Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС России
от 22 января 2013 г. N 32
Положение
о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время
I. Общие положения
1. Положение о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет цели и порядок выполнения мероприятий по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время.
II. Режимы функционирования органов управления и сил МЧС России при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время
2. В целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) в мирное время в МЧС России для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - подразделения ФПС), спасательных воинских формирований МЧС России (далее - СВФ), аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований (далее - АСФ), военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), подразделений Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС), образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России (далее - организации МЧС России), установлены режимы функционирования:
ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ;
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
3. Режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором они, при отсутствии угрозы возникновения ЧС, выполняют мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач.
4. Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором при угрозе возникновения ЧС они приводятся в готовность к применению по предназначению.
Введение для сил МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ осуществляется как при функционировании органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в режиме повседневной деятельности, так и при введении для органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности по двум вариантам согласно расчету сил и средств при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время (приложение N 1):
а) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для органов управления и сил постоянной готовности*, предназначенных для оперативного реагирования (далее - силы постоянной готовности);
б) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для полного состава сил - при угрозе возникновения ЧС и необходимости принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Решение на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности или полного состава сил принимается соответствующим руководителем на основании данных оценки обстановки в зоне возможной ЧС и анализа достаточности (возможностей) сил и средств для принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС.
5. Режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором они привлекаются в установленном порядке к ликвидации ЧС.
III. Функции должностных лиц при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время
6. Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России центрального подчинения вводится решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) или лица, временно исполняющего его обязанности.
7. Право на введение для территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ с последующим докладом по команде предоставляется:
первому заместителю Министра, заместителям Министра, главному военному эксперту, главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, директору Департамента гражданской защиты - территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России;
директору Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны и его заместителям, курирующим деятельность специальных подразделений ФПС - специальных подразделений ФПС;
начальнику регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) - управления регионального центра, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подразделений, подчинённых региональному центру МЧС России;
начальнику главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации - главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных ему подразделений;
начальникам (руководителям) подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России при возникновении (угрозе) возникновения ЧС в зоне их ответственности - подчинённых подразделений (организаций).
8. Старшему оперативному дежурному - дежурному заместителю начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении органов управления и сил постоянной готовности МЧС России, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России с последующим докладом Министру, заместителю Министра, курирующему вопросы антикризисного управления, директору Департамента гражданской защиты и начальнику НЦУКС.
Старшему оперативному дежурному ЦУКС регионального центра МЧС России право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении подчиненных региональному центру МЧС России органов управления и сил постоянной готовности с последующим докладом начальнику регионального центра МЧС России и старшему оперативному дежурному - дежурному заместителю начальника НЦУКС.
Старшему оперативному дежурному ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации сил постоянной готовности с последующим докладом начальнику главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и старшему оперативному дежурному ЦУКС регионального центра МЧС России.
9. Распоряжения, приказы (сигналы) о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России передаются по всем имеющимся каналам связи с последующим письменным подтверждением.
Оповещение структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ может осуществляться по автоматизированным системам оповещения, по всем имеющимся каналам связи как циркулярно, так и выборочно, путем передачи распоряжения, приказа (сигнала) по форме:
"Внимание. Говорит старший оперативный дежурный - дежурный заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях Иванов. С 14.00 30 декабря 2012 года ввести для полного состава сил Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ".
В территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России в каждом случае приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время отдаются соответствующие распоряжения, приказы.
10. Руководители структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения при получении сигнала оповещения организуют оповещение должностных лиц подчиненных подразделений в соответствии с утвержденными схемами оповещения.
11. Старший оперативный дежурный ЦУКС (дежурный) территориального органа МЧС России, подразделения ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организации МЧС России, получив распоряжение (приказ) о приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время, обязан немедленно передать его по назначению, убедиться, что распоряжение, приказ (сигнал) адресатом получен, доложить об этом соответствующему начальнику (руководителю) и при наличии данных о ЧС одновременно доложить о месте, времени и дате возникновения ЧС, её характере и последствиях.
12. Донесения территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России с получением распоряжения, приказа (сигнала) о приведении в готовность к применению по предназначению представлять по подчиненности и по форме:
"В 14.00 31 декабря 2012 года получен сигнал (приказ, распоряжение) о введении для полного состава сил Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ. Старший оперативный дежурный Грачев" (при наличии данных о ЧС сообщается место, время и дата ее возникновения, характер и последствия).
13. При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в территориальных органах МЧС России, подразделениях СВФ, ФПС, АСФ, ВГСЧ и организациях МЧС России возглавляют:
а) оперативный штаб ликвидации ЧС регионального центра МЧС России:
при ЧС регионального характера - один из заместителей начальника регионального центра МЧС России;
при ЧС межрегионального характера - начальник регионального центра МЧС России;
б) оперативный штаб ликвидации ЧС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации:
при ЧС межмуниципального и муниципального характера - один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
при ЧС регионального характера - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
в) дежурные силы СВФ - должностные лица по решению начальника СВФ;
г) оперативную группу местного гарнизона пожарной охраны - начальник местного гарнизона пожарной охраны;
д) подразделение ФПС, согласно расписанию выезда или плану привлечения - начальник караула;
е) оперативное (дежурное) подразделение организации - по решению начальника (руководителя) организации;
ж) подразделение ВГСЧ - командир подразделения.
IV. Основные мероприятия, выполняемые при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время
См. Методические рекомендации по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны, утвержденные МЧС России 1 ноября 2013 г. N 2-4-87-34-14
14. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):
а) осуществляется оповещение и сбор руководящего состава (при необходимости, организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава);
б) проверяется готовность к убытию в зону возможных ЧС оперативных групп и сил постоянной готовности;
в) уточняются мероприятия планов действий (взаимодействия) территориальных органов МЧС России, паспорта территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, паспорта потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей, осуществляется непрерывный сбор и оценка данных обстановки в районе возможной ЧС;
г) уточняются составы оперативных штабов ликвидации ЧС;
д) уточняются задачи подразделениям, отдаются распоряжения, необходимые для подготовки к выполнению задач по предназначению;
е) принимается участие в реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенных пунктом 5 статьи 4.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также организуется информирование населения об угрозе возникновения ЧС.
15. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для полного состава сил МЧС России в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России, в дополнение к мероприятиям, указанным в пункте 4.1., выполняются следующие мероприятия:
а) органы управления переводятся на усиленный режим работы (организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава, а также, по решению соответствующего руководителя, должностных лиц органа управления);
б) организуется усиление оперативных дежурных смен органов управления, дежурных смен подразделений (при необходимости);
в) силы постоянной готовности, оперативные группы направляются в зону возможных ЧС (при необходимости);
г) организуется работа оперативных штабов ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России, готовятся предложения по сбору комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
д) приводятся в готовность к убытию в зону возможных ЧС подвижные пункты управления;
е) приводятся в готовность к выходу и применению автомобильная, другая пожарно-спасательная техника, оборудование и снаряжение (другое имущество в соответствии с утвержденными расчетами или дополнительными распоряжениями);
ж) производится загрузка на транспортные средства запасов материальных средств в объемах, необходимых для выполнения задач;
з) СВФ, находящиеся в районах учений и учебных центрах, возвращаются в пункты постоянной дислокации;
и) уточняется возможность применения дежурных сил авиации в местах базирования;
к) уточняется расчет личного состава, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
л) организуется принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
16. При введении для органов управления и сил МЧС России режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ выполняются мероприятия, указанные в пунктах 4.1. и 4.2., если они не были выполнены ранее и дополнительно:
а) организуется взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению населения о возникшей ЧС и порядке их действий;
б) осуществляется выдвижение подвижных пунктов управления, сил и средств МЧС России в зону ЧС и организуется их работа;
в) организуются работы по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств МЧС России;
г) организуются мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, проведению других неотложных мероприятий;
д) организуется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
е) организуется и осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и ходе работ по ее ликвидации.
V. Контроль готовности к применению по предназначению в мирное время
17. Контроль за состоянием готовности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России к применению по предназначению в мирное время осуществляется:
а) при применении их для ликвидации ЧС (угрозы возникновения ЧС);
б) в ходе плановых (инспекторских, комплексных, итоговых) проверок, учений (тренировок) и внезапных проверок.
18. Начальникам (руководителям) о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время и их применении при угрозе и возникновении ЧС, а также в ходе плановых проверок (инспекторских, комплексных, итоговых), учений (тренировок) и внезапных проверок состояния готовности немедленно докладывать непосредственным начальникам (руководителям). Доклад в МЧС России осуществляется через старшего оперативного дежурного - дежурного заместителя начальника НЦУКС.
19. Контроль организации и проведения проверок состояния готовности структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России к приведению в готовность к применению по предназначению осуществляется по решению:
Министра, заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России;
начальника регионального центра МЧС России - подчиненных подразделений регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им подразделений;
начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации - подразделений, подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации;
начальника (руководителя) подразделения ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России лично - подчиненных подразделений, АСФ и организаций;
другого должностного лица - по письменному предписанию соответствующего начальника (руководителя), которому предоставлено право проверки.**
20. После завершения работ по ликвидации ЧС проводятся мероприятия по анализу, описанию и изучению действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с Методическими рекомендациями от 10.07.2012 N 2-4-87-14-28.
21. В десятидневный срок после завершения работ по ликвидации ЧС в довольствующие департаменты (управления) центрального аппарата МЧС России представляются подтвержденные и необходимые к возмещению объемов финансирования сведения с приложением проверенных первичных документов.
VI. Планирующие документы по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время
22. Основными планирующими документами по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время являются:
для структурных подразделений центрального аппарата МЧС России - план приведения структурного подразделения центрального аппарата МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время (приложение N 2);
для территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России - план приведения территориального органа МЧС России, подразделения ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организации МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время, разрабатываемый в соответствии со структурой плана (приложение N 3).
Планы приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России подписываются соответствующими начальниками (руководителями) и утверждаются:
а) структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, региональных центров МЧС России (согласованные Департаментом гражданской защиты и НЦУКС) - заместителем Министра, курирующим вопросы антикризисного управления;
б) СВФ, АСФ центрального подчинения (согласованные Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны и НЦУКС) - главным военным экспертом;
в) специальных подразделений ФПС (управлений) - директором Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны;
г) главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подразделений, подчиненных региональным центрам МЧС России - начальником регионального центра МЧС России;
д) подразделений, подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации - начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
е) подразделений ФПС - начальником отряда ФПС;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
з) специальных отделов ФПС - начальниками специальных управлений ФПС;
и) специальных пожарных частей - начальниками специальных управлений (отделов) ФПС.
к) подразделений ВГСЧ - начальником Управления ВГСЧ.
______________________________
* Силы постоянной готовности - составная часть сил и средств МЧС России, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный короткий срок аварийно-спасательных работ в зонах ЧС как в России, так и за рубежом.
** Право проверки предоставляется:
директорам Департамента территориальной политики и Департамента гражданской защиты, начальнику НЦУКС - территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России;
директору Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны - СВФ, подразделений ФПС, аварийно-спасательных формирований МЧС России;
начальнику Управления ВГСЧ организаций (подразделений) ВГСЧ.
______________________________
* - при введении режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ из режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для полного состава сил, время приведения для руководящего (начальствующего) состава - 10 минут; время реагирования сил и средств - в соответствии с нормативным, установленным для сил постоянной готовности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.