения.
Предусмотрено 5 основных форм участия граждан в охране общественного порядка. Во-первых, это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.
Вторая форма - помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней согласно закону могут только совершеннолетние граждане. Планируется прописать права и обязанности добровольцев. Власти должны будут предоставлять им необходимую для поиска пропавших информацию (но только общедоступную).
Третья форма - работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены требования к таким лицам, определены их полномочия.
Четвертая форма - участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений будут содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.
Особое внимание в законе уделено пятой форме - народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан. Определены полномочия дружинников. В частности, они смогут требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Планируется выдавать дружинникам удостоверения и форму. Они также будут проходить специальную подготовку.
Прописаны особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ.
Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности смогут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.
Предусмотрены правовые и социальные гарантии, а также меры поощрения для внештатных сотрудников полиции и народных дружинников.
Закон прямо запрещает участие граждан в охране общественного порядка, если это заведомо предполагает угрозу их жизни и здоровью.