Решение Московского городского суда от 22 ноября 2012 г. N 3-254/3-2012
Московский городской суд в составе:
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
при секретаре Орлове А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-254/3-2012 по заявлению Управления делами Президента Российской Федерации о признании недействующими с момента принятия пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: Природно-исторического парка "Москворецкий", Природно-исторического парка "Останкино" и Комплексного заказника "Петровско-Разумовское" в части определения границ природно-исторического парка "Москворецкий", установил:
Правительством г. Москвы 29 декабря 1998 г. принято постановление N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: Природно-исторического парка "Москворецкий", Природно-исторического парка "Останкино" и Комплексного заказника "Петровско-Разумовское", которое официально опубликовано в издании "Вестник Мэрии Москвы" N 3, февраль 1999 г.
Данным постановлением образована особо охраняемая природная территория регионального значения "Природно-исторический парк "Москворецкий" площадью ... га (Западный административный округ, Северо-Западный административный округ) и утверждена граница особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий", при этом в границы парка включена территория земельного участка из земель населенных пунктов площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., с видом разрешенного использования - эксплуатация зданий и сооружений пансионата отдыха.
Управление делами Президента Российской Федерации обратилось в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: Природно-исторического парка "Москворецкий", Природно-исторического парка "Останкино" и Комплексного заказника "Петровско-Разумовское" в части включения в границы природно-исторического парка "Москворецкий" земельного участка площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в обоснование своих требований ссылаясь на то, что постановление принято в нарушение положений федерального законодательства, поскольку субъект Российской Федерации определил правовой режим территории земли, находящейся в федеральной собственности.
Представитель Управления делами Президента Российской Федерации Мамонтов Д.В. в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ГПБУ "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы" Колесов Р.А., представители Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы Зебелян С.А., Гдлян А.Т. против удовлетворения заявления не возражали и пояснили, что территория земельного участка с кадастровым номером ... на момент принятия постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 находилась в силу действующего законодательства в федеральной собственности.
Представитель Управления Росреестра по Москве Летунова Ю.А. против удовлетворения заявления не возражала.
Выслушав представителя заявителя Управления делами Президента Российской Федерации Мамонтова Д.В., представителя Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ГПБУ "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы" Колесова Р.А., представителей Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы Зебелян С.А., Гдлян А.Т., представителя Управления Росреестра по Москве Летунову Ю.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление Управления делами Президента Российской Федерации о признании недействующими с момента принятия пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: Природно-исторического парка "Москворецкий", Природно-исторического парка "Останкино" и Комплексного заказника "Петровско-Разумовское" в части определения границ природно-исторического парка "Москворецкий" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому наряду с Российской Федерацией органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе регулировать отношения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, связанные с образованием памятников регионального значения и их охранных зон.
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры (п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы").
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального значения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории (ООПТ) могут иметь федеральное, региональное или местное значение и в зависимости от этого являются соответственно собственностью Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, объявление субъектом Российской Федерации особо охраняемой природной территорией регионального значения возможно лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: Природно-исторического парка "Москворецкий", Природно-исторического парка "Останкино" и Комплексного заказника "Петровско-Разумовское" на территории города Москвы образована особо охраняемая природная территория регионального значения "Природно-исторический парк "Москворецкий" площадью ... га (Западный административный округ, Северо-Западный административный округ) (пункт 1) и утверждена граница особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий", при этом в границы парка включена территория земельного участка из земель населенных пунктов площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., с видом разрешенного использования - эксплуатация зданий и сооружений пансионата отдыха (приложения 1, 1а) (пункт 2).
Разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность осуществлено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". При этом объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению N 3020-1, отнесены исключительно к федеральной собственности.
В данный перечень вошли объекты историко-культурного, природного и общероссийского наследия, а также имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, финансировавшиеся из государственного бюджета СССР и высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты отраслевых академий наук.
Статьей 3 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" к государственной собственности РСФСР отнесены земельные участки под объектами, принадлежащими РСФСР.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2144 "О федеральных природных ресурсах" установлено, что к федеральным природным ресурсам относятся земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 г. N 441-рп "Об использовании объектов социально-бытового назначения, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" установлено, что здания, сооружения, движимое и недвижимое имущество предприятий, учреждений и организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, являются федеральной собственностью и не подлежат разгосударствлению и приватизации, в том числе путем сдачи в аренду с правом выкупа (п. 3).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 685-р в ведение Управления делами Президента Российской Федерации передано имущество пансионата "Крылатское" Минздравмедпрома России (...).
Приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 29 мая 1996 г. N 153 пансионат "Крылатское" введен в состав оздоровительно-производственного комплекса "Бор" Управления делами Президента Российской Федерации.
Таким образом, на момент образования природно-исторического парка "Москворецкий" в силу действовавшего на тот период законодательства земельный участок площадью ... кв. м оздоровительно-производственного комплекса "Бор" Управления делами Президента Российской Федерации находился в собственности Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... г. серии ... N ....
Из положений пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что содержание права собственности на ООПТ, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст.ст. 129, 209, 214 ГК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 ГК Российской Федерации правомочия по распоряжению имуществом принадлежат исключительно собственнику имущества.
Статьей 214 ГК Российской Федерации определено, что отнесение имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Оспариваемое постановление Правительства Москвы принято в 1998 г., когда принадлежность земельного участка к федеральной собственности нашла отражение в законодательстве.
При таком положении, вопросы определения порядка управления этим земельным участком, присвоения ему статуса и другие подобные вопросы подлежали разрешению на федеральном уровне.
Принятие субъектом Российской Федерации каких-либо нормативных актов, направленных на изменение правового режима на этом земельном участке (в данном случае - придание территории, находящейся в федеральной собственности, статуса собственности субъекта Российской Федерации), является нарушением компетенции субъекта Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации вправе осуществлять регулирование данных вопросов в предоставленных федеральным законодательством полномочиях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., являлся собственностью Российской Федерации и объявление его ООПТ регионального значения произведено субъектом Российской Федерации с нарушением действующего законодательства, пункты 1, 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 в части включения в границы природно-исторического парка "Москворецкий" этого земельного участка противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что пункты 1, 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: Природно-исторического парка "Москворецкий", Природно-исторического парка "Останкино" и Комплексного заказника "Петровско-Разумовское" в части включения в границы природно-исторического парка "Москворецкий" земельного участка площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими с момента принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
заявление Управления делами Президента Российской Федерации - удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия пункты 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: Природно-исторического парка "Москворецкий", Природно-исторического парка "Останкино" и Комплексного заказника "Петровско-Разумовское" в части включения в границы природно-исторического парка "Москворецкий" земельного участка площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья |
А.С. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 22 ноября 2012 г. N 3-254/3-2012
Текст решения официально опубликован не был