Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу ГТК России
от 10 января 1996 г. N 12
Общее положение
о таможне Российской Федерации
См. Общее положение о таможне, утвержденное приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. N 1082
1. Общие положения
1.1. Таможня Российской Федерации (далее - таможня) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) и непосредственным руководством регионального таможенного управления Российской Федерации, которому непосредственно подчинена таможня (далее - управление).
Решением ГТК России отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России.
1.2. Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ГТК России. Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.
Территория подведомственного региона таможни, непосредственно подчиненной управлению, определяется по представлению либо с учетом мнения управления.
Управление вправе изменять подведомственный регион непосредственно подчиненной таможни в порядке, определяемом ГТК России.
1.3. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ГТК России.
Создание, реорганизация и ликвидация таможен, непосредственно подчиненных управлению, осуществляются по представлению либо с учетом мнения управления.
1.4. В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты Российской Федерации (далее - таможенные посты), за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.
1.5. Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, включая настоящее Положение, а таможня, непосредственно подчиненная управлению, - также и правовыми актами управления.
1.6. Таможня решает возложенные на нее задачи непосредственно, через непосредственно подчиненные таможенные посты ( далее - нижестоящие таможенные посты), во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами.
1.7. Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях.
1.8. Таможня финансируется за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.
1.9. Таможня является правоохранительным органом Российской Федерации.
1.10. Таможня обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.
1.11. Специальными нормативными актами ГТК России может определять специфические особенности деятельности отдельных таможен.
2. Основные задачи таможни
Основными задачами таможни являются:
2.1. Непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.
2.2. Осуществление мер по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона.
2.3. Реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу.
2.4. Обеспечение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации.
2.5. Применение в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности
2.6. Обеспечение соблюдения в подведомственном регионе законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и других законодательных и иных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ГТК России.
2.7. Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля.
2.8. Применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.
Взимание таможенных платежей.
2.9. Осуществление в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации и своих полномочий валютного контроля.
2.10. Участие в ведении таможенной статистики.
2.11. Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.
2.12. Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов.
2.13. Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.
2.14. Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности и деятельности нижестоящих таможенных постов.
3. Основные функции таможни
Таможня в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:
3.1. Претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации.
Подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей подведомственного региона.
3.2. Выявляет наличие в подведомственном регионе проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности Российской Федерации и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем.
3.3. Участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона.
3.4. Применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности; обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании.
Принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации.
3.5. Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации.
3.6. В части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; координирует и контролирует применение таких мер нижестоящими таможенными постами.
3.7. Осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику.
3.8. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными актами ГТК России, выдает лицензии, в том числе на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирует или отзывает такие лицензии либо приостанавливает их действия, отзывает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; осуществляет в пределах своей компетенции меры по ведению реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными актами ГТК России.
3.9. Осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организует, координирует и контролирует производство таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготавливает предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля.
Реализует в пределах своей компетенции меры, направленные на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля.
3.10. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о грузовых и пассажирских потоках в части, имеющей отношение к таможенному делу.
3.11. Организует, обеспечивает, координирует и контролирует проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов:
проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля;
учета товаров и транспортных средств;
устного опроса физических и должностных лиц;
проверки системы учета и отчетности;
осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации;
таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле либо не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Осуществляет контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей.
3.12. Осуществляет контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами Российской Федерации.
3.13. Осуществляет контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств; за соблюдением лицами ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров и транспортных средств.
См. Инструкцию о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, утвержденную приказом ГТК РФ от 5 ноября 2001 г. N 1043
3.14. Организует и осуществляет таможенное сопровождение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
3.15. В порядке, определяемом ГТК России, определяет места и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, места остановки транспортных средств, следующих через таможенную границу Российской Федерации, и продолжительность их стоянки с учетом времени, необходимого для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.
3.16. Начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи. Осуществляет проверку правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.
Взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи.
Контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей.
Взыскивает неуплаченные таможенные платежи, в том числе в бесспорном порядке.
Принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных таможенных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, нормативными и иными правовыми актами ГТК России.
Применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей.
Обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей.
Обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет.
Обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств, формирующих фонд развития таможенной системы Российской Федерации.
Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах, представляет эти сведения вышестоящему таможенному органу.
Осуществляет контроль за состоянием этой работы на нижестоящих таможенных постах.
3.17. Контролирует деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности этих лиц в части, имеющей отношение к таможенному делу.
3.18. Осуществляет проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
3.19. Контролирует создание и функционирование в подведомственном регионе предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
3.20. Участвует в реализации программы создания на территории подведомственного региона таможенных складов и складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы; обеспечивает эффективное функционирование учрежденных вышестоящим таможенным органом таможенных складов и складов временного хранения.
3.21. Осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного контроля. Выполняет функции агента валютного контроля. Взаимодействует с банками и иными агентами валютного контроля.
3.22. Осуществляет экспортный контроль в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации.
3.23. Осуществляет контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей).
3.24. В пределах своей компетенции взаимодействует с другими таможенными органами Российской Федерации и организациями системы ГТК России.
3.25. Взаимодействует с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе, в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременного прохождения денежных средств. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности банков и иных кредитных организаций в части, имеющей отношение к таможенному делу, представляет эти сведения вышестоящему таможенному органу.
3.26. Взаимодействует и обеспечивает взаимодействие нижестоящих таможенных постов с органами пограничного, ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля на таможенной границе Российской Федерации.
3.27. Принимает в пределах своей компетенции решения по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определению и контролю таможенной стоимости товаров, определению их страны происхождения, контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов в принятии таких решений.
3.28. Осуществляет борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции осуществляет дознание по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскную деятельность.
Обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами в пределах их компетенции функций органов дознания.
Передает материалы по делам о преступлениях органам предварительного следствия либо прокурору.
3.29. Осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями.
Ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение.
Ведет производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
3.30. Участвует в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела, участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации таких мер.
Обобщает и анализирует способы совершения преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела, осуществляет оперативно-аналитический учет преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.
Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.
Обращает к исполнению постановления таможни о наложении взысканий за нарушения таможенных правил самостоятельно либо через органы, организации и должностных лиц, уполномоченных на то законодательством Российской Федерации.
Участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы.
3.31. Осуществляет мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможни и нижестоящих таможенных постов.
3.32. Осуществляет мероприятия, обеспечивающие государственную защиту должностных лиц таможенных органов и их близких.
3.33. Реализует систему мер по профилактике правонарушений среди сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов.
3.34. Участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в осуществлении в подведомственном регионе мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; оказывает содействие борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.
3.35. Осуществляет самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля; осуществляет охрану объектов таможенной инфраструктуры, закрепленных за таможней и нижестоящими таможенными постами; принимает меры по охране таможенной границы Российской Федерации.
Организует и обеспечивает контроль за применением должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов специальных средств и огнестрельного оружия.
3.36. Осуществляет сбор и обработку первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; представляет такие данные вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность.
Рассматривает поступающие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов, находящихся в подведомственном регионе, нерегламентированные запросы по различным аспектам внешней торговли; в порядке, определяемом ГТК России, подготавливает ответы на такие запросы.
3.37. Обеспечивает и осуществляет контроль за использованием должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов информации, предоставляемой лицами, исключительно в таможенных целях, а также ее конфиденциальность.
3.38. Осуществляет мероприятия по анализу состояния и развития внешнеторговой деятельности на территории подведомственного региона.
Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона.
3.39. В порядке, определяемом ГТК России, принимает, аннулирует, изменяет или отзывает предварительные решения.
3.40. Выявляет правовые проблемы в деятельности таможни и нижестоящих таможенных постов и потребности в правовом обеспечении этой деятельности; подготавливает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и направляет их в вышестоящий таможенный орган.
3.41. Обобщает и анализирует правоприменительную практику в таможне и на нижестоящих таможенных постах, представляет в ГТК России и управление аналитические материалы и документы.
Подготавливает предложения об издании, отмене, изменении или дополнении нормативных и иных правовых актов ГТК России, а также правовых актов управления.
3.42. Осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных актов ГТК России, правовых актов управления структурными подразделениями таможни и нижестоящими таможенными постами и информирует ГТК России и управление о результатах их исполнения.
3.43. Осуществляет систематизированный учет поступающих в таможню законов и иных нормативных актов, а также издаваемых таможней правовых актов, поддерживает их в контрольном состоянии.
Обеспечивает нижестоящие таможенные посты подборками действующих законов и иных нормативных актов.
3.44. Защищает права, имущественные и иные интересы таможни и нижестоящих таможенных постов в судах, арбитражных судах и других организациях при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений; обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представителей таможни и нижестоящих таможенных постов.
3.45. Рассматривает жалобы на решения, действия или бездействие должностных лиц таможни, нижестоящих таможенных постов и их должностных лиц, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб; выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций и граждан, и принимает меры по устранению таких причин и условий.
Рассматривает обращения организаций и граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан нижестоящими таможенными постами.
3.46. Обеспечивает законность правовых актов, издаваемых таможней.
Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при принятии решений и при совершении действий, относящихся к выполнению задач и реализации функций таможенных органов.
3.47. Участвует в обеспечении информацией органов государственной власти субъектов Российской Федерации о действующих правовых актах в области таможенного дела.
3.48. Осуществляет в порядке, определяемом ГТК России, информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам; контролирует состояние этой работы на нижестоящих таможенных постах.
3.49. Организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и не коммерческих организаций, расположенных в подведомственном регионе.
3.50. Вносит в вышестоящий таможенный орган предложения о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных постов Российской Федерации.
3.51. Осуществляет работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров таможни и нижестоящих таможенных постов; формирует резерв кадров для выдвижения на руководящие должности и проводит их обучение.
Разрабатывает и осуществляет мероприятия по формированию у сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов чувства патриотизма, верности Конституции Российской Федерации и служебному долгу, преданности таможенной службе, воспитанию высоких нравственных и морально-психологических качеств, повышению уровня общей и правовой культуры, поддержанию традиций таможенной службы.
Представляет в вышестоящий таможенный орган кандидатуры сотрудников к назначению на должность и освобождению от должности руководящих работников в случаях, предусмотренных настоящим Положением и специальными нормативными актами ГТК России. Согласовывает назначение на должность и освобождение от должности сотрудников нижестоящих таможенных постов в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК России.
Проводит аттестацию сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов на соответствие занимаемой должности, при представлении сотрудников к назначению на должности руководящих работников, при представлении сотрудников к присвоению специальных званий.
Представляет в вышестоящий таможенный орган материалы к награждению сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации.
Приводит к присяге сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов.
Обеспечивает первичную профессиональную, боевую и физическую подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов.
3.52. Обеспечивает соблюдение режима секретности в таможне и на нижестоящих таможенных постах, подготавливает документы для оформления допуска должностных лиц таможни и нижестоящих таможенных постов к сведениям, составляющим государственную тайну; реализует меры по защите информации.
3.53. Создает необходимые условия труда для работников таможни и нижестоящих таможенных постов, а также обеспечивает правовую и социальную защищенность указанных работников; участвует в разработке и реализации программ и планов развития социальной базы таможенных органов.
Осуществляет мероприятия по охране труда, соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности.
Обеспечивает и поддерживает приверженность сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов здоровому образу жизни.
3.54. Открывает текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях, перечень которых определяется ГТК России; по согласованию с ГТК России открывает счета таможни в банках и иных кредитных организаций, не включенных в указанный перечень.
Заключает договоры с банками и иными кредитными организациями о ведении счетов таможни на основе типовых договоров, утверждаемых ГТК России.
Осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о финансовой и иной деятельности банков и иных кредитных организациях, в которых открыты или могут быть открыты счета таможенных органов; представляет указанную информацию вышестоящему таможенному органу.
3.55. Осуществляет планирование расходов на содержание и развитие таможни и нижестоящих таможенных постов; представляет на утверждение в вышестоящий таможенный орган смету расходов по укрупненным статьям на содержание и развитие таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает правильное исполнение такой сметы и достоверную отчетность по ней.
На основе утвержденной вышестоящим таможенным органом сметы расходов по укрупненным статьям утверждает смету расходов на содержание и развитие таможни, а также утверждает сметы расходов на содержание и развитие нижестоящих таможенных постов.
Осуществляет в пределах выделенных ассигнований и закрепленной доли поступлений в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации финансирование деятельности таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает рациональное и целевое расходование выделенных и закрепленных денежных средств.
Осуществляет бухгалтерский учет и отчетность, представляет в вышестоящий таможенный орган бухгалтерский отчет и баланс таможни и нижестоящих таможенных постов.
Обеспечивает соблюдение планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины.
Осуществляет контроль за соблюдением нижестоящими таможенными постами планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины, исполнением смет расходов, состоянием и достоверностью финансовой и бухгалтерской отчетности.
3.56. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации обращает в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы. Организует и осуществляет реализацию и иное распоряжение товарами, транспортными средствами и иными предметами, обращенными в федеральную собственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и нормативными актами ГТК России.
Обеспечивает учет и полноту поступления денежных средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность.
3.57. Формирует в порядке, определяемом ГТК России, фонды материального поощрения и социально-культурных мероприятий.
3.58. Участвует в подготовке и реализации программ и планов создания и совершенствования объектов таможенной инфраструктуры, их капитального строительства; организует проектирование, строительство и реконструкцию объектов таможенной инфраструктуры и социального назначения по титулам таможни; выполняет функции заказчика (застройщика) в отношении таких объектов, включая финансирование; осуществляет контроль за ходом строительства и вводом в действие строящихся объектов, целевым расходованием выделенных на эти цели ассигнований, соблюдением смет на строительство.
Принимает в эксплуатацию и обеспечивает эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры и социального назначения, закрепленных за таможней и нижестоящими таможенными постами.
3.59. На основе утверждаемых ГТК России табелей положенности и оснащенности и с учетом предложений нижестоящих таможенных постов определяет сводную потребность таможни и нижестоящих таможенных постов в материально-технических средствах централизованно планируемой и распределяемой номенклатуры, потребность в материально-технических средствах регионально планируемой и распределяемой номенклатуры, а также потребность в материально-технических средствах децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры.
Направляет в вышестоящий таможенный орган заявки и предложения по обеспечению таможни и нижестоящих таможенных постов материально-техническими средствами централизованно планируемой и распределяемой номенклатуры, регионально планируемой и распределяемой номенклатуры, заявки и предложения о выделении денежных средств на приобретение материально-технических средств децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры.
В объеме выделенных и закрепленных денежных средств и на основе утверждаемых ГТК России табелей положенности и оснащенности осуществляет приобретение, распределение и перераспределение между таможней и нижестоящими таможенными постами материально-технических средств децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры.
В порядке, определяемом ГТК России, принимает решения о постановке на баланс таможни основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей.
Обеспечивает в таможне и на нижестоящих таможенных постах эффективное использование, правильную эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники, технических средств таможенного контроля, средств связи, оргтехники, транспортных средств, вооружения и других материально-технических средств.
В порядке, определяемом ГТК России, принимает решения о списании с баланса таможни пришедших в негодность малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей, а в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК России, - также и основных средств; направляет в вышестоящий таможенный орган предложения о списании с баланса таможни пришедших в негодность основных средств в иных случаях.
Реализует в таможне и на нижестоящих таможенных постах мероприятия по обеспечению сохранности денежных средств, материально-технических средств, включая вооружение, соблюдения порядка их хранения и расходования, рационального использования, а также по предупреждению недостач, хищений и непроизводительных расходов.
Принимает меры по оформлению материалов по недостачам и хищениям в таможне и на нижестоящих таможенных постах денежных средств, материально-технических средств и передает в надлежащих случаях эти материалы в судебные и следственные органы; осуществляет в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации, наблюдение за ходом рассмотрения переданных материалов.
3.60. Разрабатывает мероприятия по пропаганде законодательства о таможенном деле и участвует в их реализации.
3.61. Участвует в реализации поставленных ГТК России и вышестоящим таможенным органом задач в области международного сотрудничества.
3.62. Реализует мероприятия по обеспечению функционирования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации и систем связи и передачи данных таможенных органов в подведомственном регионе.
3.63. Обеспечивает доведение до сведения нижестоящих таможенных постов нормативных и иных правовых актов и осуществляет контроль за их выполнением; анализирует состояние исполнительской дисциплины в таможне и на нижестоящих таможенных постах; организует делопроизводство и архивное дело в таможне и осуществляет контроль за организацией такой деятельности на нижестоящих таможенных постах.
3.64. Обеспечивает сбор, обработку и незамедлительную передачу в вышестоящий таможенный орган информации об оперативной обстановке в таможне и на нижестоящих таможенных постах, а также о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях.
3.65. Выполняет другие функции, возложенные законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными и иными правовыми актами ГТК России.
4. Права таможни
Для реализации возложенных функций таможня обладает правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами ГТК России, включая права:
4.1. Издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты.
Указанные правовые акты по таможенному делу, изданные таможней в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими таможенными постами, государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.
4.2. Требовать и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и функций.
4.3. Взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
4.4. Привлекать для оказания содействия таможенным органам специалистов других правоохранительных, контролирующих органов, организаций, а также экспертов.
4.5. Представлять нижестоящие таможенные посты в государственных органах.
4.6. Давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
4.7. Производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах.
Использовать при этом все либо только достаточные формы таможенного контроля.
4.8. Определять места и продолжительность стоянки транспортных средств для целей осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, давать разрешение на отправление транспортных средств из мест их стоянки.
4.9. Давать согласие на пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенного органа.
4.10.Принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств.
4.11. Давать разрешение либо отказывать в разрешении на оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации.
4.12. Определять меры, которые должны быть предприняты для обеспечения таможенного контроля в случае аварии или действия непреодолимой силы.
4.13.Требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, необходимых для производства таможенного оформления, проведения таможенного контроля и осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.
4.14. В таможенных целях брать пробы и образцы товаров, проводить их исследование (экспертизу); разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, и другим органам государственного контроля брать пробы и образцы.
4.15. Требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.
4.16.Идентифицировать: товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю; места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
4.17. Осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, в том числе в местах нахождения любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к внешнеэкономическим и последующим экономическим операциям с выпущенными товарами и транспортными средствами или владеющего необходимыми документами.
4.18. Проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.
4.19. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле доступ должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
4.20. Контролировать в пределах своей компетенции экономическую деятельность участников внешнеэкономической деятельности.
4.21. Назначать и проводить в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
4.22. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности: знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающимися осуществления внешнеэкономической и иной экономической деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации; получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения; опечатывать кассы, склады, архивы, помещения; изымать в случаях и порядке, определяемом ГТК России, документы; устанавливать место и время для ознакомления с документацией и информацией.
4.23. Принимать в пределах своей компетенции решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.
4.24. Принимать решение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем заключения договоров залога, приема гарантий третьих лиц либо приема на депозит причитающихся сумм.
4.25.Взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке.
4.26. Получать в необходимых случаях от банков и иных кредитных организаций сведения и справки по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
4.27. Контролировать, давать разрешения либо отказывать в разрешении на осуществлении экономической деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
4.28. Привлекать лиц к ответственности за нарушение таможенных правил.
4.29. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, прекращать уголовные дела либо приостанавливать производство по ним.
4.30. Самостоятельно передавать уголовные дела и материалы о преступлениях органу предварительного следствия или прокурору.
4.31. Изымать в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле товары, транспортные средства и иные предметы.
4.32. Обращать к исполнению постановления таможни о наложении взысканий за нарушения таможенных правил.
4.33. Обращать в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы .
4.34. Принимать к своему производству, рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, производство по которому вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста.
4.35. Самостоятельно учреждать в случаях и порядке, определяемых ГТК России, склады временного хранения, владельцем которого является таможня или нижестоящий таможенный пост.
4.36. Определять места расположения структурных подразделений таможни и нижестоящих таможенных постов, а также время их работы.
4.37. Вносить в вышестоящий таможенный орган предложения о совершенствовании таможенного дела, законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, об изменении пределов подведомственного региона, о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных постов, о развитии таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе, об издании, изменении, дополнении и отмене нормативных и иных правовых актов вышестоящих таможенных органов.
4.38. Контролировать деятельность нижестоящих таможенных постов.
4.39. Отменять или изменять в порядке контроля решения нижестоящих таможенных постов, а также принимать в отношении неправомерных действий или в отношении бездействия этих органов и их должностных лиц меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.40. Рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров, в части соблюдения должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Давать указания нижестоящим таможенным постам об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
4.41. Заслушивать руководителей нижестоящих таможенных постов по вопросам таможенного дела.
4.42. Проверять деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, нижестоящих таможенных постов; получать от руководителей нижестоящих таможенных постов письменные объяснения и справки; опечатывать кассы, склады и иные помещения, а также изымать необходимые документы.
4.43. Привлекать руководителей нижестоящих таможенных постов к дисциплинарной и материальной ответственности.
4.44. Распределять и перераспределять между структурными подразделениями таможни и нижестоящими таможенными постами штатную численность с учетом утверждаемых, дополняемых и изменяемых вышестоящими таможенными органами типовой численности структурных подразделений таможни и типовой численности нижестоящих таможенных постов и в пределах выделяемого ГТК России фонда оплаты труда и общей (предельной) штатной численности таможни и нижестоящих таможенных постов.
Утверждать и вносить изменения в структуру таможни и нижестоящих таможенных постов с учетом типовой структуры таможни и таможенного поста, утверждаемой, дополняемой и изменяемой вышестоящими таможенными органами.
4.45. Принимать в порядке, определяемом ГТК России, решения о списании с баланса таможни основных средств и других материальных ценностей.
4.46. Заключать в пределах своей компетенции с организациями и гражданами договоры, связанные с хозяйственной деятельностью.
4.47. Быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде.
4.48. В пределах своей компетенции и выделенных и закрепленных денежных средств:
- выполнять планово-распорядительные функции;
- осуществлять финансирование содержания таможни и нижестоящих таможенных постов, а также проектно-изыскательских и строительных работ, материально-технического снабжения и социального развития;
- утверждать проектно-сметную документацию объектов строительства в порядке, определяемом ГТК России.
4.49. Сохранять в своем распоряжении денежные средства, образовавшиеся в результате их рачительного и экономного расходования, и использовать такие средства в порядке, установленном для закрепленных денежных средств.
5. Заключительные положения
5.1. Типовая структура, типовая штатная численность, типовая численность структурных подразделений таможни и фонд оплаты труда таможни утверждаются ГТК России.
Вышестоящий таможенный орган вправе вносить дополнения и изменения в типовую структуру таможни и типовую численность структурных подразделений таможни, а также устанавливать общую (предельную) штатную численность таможни.
5.2. Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем ГТК России.
Начальник таможни, непосредственно подчиненной управлению, назначается на должность и освобождается от должности по представлению либо с учетом мнения начальника управления.
5.3. Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) и начальник юридического отдела таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ГТК России. В отношении таможни, непосредственно подчиненной управлению, указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению начальника управления, которому таможня непосредственно подчинена.
Заместители начальника таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ГТК России.
5.4.Начальники иных самостоятельных структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующим функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа.
5.5. Начальник таможни:
- руководит на принципах единоначалия деятельностью таможни и нижестоящих таможенных постов;
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможню задач и функций, состояние правовой деятельности таможни и нижестоящих таможенных постов, правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности;
- распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности;
- на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, нормативных и иных правовых актов ГТК России, правовых актов управления и в пределах своей компетенции подписывает (утверждает) приказы и иные правовые акты и документы, организует проверки их исполнения;
- представляет таможню в государственных органах;
- утверждает структуру и штатное расписание таможни;
- утверждает положения о структурных подразделениях таможни;
- распоряжается в пределах своей компетенции денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за таможней;
- заключает от имени таможни сделки, выдает доверенности;
- вносит в вышестоящий таможенный орган предложения о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам таможенных органов Российской Федерации;
- применяет в пределах предоставленных ему прав в отношении работников таможни и нижестоящих таможенных постов меры поощрения и дисциплинарного воздействия;
- распоряжается фондом материального поощрения начальника таможни;
- назначает на должность и освобождает от должности сотрудников таможни, если иное не предусмотрено настоящим Положением;
- назначает на должность и освобождается от должности сотрудников нижестоящих таможенных постов в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК России;
- осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, правовыми актами управления.
Начальник таможни вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам таможенных органов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.