Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 марта 2013 г. N АПЛ13-64
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Меркулова В.П.
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Степановой Л.E.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаймухаметова Н.Н. о признании недействующим пункта 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343, по апелляционной жалобе Шаймухаметова Н.Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., выслушав заключение прокурора Степановой Л.E., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее - Правила).
Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 11 июня 2007 г., N 24, ст. 2913, "Российской газете" - 14 июня 2007 г.
Пунктом 1 Правил установлено, что данные Правила определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Шаймухаметов Н.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Правил по тем основаниям, что оспариваемая норма нарушает его право на получение постороннего ухода и помощи.
В обоснование заявленного требования Шаймухаметов Н.Н. указал, что является инвалидом I группы, его жена, проживающая совместно с ним, - инвалидом II группы, оба они нуждаются в постоянном постороннем уходе. Считает, что оспариваемое нормативное положение, предусматривающее осуществление ежемесячных компенсационных выплат только неработающим трудоспособным лицам, противоречит действующему законодательству и по существу лишает лиц, нуждающихся в помощи, ухода.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Шаймухаметов Н.Н., не соглашаясь с решением суда, просит обжалованное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ) с 1 июля 2008 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
При этом, по смыслу Указа, под "неработающими трудоспособными лицами" понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Исходя из содержания, приведённой нормы Указа суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.
В пункте 3 Указа содержится поручение Правительству Российской Федерации определить источники финансирования данных выплат и порядок их осуществления.
Во исполнение данного поручения, как правильно указано в решении суда, Правительство Российской Федерации утвердило Правила, детально регламентирующие порядок, условия назначения и прекращения данных компенсационных выплат и, направленные, в том числе на обеспечение реализации права инвалидов на уход за ними.
При таких данных вывод суда о том, что пункт 1 Правил полностью соответствует пункту 1 Указа, обоснован.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 сентября 2012 г. N 1533-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горшеневой Светланы Александровны на нарушение её конституционных прав пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и подпунктом "д" пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Как следует из заявления, адресованного суду первой инстанции, Шаймухаметов Н.Н. утверждает, что оспариваемое им положение должно распространяться и на работающих членов семьи инвалида, то есть фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее законодательство. Однако решение данного вопроса не относится к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, о чём указано в решении суда.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно отказал Шаймухаметову Н.Н. в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконного решения, не установлено. Оснований для отмены решения по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаймухаметова Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.И. Федин |
Члены коллегии |
Г.В. Манохина |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся выплат неработающим трудоспособным лицам, ухаживающим за нетрудоспособными гражданами.
Данные компенсационные выплаты осуществляются ежемесячно.
По мнению заявителя, данные положения незаконны, поскольку предусматривают право на такие выплаты только для трудоспособных граждан, осуществляющих подобный уход.
Такое по существу лишает лиц, которые нуждаются в помощи, ухода.
В частности, это имеет место в семье заявителя, который (как и его жена) является инвалидом.
Апелляционная коллегия ВС РФ сочла нормы законными и разъяснила следующее.
Названные выплаты были установлены с 1 июля 2008 г. на основании указа Президента РФ.
Акт, нормы которого оспариваются, был утвержден во исполнение этого указа.
По смыслу указа "неработающие трудоспособные лица" - граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на нее) из-за необходимости ухаживать за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Соответственно, право получать названные выплаты имеют не все лица, ухаживающие за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.
Согласно ранее выраженной позиции КС РФ правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату только для неработающих трудоспособных граждан, направлено на то, чтобы обеспечить полноценный уход за инвалидами.
Цель такого регулирования - создать условия, позволяющие максимально компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Для того, чтобы оспариваемые нормы распространялись и на работающих граждан (к примеру, на членов семьи инвалида), требуется внести изменения в законодательство. Однако решение подобного вопроса - вне компетенции ВС РФ.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 марта 2013 г. N АПЛ13-64
Текст определения официально опубликован не был