См. Программу сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2017-2020 гг.
I. Преамбула
Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (МОТ) на 2013 - 2016 гг. является продолжением предшествующих программ сотрудничества, с учетом новых условий, сложившихся в результате последствий мирового финансового и экономического кризиса, послекризисного восстановления экономики и влияния глобализации рынка труда.
Настоящая Программа исходит, с одной стороны, из основных целей и приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в реализации которых равным образом заинтересованы Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, и, с другой стороны, из стратегической концепции МОТ по продвижению достойного труда. Приоритеты Программы и направления сотрудничества полностью отражают неразрывный, взаимозависимый и взаимодополняемый характер стратегических задач МОТ, в соответствии с Декларацией МОТ 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации.
Программа сотрудничества базируется на членстве Российской Федерации в МОТ и подготовлена с учетом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро Международной организации труда в Москве, подписанном 5 сентября 1997 года, и определяет главные направления совместной деятельности, проводимой МОТ и ее трехсторонними партнерами в Российской Федерации в 2013 - 2016 гг.
Основная цель Программы - содействие дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в Российской Федерации в направлении достижения достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, оплата и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог.
Российская Федерация придает большое значение сотрудничеству с МОТ и полностью поддерживает основные программные положения и практические подходы МОТ в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном уровне. Основные положения Глобального пакта о рабочих местах - в частности, поддержание уровня занятости и недопущение разрушительных последствий снижения заработной платы и ухудшения условий труда, увеличение социальных расходов как меры опережающего воздействия на кризис - были приняты за основу при разработке и реализации антикризисных мер, с тем чтобы максимально приблизить и облегчить выход из кризиса.
Выступая на 100-й сессии Международной конференции труда в июне 2011 г. в Женеве, В.В. Путин, занимавший в то время пост Председателя Правительства Российской Федерации, отметил важнейшую роль МОТ на мировой арене, уникальность и эффективность ее трехстороннего формата: "В разных политических ситуациях, в периоды экономических спадов и экономических подъёмов МОТ последовательно отстаивала интересы трудящихся, их права на достойные, безопасные условия работы, на надежные гарантии социальной защиты... Именно конструктивный социальный диалог позволил МОТ выйти на оптимальные и взвешенные инициативы в ходе глобального финансово-экономического кризиса 2009 и 2010 годов, когда международное сообщество столкнулось с действительно серьезным вызовом."
Новой формой сотрудничества Российской Федерации и МОТ является финансируемое российской стороной партнерство в области применения Стратегии стран Группы двадцати "Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста". Эта стратегия профессиональной подготовки была разработана МОТ и при финансовой и технической поддержке Российской Федерации будет реализована в ряде стран в целях удовлетворения их потребности в высококвалифицированных кадрах.
Программа создает благоприятные предпосылки для развития субрегионального диалога по важнейшим вопросам социально-трудовых отношений, что совпадает со сферой деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
II. Социально-экономическая ситуация в контексте достойного труда
В условиях замедления роста глобальной экономики в результате мирового финансового и экономического кризиса Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечения его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан. Максимальный учет социального фактора в реализации антикризисной программы позволил Российской Федерации стабилизировать ситуацию и выйти на докризисный уровень по основным индикаторам рынка труда.
Международный валютный фонд (МВФ) отмечает восстановление российской экономики после кризиса 2008 - 2009 гг., в частности устранение разрыва между фактическим и потенциальным объемом производства. По оценкам МВФ, в прошлом году в Российской Федерации продолжался экономический подъем, и темпы роста составили 4,3%. Рост ВВП в 2012 и 2013 гг. прогнозируется на уровне примерно 3,7-3,8%*(1).
По данным Росстата, численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2011 г. составила 75,8 млн. человек, при этом численность занятых в различных секторах экономики достигла 70,7 млн. человек*(2). В III квартале 2012 г. аналогичные показатели составили 76,3 млн. человек и 73,3 млн. человек (или около 54% от общей численности населения). Удельный вес женщин в численности занятого населения составил 49,1%.
Уровень занятости населения в сентябре 2012 г. достиг 65,1%*(3), что превышает средний уровень занятости развитых стран и стран - членов ЕС (по оценкам МОТ, 54,8% в 2012 г.*(4)). Уровень занятости среди мужчин - 70,7%, среди женщин - 60,2%).
Принятые в 2010 и 2011 гг. меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Общая численность безработных граждан снизилась на 11% (с 5 636 тыс. человек в среднем за 2010 г. до 5 020 тыс. человек в среднем за 2011 г.). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% от численности экономически активного населения в 2010 году до 6,6% в 2011 г. и в сентябре 2012 г. составил 5,3%*(5). Доля женщин среди безработных составила 46,1%. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15 - 24 лет составил 13,1%, что превышает в 3 раза уровень безработицы взрослого населения в возрасте 30 - 49 лет.
Некоторые группы населения являются наименее конкурентоспособными на рынке труда - например, женщины, имеющие малолетних детей, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), многодетные родители, граждане с ограниченными возможностями, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов.
В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В настоящее время готовится законопроект, предусматривающий приведение норм российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции. В соответствии с государственной программой "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг., субъекты Российской Федерации разрабатывают региональные программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в наиболее важных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. Государство оказывает поддержку общественным организациям инвалидов, в том числе в форме субсидий из федерального бюджета, в реализации программ содействия трудоустройству инвалидов на рынке труда, созданию и обеспечению доступности рабочих мест.
Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличие отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по РФ. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда - низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов.
В то же время вызывают беспокойство некоторые социальные показатели. Уровень жизни большой части населения находится ниже прожиточного минимума *(6), увеличивается разрыв доходов между самыми богатыми и самыми бедными гражданами*(7), низкий уровень зарплат приводит к большому числу так называемых работающих бедных. Присутствует значительная региональная дифференциация по уровню жизни. Эта ситуация во многом осложняется финансовым и экономическим кризисом, но она также отражает имеющиеся структурные проблемы, а именно - неравномерное распределение результатов экономического роста.
Вступление России в ВТО в августе 2012 года стало важным шагом на пути к дальнейшей интеграции в мировую экономику. Это будет способствовать увеличению объема инвестиций и торговли и откроет для России новые рынки. В то же время Россия столкнется с жесткой конкуренцией на мировом рынке, что может привести к сокращению объемов внутреннего производства и потере доходов многих россиян. Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с необходимостью модернизации российской экономики, повышением производительности и обеспечением конкурентоспособных товаров и услуг.
В течение 2013 - 2020 гг. в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назревает необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.
Переход от товарно-сырьевого к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ с учетом потребностей рынка труда. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.
В настоящее время принята Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения на 2013 - 2020 гг.", основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию эффективно функционирующего рынка труда и обеспечению социальной стабильности в обществе. Важнейшими задачами Программы также являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.
Привлечение в реальный сектор экономики квалифицированных рабочих кадров требует создания комфортных и безопасных рабочих мест, отвечающих современным стандартам охраны и безопасности труда. По данным Росстата, растет удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Если в 2008 г. этот показатель составлял 39,1%, то в 2010 г. повысился до 42,5%*(8). Современное состояние условий труда и системы управления охранной труда создают ограничения для развития инновационной экономики.
За последние годы Россией были предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда и совершенствованию работы трудовой инспекции. В 2010 - 2012 гг. Россия ратифицировала рамочную Конвенцию МОТ 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187), а также Конвенцию 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (N 174). В 2011 году был внесен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, касающихся вопросов управления профессиональными рисками. Это послужило отправной точкой для перехода от компенсационной модели управления охраной труда и выплат за вредные условия труда на современную систему управления профессиональными рисками, позволяющую реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. Эти меры позволят обеспечить сохранение жизни и здоровья работников на производстве, будут способствовать улучшению демографической ситуации в стране.
Были апробированы системы управления охраной и безопасностью труда и современные системы оценки рисков, имеющие большое значение. Роструд стал инициатором создания Регионального альянса инспекций труда для стран СНГ и Монголии. Этот важнейший форум будет использоваться для поддержки инспекций труда в других странах. Совместно с Международной ассоциацией инспекций труда, Россия становится ведущей страной, поддерживающей развитие инспекций труда в странах региона.
В сфере социального обеспечения особое внимание уделяется повышению эффективности пенсионной системы и системы защиты от безработицы, которые могли бы гарантировать достойную жизнь в пожилом возрасте и при потере работы. Основные направления проводимой в настоящее время пенсионной реформы отражены в новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Реформы пенсионной системы и системы защиты от безработицы требуют соблюдения международных трудовых норм и эффективного сотрудничества правительства, объединений работников и работодателей.
Охрана материнства - это еще одна тема, которой уделяется особое внимание для решения проблем, связанных с изменившимися демографическими тенденциями, а также различными социально-экономическими факторами, касающимися женщин репродуктивного возраста. Правительство уже принимает некоторые упреждающие меры, такие как, например, введение материнского (семейного) капитала *(9).
Модернизация, экономики требует роста производительности, что должно отражаться на повышении конкурентоспособности и устойчивости предприятий, а также на повышении оплаты труда*(10), включая минимальный размер оплаты труда и заработную плату, работников бюджетного сектора экономики.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда в России - 4 611 руб.*(11), что доставляет 68,7% от прожиточного минимума, несмотря на то, что в Трудовом кодексе Российской Федерации указывается на необходимость поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума и даже выше. Проблема низкой оплаты труда особенно остро стоит для бюджетного сектора, в котором в последнее время появилось большое число работающих бедных, что может привести к вымыванию человеческого капитала и снижению качества услуг в бюджетном секторе.
Эффективный трехсторонний и двухсторонний социальный диалог должен играть важную роль в совершенствовании системы оплаты труда в России. Прогрессивное реформирование системы оплаты труда обеспечит более тесную связь между экономическим ростом и увеличением прибыли предприятий с ростом оплаты труда. Содействие проведению коллективных переговоров на разных уровнях и наращивание потенциала социальных партнеров должно стать важной составляющей социального диалога по вопросам оплаты труда.
Социальный диалог достаточно эффективно функционирует на национальном уровне в рамках деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и реализации трехсторонних Генеральных соглашений. Последнее Генеральное соглашение заключено на период с 2011 по 2013 гг. Все более очевидной становится необходимость укрепления социального диалога на отраслевом, региональном (областном) и территориальном (муниципальном) уровнях.
Залог эффективного социального диалога - это сильные и компетентные социальные партнеры. В настоящее время усилия объединений и профсоюзов, и работодателей должны быть направлены на решение стратегических задач, сохранение и расширение своей членской базы. Важнейшей задачей сегодня остается увеличение представительности социальных партнеров, усиление их институционального и технического потенциала, укрепление компетенций и профессионализма для участия, совместно с правительством, в разработке политики в социально-трудовой сфере. Не менее важным аспектом укрепления социального диалога в России является создание эффективного механизма разрешения трудовых споров, в частности - внесудебного, добровольного, оперативного разрешения трудовых споров и внесения необходимых поправок в законодательство.
В сфере международных стандартов и норм, Российская Федерация ратифицировала 68 конвенций МОТ, включая восемь основополагающих. За последние три года было ратифицировано восемь конвенций, включая Конвенцию 1971 года о представителях трудящихся (N 135), Конвенцию 1981 года о коллективных переговорах (N 154), Конвенцию 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187). Ратифицировав Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве (N 186), Россия вошла в 30 первых стран, в которых эта важнейшая международная норма вступила в силу. В настоящий момент рассматривается возможность ратификации еще нескольких конвенций в ближайшем будущем, таких как Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (N 102) и Конвенция 2000 года об охране материнства (N 183).
III. Основные приоритеты и направления сотрудничества
В результате плодотворной работы МОТ и партнеров в рамках предыдущей Программы сотрудничества были достигнуты существенные результаты по ряду ключевых направлений, в том числе: ратификация нескольких конвенций МОТ и продвижение рекомендаций; модернизация законодательной базы в сфере охраны труда, внедрение системы управления профессиональными рисками, основанной на достоверной оценке условий труда и опасностей на рабочих местах; апробация методик развития навыков предпринимательства на пилотной основе в одном из регионов РФ; укрепление потенциала социальных партнеров через проведение обучающих программ, семинаров, круглых столов и многие другие результаты.
В процессе консультаций трехсторонними партнерами были согласованы и сформулированы следующие основные приоритеты сотрудничества Российской Федерацией и МОТ на 2013 - 2016 гг.:
- расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест
- обеспечение безопасных условий труда и расширение социальной защиты
- продвижение международных трудовых норм и укрепление социального диалога.
1. Расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест
Создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка труда, снижение напряженности на рынке труда и развитие полной, продуктивной и стабильной занятости населения являются ключевыми задачами государственной политики занятости. Для решения этих задач особое значение приобретает реформирование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой, в том числе за счет внешней трудовой миграции.
В рамках данной Программы сотрудничества совместные действия трехсторонних партнеров и МОТ будут направлены на достижение следующих основных целей (результатов):
- Модернизация и создание современных качественных рабочих мест в условиях посткризисного развития; развитие профессиональной ориентации, дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
- Создание благоприятной среды для бизнеса, создающего новые и модернизирующего неэффективные рабочие места;
- Реализация политики и программ содействия занятости молодежи;
- Содействие переходу от неформальной занятости к формальной;
- Расширение возможностей занятости и самозанятости посредством содействия развитию предпринимательства, малых и средних предприятий;
- Содействие в оценке потребностей в иностранной рабочей силе и разработка соответствующей политики, направленной на оптимизацию миграционных потоков и привлечение квалифицированных иностранных работников;
- Обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями; создание условий, способствующих расширению возможностей их трудоустройства с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации.
2. Обеспечение безопасности условий труда и расширение социальной защиты
Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие должны сопровождаться эффективной социальной политикой, направленной на повышение качества жизни и благополучия населения в целом и отдельных категорий граждан. Достижение социальной интеграции и стабильности в обществе невозможно без постоянного совершенствования норм социального обеспечения, справедливой оплаты труда, создания безопасных условий труда, проведения модернизации рабочих мест по итогам оценки условий труда.
Выполнение социальных обязательств, обеспечение надлежащей социальной защитой трудящихся было и остается важнейшим приоритетом Российского Правительства, выполняемого при активном участии сторон социального диалога.
В рамках данной Программы сотрудничества совместные действия трехсторонних партнеров и МОТ в сфере охраны труда и социальной защиты будут сосредоточены на следующих направлениях:
- Дальнейшая модернизация национальной системы охраны и безопасности труда: совершенствование законодательства и политики в сфере охраны труда, ее гармонизация с международными трудовыми нормами и практикой;
- Продвижение превентивного подхода в улучшении условий труда: содействие внедрению систем управления охраной труда и профессиональными рисками на предприятиях (на основе Руководства МОТ-СУ от 2001/ГОСТ 12.0.230-2007); развитие служб охраны труда на предприятиях; подготовка кадров по охране труда;
- Установление и поддержание гарантированного минимума (минимальных норм) социального обеспечения и социальных услуг как основы социальной защиты, с учетом положений Конвенции N 102 и Рекомендации N 202;
- Содействие совершенствованию нормативно-правовой базы пенсионного страхования в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
3. Продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога
Сохранение базовых трудовых норм, а также совершенствование трудового законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами и нормами, с опорой на лучший мировой опыт и практику, продолжает оставаться приоритетной задачей Правительства.
Не менее значимым является эффективное взаимодействие социальных партнеров для обсуждения и принятия взвешенных решений по наиболее острым вопросам социально-трудовых отношений. Социальный диалог должен способствовать более сбалансированному росту экономики, что благотворно скажется на всех гражданах и, таким образом, приведет к повышению сплоченности и социальной стабильности в обществе. В связи с этим важное значение приобретает изучение международного опыта участия социальных партнеров в принятии государственных решений, включая законодательные, в урегулировании трудовых конфликтов.
Дальнейшее совершенствование системы социального партнерства, укрепление социального диалога на всех уровнях, развитие потенциала организаций работодателей и профсоюзов продолжают оставаться ключевыми задачами МОТ и российских трехсторонних партнеров и будут реализовываться по следующим направлениям:
- Содействие ратификации и практическому применению конвенций и рекомендаций МОТ; соблюдение обязательств, принятых в соответствии с Уставом МОТ;
- Совершенствование трудового законодательства с учетом тенденций развития рынка труда и в соответствии с международными стандартами;
- Укрепление роли организаций профсоюзов и работодателей в разработке политики на национальном, отраслевом и региональном уровнях; повышение эффективности деятельности трехсторонних комиссий;
- Повышение эффективности механизма разрешения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по развитию системы досудебного урегулирования трудовых споров;
- Усиление роли коллективных переговоров по вопросам установления заработной платы, включая соответствующие механизмы установления заработной платы;
- Совершенствование механизма установления минимального размера оплаты труда для обеспечения его соответствия целям социально-экономического развития;
- Расширение представительства работников в традиционных и новых секторах экономики, имея в виду роль профсоюзов;
- Укрепление потенциала организаций работодателей в предоставлении более широкого спектра услуг своим членам, учитывая успешный опыт других стран;
- Дальнейшее вовлечение всех сторон социального партнерства в решение важнейших социально-трудовых проблем (таких, как тендерное равенство, охрана материнства, совмещение трудовых и семейных обязанностей, ВИЧ/СПИД).
IV. Мониторинг и оценка Программы сотрудничества
После принятия Программы Сторонами будет разработан Рабочий план реализации программы с указанием мероприятий, сроков, ожидаемых результатов и индикаторов для измерения результатов. Постоянно действующая трехсторонняя рабочая группа с участием МОТ будет содействовать Сторонам в мониторинге и оценке выполнения Программы.
По окончании Программы Стороны проведут совместное совещание для оценки результатов, извлечения уроков, общих выводов и планирования следующих действий.
Подписано в Москве 11 декабря 2012 г.
Министр труда и социальной защиты |
М.А. Топилин |
Генеральный директор |
Гай Райдер |
От имени объединений профсоюзов Председатель Федерации |
М.В. Шмаков |
От имени объединений работодателей |
А.Н. Шохин |
_____________________________
*(1) http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2012/car080312a.htm
*(2) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/popwlation/wag es/#
*(3) http://www.gks.ru/bgd/regl/bl2_01/IssWWW.exe/Stg/d09/3-2.htm
*(4) ILO-trends Econometric Models, July 2012.
*(5) http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/lssWWW.exe/Stg/d04/229.htm
*(6) По данным Росстата, за девять месяцев 2012 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 12,5% (в сравнении с почти 15% в 2011 году). По другим оценкам этот показатель значительно выше (более 50% населения, по данным Всероссийского центра изучения уровня жизни).
*(7) По данным Росстата, соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами по итогам 2011 года составил 16,3 раза.
*(8) http://wwvv.gks.ru/bgd/regl/bll_36/IssWWW.exe/Stg/dl/06-01.htm
*(9) Право на получение материнского (семейного) капитала имеют семьи, в которых с 1 января 2007 г. появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети). Размер материнского капитала в 2012 году составлял 387 640 рублей (около 12,400 долл. США).
*(10) По данным Росстата, среднемесячная заработная плата в России в июле 2012 года составила 27 219 рублей (примерно 870 долл. США) и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла на 16,3%. При этом отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин по обследованным видам экономической деятельности составляет 64,1%.
*(11) Около 150 долл. США.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 годы
Текст программы опубликован в Бюллетене трудового и социального законодательства РФ, 2013 г., N 3