Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о применении отдельных норм статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему (счету) требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности (списание в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (часть 1 статьи 855 ГК РФ)) поступления документов. Статьей 855 ГК РФ установлено 2 вида очередности: очередность по видам платежей и календарная очередность.
При этом, исходя и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации", в ежегодно принимающихся федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается отнесение платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и платежей по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, к одной очереди (третьей), а также подтверждается вышеуказанное правило календарной очередности списания.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 года N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.
Учитывая изложенное, очередность платежей по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, предшествует платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в порядке календарной очередности поступления поступили раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, или расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, вообще не предъявлялись.
Таким образом, банк не вправе не исполнять платежные документы на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, клиенту, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в порядке календарной очередности поступления поступили раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, или расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, вообще не предъявлялись.
По вопросу N 2.
Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" внесены изменения в пункт 4 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившие в силу 01.08.2012. Указанные изменения устанавливают, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения
Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде установлен Положением о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде, утвержденным Банком России 29.12.2010 N 365-П (далее - Положение), которым предусмотрено получение банками (филиалами банков) решений налоговых органов о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика в банке в электронном виде при наличии соглашения с Центральным банком Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно положениям пункта 6 статьи 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
Кодексом не предусмотрена возможность возврата по любым основаниям банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств. Минфин России неоднократно в письмах от 24.08.2011 N 03-02-07/1-303, от 12.02.2010 N 03-02-07/1-58, от 06.03.2008 N 03-02-07/1-87 указывает на отсутствие возможности возврата банком налоговому органу решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Необходимо также учитывать, что в пункте 1 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств на бумажном носителе, утвержденного приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.12.2006 N 8632) установлено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств и решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, принятое в соответствии со статьей 76 Кодекса, направляются в соответствующий банк на бумажном носителе по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой, при невозможности их направления в банк в электронном виде.
Таким образом, независимо от того, направлено ли решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика - организации и переводов его электронных денежных средств в электронной форме или на бумажном носителе, оно подлежит безусловному исполнению банком, и вернуть его без исполнения банк не вправе.
Действительный государственный советник |
С.Н. Андрющенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены положения НК РФ в части приостановления операций по счету на основании решения налогового органа.
Сообщается, что оплата труда работников и обязательные платежи, перечисляемые в бюджетную систему России, относятся к одной очереди списания - третьей. Поэтому требования удовлетворяются в порядке календарной очередности, т. е. банк производит списание денежных средств в зависимости от даты поступления расчетных документов. При этом перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ (в порядке очередности) осуществляется даже если документы, предусматривающие такие платежи, не предъявлялись вообще. Правило применяется после погашения задолженности первой и второй очереди.
Также разъясняется, что решения налогового органа о приостановлении операций организации по ее счетам и переводов ее электронных денежных средств (отмене таких мер) направляются в банк в электронной форме. При отсутствии у последнего соответствующего соглашения с ЦБ РФ указанные решения могут передаваться на бумажном носителе. Решения носят обязательный характер независимо от формата их представления. Они не могут возвращаться банком без исполнения.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2013 г. N АС-4-2/3225 "Ответ на обращение о применении отдельных норм статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был