Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Степанова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Степанов, осужденный судом с участием присяжных заседателей за совершение ряда преступлений, оспаривает конституционность части второй статьи 345 "Провозглашение вердикта" УПК Российской Федерации. По мнению заявителя, эта норма в ее истолковании правоприменительной практикой не обязывает председательствующего судью при ознакомлении с полученным от старшины присяжных заседателей вопросным листом с внесенными в него ответами оценивать их с точки зрения относимости, допустимости и достаточности для разрешения уголовного дела, указывать при необходимости на неясность и противоречивость вердикта, в связи с чем противоречит статьям 2, 15, 17, 18, 45-47, 49, 50 и 123 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть вторая статьи 345 УПК Российской Федерации устанавливает, что старшина присяжных заседателей передает председательствующему вопросный лист с внесенными в него ответами; при отсутствии замечаний председательствующий возвращает вопросный лист старшине присяжных заседателей для провозглашения; найдя вердикт неясным или противоречивым, председательствующий указывает на его неясность или противоречивость коллегии присяжных заседателей и предлагает им возвратиться в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист; председательствующий вправе также после выслушивания мнений сторон внести в вопросный лист дополнительные вопросы; выслушав краткое напутственное слово председательствующего по поводу изменений в вопросном листе, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.
В своей жалобе В.А. Степанов утверждает, что председательствующий по его уголовному делу не указал присяжным заседателям на неясность и противоречивость их вердикта, не поставил перед ними дополнительных вопросов и вынес обвинительный приговор. Тем самым заявитель связывает нарушение своих конституционных прав не с содержанием оспариваемой нормы, а с вердиктом присяжных заседателей, по существу, предлагая Конституционному Суду Российской Федерации дать ему оценку. Между тем такого рода оценка, требующая установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Владимира Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2013 г. N 240-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 345 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был