Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правила
организации и ведения в Федеральной службе судебных приставов бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 31 октября 2012 г. N 515)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила организации и ведения в Федеральной службе судебных приставов бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6, N 2, ст. 160; 2003, N 22, ст. 2066, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2006, N 45, ст. 4635; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4178, N 40, ст. 4969; 2011, N 49 (ч. 1), ст. 7017), Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010, регистрационный N 19452), Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011, регистрационный N 19593), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011, регистрационный N 19658), приказом Минфина России от 21.12.2011 г. N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ФССП России, регулирующими бюджетный учет.
1.2. Правила предназначены для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств в Федеральной службе судебных приставов, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах.
1.3. Основные требования к ведению бюджетного учета в Федеральной службе судебных приставов:
бюджетный учет ведется в валюте Российской Федерации (рублях), на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык;
учет осуществляется путем сплошного непрерывного документирования всех операций с активами и обязательствами;
при отражении операций на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов ФССП России, применяется метод двойной записи;
при отражении операций в бюджетном учете применяется метод начисления, результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены платежные документы на оплату или выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением операций;
бюджетный учет ведется исходя из предположения непрерывности деятельности в обозримом будущем;
ведение учета осуществляется исходя из требования полноты отражения информации о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах (доходах, расходах) в денежном выражении с учетом ее существенности;
информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности формируется на соответствующих счетах бюджетного учета с обеспечением аналитического учета, в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям согласно законодательству Российской Федерации;
данные бюджетного учета и отчетности за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности ФССП России должны быть сопоставимы;
в учете отражается информация, не содержащая существенных ошибок и искажений. Существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение пользователей информации, принятое на основании данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности субъекта учета;
имущество, находящееся у центрального аппарата ФССП России, территориальных органов ФССП России, федерального государственного казенного учреждения "Санаторий ФССП России "Зеленая долина" (далее - учреждение) на праве оперативного управления, а также обязательства по данному имуществу учитываются обособленно от иных объектов учета.
II. Порядок организации бюджетного учета в Федеральной службе судебных приставов
2.1. Правила утверждаются приказом ФССП России.
2.2. Правила применяются последовательно из года в год, изменение Правил может происходить в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета, разработки новых способов ведения бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности ФССП России.
В целях обеспечения сопоставимости данных бюджетного учета изменения в Правила вносятся с начала финансового года.
2.3. Бюджетный учет в Федеральной службе судебных приставов ведется:
2.3.1. В центральном аппарате ФССП России - учетно-расчетным отделом Управления делами;
2.3.2. В территориальных органах ФССП России:
финансово-экономическими отделами;
структурными подразделениями - в части ведения бюджетного учета денежных средств, зачисляемых на лицевые счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение;
2.3.3. В учреждении - бухгалтерией.
2.4. Правила реализуются в Федеральной службе судебных приставов через рабочий план счетов бюджетного учета, содержащий применяемые счета бюджетного учета для ведения синтетического и аналитического учета (приложение N 1).
2.5. Основанием для отражения в бюджетном учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации. При оформлении хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов и регистры бюджетного учета, а также при подготовке внутренней бюджетной отчетности применяются формы первичных документов, регистров бюджетного учета и формы внутренней отчетности, устанавливаемые приказами ФССП России, приказами территориальных органов ФССП России, приказами учреждения, содержащими следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц и их расшифровка.
Первичные учетные документы составляются на бумажном носителе или на машинных носителях - в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи (далее - электронный документ), с возможностью последующего создания копии таких документов на бумажном носителе по письменному запросу других участников хозяйственных операций, а также по требованию контролирующих органов, суда и прокуратуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения полноты отражения в бюджетном учете информации об активах, обязательствах и хозяйственных операциях, в том числе с учетом особенностей автоматизированной обработки учетной информации, в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, могут включаться дополнительные реквизиты (данные).
Первичный учетный документ принимается к бюджетному учету при условии отражения в нем всех обязательных реквизитов и при наличии на документе подписи руководителя или уполномоченного на то лица.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бюджетном учете при наличии на документе подписей руководителя и главного бухгалтера или уполномоченных лиц.
В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бюджетном учете хозяйственных операций (результатов операций) первичный учетный документ формируется в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Принятие к бюджетному учету документов, которыми оформляются хозяйственные операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бюджетному учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц и надписью "Исправленному верить" ("Исправлено") с указанием даты внесения исправлений.
2.6. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бюджетного учета и в бюджетной отчетности, осуществляется ФССП России в регистрах бюджетного учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бюджетного учета.
Регистры бюджетного учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажном носителе, а при наличии технической возможности - на машинных носителях в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную цифровую подпись (далее - электронный регистр).
Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бюджетного учета накопительным способом. Федеральная служба судебных приставов ежемесячно формирует и оформляет в электронном виде и на бумажном носителе регистры бюджетного учета (журналы операций) по перечню согласно приложению N 2.
Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:
ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";
ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который уже представлена бюджетной отчетность, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
При ведении бюджетного учета автоматизированным способом обнаруженные в выходных формах документов ошибки исправляются на дату их обнаружения с обязательным оформлением справки (ф. 0504833), подтверждающей внесение исправлений.
Без документального оформления никакие исправления в электронных базах данных не допускаются.
По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим Журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указывается: наименование субъекта учета; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бюджетного учета (Журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бюджетного учета (Журнала операций), с указанием при наличии его номера; количества листов в папке (деле). При незначительном количестве документов в течение нескольких месяцев их можно сброшюровать в одну папку (дело).
По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих Журналов операций записываются в Главную книгу.
При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета очередного финансового года не переходят.
Регистры бюджетного учета подписываются лицом, ответственным за его формирование.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бюджетного учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
2.7. Первичные документы, регистры бюджетного учета и бюджетная отчетность хранятся в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет при условии проведения ревизии или аудиторской проверки.
Контроль за организацией хранения учетных документов, регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности, сдачу их в архив осуществляется лицом, уполномоченным главным бухгалтером.
2.8. Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации, по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с рабочим планом счетов бюджетного учета, и осуществляется с использованием программного комплекса.
В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажный носитель - выходные формы документов (Журналы операций, ведомости, отчеты).
2.9. Порядок движения и обработки первичных документов, порядок представления их в бухгалтерскую службу регламентируется графиком документооборота, составляемым главным бухгалтером в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 за N 105, по форме согласно приложению N 3 и утверждаемым:
в центральном аппарате ФССП России - директором;
в территориальных органах ФССП России - руководителем;
в учреждении - начальником.
2.10. Порядок проведения инвентаризации регламентируется приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания по инвентаризации).
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится ежегодно в период с 1 октября отчетного года по 1 января следующего года в центральном аппарате ФССП России на основании приказа Федеральной службы судебных приставов, в территориальных органах ФССП России - на основании приказа территориального органа ФССП России, в учреждении - на основании приказа учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
Внеплановые инвентаризации проводятся при смене материально ответственных лиц, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций.
Инвентаризации подлежат все материальные ценности, в том числе числящиеся на забалансовых счетах.
Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения между фактическим наличием имущества и данными бюджетного учета оформляются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене с учетом износа. Сведения об оценке объектов основных средств оформляются актом об оценке.
Внезапная инвентаризация (ревизия) кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности производится в сроки, устанавливаемые директором в центральном аппарате ФССП России, руководителем территориального органа ФССП России, начальником учреждения, но не реже одного раза в месяц, а также при смене кассиров.
2.11. Лимит остатка денежных средств в кассе пересматривается ежегодно и устанавливается в соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 за N 373-П, по согласованию с органами Федерального казначейства на основании поданной заявки лимита кассы.
В ФССП России расчеты с работниками по заработной плате осуществляются путем перечисления начисленных сумм на банковские карты либо через кассу.
Приказами ФССП России, территориального органа ФССП России, учреждения утверждаются:
перечень лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых и бухгалтерских документов;
перечень лиц, имеющих право получения денежных средств под отчет на хозяйственные и управленческие нужды;
перечень материально ответственных лиц;
состав комиссии по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
состав комиссии по поступлению и выбытию активов;
состав комиссии по списанию материальных ценностей.
2.12. Полномочия ФССП России по администрированию доходов федерального бюджета регламентируются федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
Порядок ведения бюджетного учета администрируемых поступлений определяется приказами ФССП России.
Федеральная служба судебных приставов является администратором доходов от уплаты штрафов, постановления о наложении которых судебными приставами-исполнителями не выносятся (штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судопроизводстве; судебные штрафы; штрафы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений; доходы, поступающие в порядке возмещения федеральному бюджету средств, выплаченных на покрытие процессуальных издержек и пр.), и ввиду невозможности начисления администрируемых доходов от уплаты данных штрафов в момент вынесения постановления об их наложении (отсутствие у судебных приставов-исполнителей документов-оснований) учет администрирования указанных доходов осуществляется по факту их поступления в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
2.13. Финансовый контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль за движением имущества, денежных средств и выполнением обязательств осуществляется на стадии подготовки и проработки хозяйственных договоров в период, предшествующий подписанию первичных документов и проведению планируемых финансово-хозяйственных мероприятий.
Текущий финансовый контроль осуществляется за отдельными операциями финансово-хозяйственной деятельности (подписанием договоров, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, целевым использованием денежных средств и материальных ценностей и т.д.).
Предварительный и текущий контроль осуществляют руководители (заместители) управлений (отделов), а также должностные лица ФССП России, имеющие право подписи кассовых и банковских документов.
Последующий финансовый контроль заключается в проверке обоснованности и соответствия нормативным правовым актам завершенных хозяйственных операций и осуществляется в форме ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФССП России, учреждения контрольно-ревизионным отделом Управлении делами ФССП России и другими уполномоченными органами.
III. Методика ведения бюджетного учета в Федеральной службе судебных приставов
3.1. Учет нефинансовых активов
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" сведения об имуществе, закрепленном за центральным аппаратом, территориальными органами ФССП России, учреждением на праве оперативного управления, а также имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляются в территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.
Учету в реестре федерального имущества подлежит федеральное недвижимое имущество независимо от стоимости и движимое имущество, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей.
Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной (фактической) стоимости.
Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость.
Первоначальной стоимостью материальных запасов при их приобретении, изготовлении, создании в целях ведения бюджетного учета признается их фактическая стоимость.
Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.
Получение территориальными органами ФССП России, учреждением объектов основных средств от иных юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций) и физических лиц осуществляется по согласованию с ФССП России. Срок полезного использования указанных объектов определяется комиссией по поступлению и выбытию активов или комиссией по определению технического состояния имущества, пригодности его к дальнейшей эксплуатации либо необходимости его списания исходя из рыночной стоимости и сроков эксплуатации.
Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в центральном аппарате, территориальных органах ФССП России, учреждении, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.
Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.
Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.
Центральный аппарат, территориальные органы ФССП России, учреждение проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Результаты проведенной переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бюджетном учете обособленно.
Результаты переоценки объектов нефинансовых активов по состоянию на первое число текущего года не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Объекты нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, принимаются к бюджетному учету в денежной оценке в валюте Российской Федерации, исчисленной путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта учета к бюджетному учету (осуществления вложений в нефинансовый актив).
Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бюджетному учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бюджетного учета на дату принятия к бюджетному учету.
Безвозмездное получение территориальными органами ФССП России, учреждением объектов нефинансовых активов от организаций и учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, и от государственных и муниципальных организаций и последующая постановка их на баланс с оформлением в оперативное управление осуществляется по согласованию с ФССП России.
Безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю средств бюджета, а также государственными и муниципальными организациям осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы, начисленной на объект амортизации.
Принятие к бухгалтерскому учету недвижимого имущества на праве оперативного управления и, соответственно, выбытие из казны Российской Федерации отражается с момента государственной регистрации права оперативного управления.
Субъект учета, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течение времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" с отражением расходов по содержанию объекта, понесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств) на соответствующих счетах балансового счета 1 401 20 "Расходы текущего финансового года".
Получение территориальными органами ФССП России, учреждением объектов нефинансовых активов по договорам безвозмездного пользования также подлежит согласованию с ФССП России. Операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости. Указанная передача носит временный характер и не влечет смены собственника объектов нефинансовых активов. Учет таких объектов ведется на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости, указанной в акте приема-передачи имущества, являющемся неотъемлемой частью договора, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль, в разрезе собственников и инвентарных номеров, указанных собственником.
Объекты основных средств, полученные по договорам аренды, учитываются на том же забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), а при ее отсутствии - по рыночной стоимости.
Принятие на учет вновь поступивших объектов основных средств и нематериальных активов и выбытие нефинансовых активов осуществляется комиссией по поступлению и выбытию активов и комиссией по списанию материальных ценностей.
3.1.2. Учет основных средств
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, принимаются к учету в качестве основных средств.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Основное средство по сформированной первоначальной стоимости отражается в бюджетном учете на счете 1 101 00 000 "Основные средства" в момент ввода его в эксплуатацию (принятия на склад) на основании акта (ф. N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б).
Финансовые вложения в объеме фактических затрат на объекты основных средств при их приобретении, строительстве, изготовлении, модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), которые впоследствии будут приняты к учету, ведутся на счетах:
1 106 11 000 - для объектов основных средств, являющихся недвижимым имуществом;
1 106 31 000 - для объектов основных средств, относящихся к иному движимому имуществу;
1 106 34 000 - для материальных запасов, являющихся объектами иного движимого имущества.
Аналитический учет по счетам 1 106 11 000, 1 106 31 000 и 1 106 34 000 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов.
По завершении процесса строительства или изготовления, по окончании работ, связанных с доведением приобретенных объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании актов законченные капитальные вложения (инвестиции) в основные средства принимаются к бюджетному учету на счете 1 101 00 000 в качестве объектов основных средств.
При наличии в документах поставщика информации о стоимости комплектующих компьютерной, иной техники и оборудования ее следует отразить в Инвентарной карточке ф. N ОС-6 с тем, чтобы в дальнейшем обоснованно оформить модернизацию, частичную ликвидацию объекта основных средств, а также принять к учету запчасти, полученные в результате ремонта или списания.
Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.
Принятие к учету объектов основных средств, которые невозможно отнести к определенному разделу ОКОФ, отражается на счете "Прочие основные средства" без указания кода по ОКОФ.
Срок полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов определяется при вводе их в эксплуатацию в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для первых девяти амортизационных групп классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 (часть II), N 1, стр. 52).
Для объектов основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации, начисление амортизации осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными в соответствии с Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г.
Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, определяются комиссией по списанию материальных ценностей в соответствии с пригодностью основного средства к дальнейшей эксплуатации, либо необходимостью его списания, в соответствии с техническими условиями, или рекомендациями организаций-изготовителей. Принятые сроки полезного использования оформляется актами, утверждаемыми директором ФССП России, руководителем территориального органа ФССП России, начальником учреждения.
Принадлежность основных средств к учетной группе определяется на основании паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации.
В случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования этого объекта устанавливается решением комиссии по поступлению и выбытию активов.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью объектов основных средств каждому объекту недвижимого имущества, а также объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3000 рублей включительно за единицу, а также библиотечного фонда независимо от стоимости и от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер.
Структуру инвентарного номера основных средств центральный аппарат, территориальные органы ФССП России, учреждение утверждают самостоятельно.
Когда инвентарный объект является сложным, то есть состоит из обособленных элементов, составляющих одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном, объединяющем их объекте.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения.
Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.
Выдача в эксплуатацию объектов основных средств (кроме оружия и объектов недвижимого имущества) стоимостью до 3 000 руб. включительно оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Ведомость утверждается руководителем и служит основанием для списания объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно с баланса.
Для обеспечения учета и контроля сохранности переданных в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно данные основные средства отражаются на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации" по наименованиям, количеству, местам их нахождения, материально ответственным лицам и по фактической стоимости каждой единицы.
Внутреннее перемещение объектов основных средств в ФССП России отражается на забалансовом счете на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищения, недостачи и (или) принятием решения об их списании (уничтожении), производится по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033), Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря), с отражением информации о техническом состоянии объектов основных средств.
Аналитический учет по забалансовому счету 21 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).
В целях осуществления контроля за оборотом оружия, при выдаче в эксплуатацию боевого ручного стрелкового и иного оружия стоимостью до 3000 рублей включительно производится начисление амортизации в размере 100% балансовой стоимости, при этом списание с баланса стоимости оружия не осуществляется.
Поступление, ввод в эксплуатацию, а также внутреннее перемещение боевого ручного стрелкового и иного оружия оформляются следующими первичными документами:
актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);
накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032).
Принятие к бюджетному учету объектов недвижимого имущества, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, стоимостью до 3000 рублей включительно и ввод их в эксплуатацию осуществляется на основании Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) или Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) и документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления объектом недвижимости с одновременным начислением суммы амортизации в размере 100% стоимости принятого к учету объекта имущества.
Территориальные органы ФССП России в составе объектов основных средств учитывают оружие, бронежилеты, шлемы, резиновые палки, наручники и другие специальные средства и средства защиты. Бронежилеты подлежат бюджетному учету на счете "Производственный и хозяйственный инвентарь". Оружие подлежит бюджетному учету на счете "Машины и оборудование". Прочие специальные средства, наручники и средства защиты, относящиеся к основным средствам, но не входящие в ОКОФ, учитываются на счете "Прочие основные средства".
Выбытие основных средств может происходить по следующим причинам:
списание по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации вследствие физического износа, морального устаревания;
безвозмездная передача, внутриведомственная передача;
недостача, хищение.
Списание нефинансовых активов, пришедших в негодное состояние или утраченных, числящихся на балансе центрального аппарата, территориальных органов ФССП России, учреждения осуществляется в порядке, установленном ФССП России.
Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии по списанию материальных ценностей, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.
Оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем самостоятельно, а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), автотранспортных средств - по согласованию с ФССП России.
До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.
После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются в месячный срок, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
Основанием для принятия решения на списание основных средств являются:
техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации;
нецелесообразность дальнейшего использования.
Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются акты:
по ф. N ОС-4 - для объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);
по ф. N ОС-4а - для объектов автотранспортных средств;
по ф. N ОС-4б - для групп объектов основных средств.
Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии по списанию материальных ценностей и утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и передачи на реализацию материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Оформление актов ф. N ОС-4б на группу основных средств возможно при одновременном наличии следующих условий:
принадлежности всех единиц группы к одной марке;
ввода в эксплуатацию всех единиц группы в одном месяце;
одинаковой стоимости всех единиц.
Акт ф. 0504143 применяется для списания однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 3000 рублей до 40000 рублей.
Списание производится при полной изношенности и невозможности дальнейшей эксплуатации предметов с указанием причины списания.
Передача территориальными органами ФССП России, учреждением недвижимого имущества, движимого имущества, внесенного в реестр федерального имущества, и объектов, не завершенных строительством, осуществляется при согласовании с ФССП России в порядке, аналогичном списанию объектов основных средств, и оформляются актами ф. NN ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.
Внутриведомственная передача нефинансовых активов между территориальными органами ФССП России, учреждением также подлежит согласованию с ФССП России.
3.1.3. Учет нематериальных активов
К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
объект способен приносить правообладателю экономические выгоды в будущем;
отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
не предполагается последующая перепродажа данного актива;
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительное право на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Программное обеспечение, на которое центральный аппарат, территориальные органы ФССП России, учреждение имеют неисключительные (лицензионные) права в соответствии с установленным порядком, с целью контроля за их использованием учитывается по фактической стоимости на забалансовом счете 28 "Программное обеспечение с неисключительными (лицензионными) правами".
3.1.4. Учет непроизведенных активов
В составе непроизведенных активов учитываются земельные участки. Постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым центральный аппарат, территориальные органы ФССП России, учреждение имеют право распоряжения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация права на земельный участок и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету.
3.1.5. Порядок начисления суммы амортизации объектов нефинансовых активов, принятых к учету
Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за центральным аппаратом, территориальными органами ФССП России, учреждением на праве оперативного управления, перенесенную за период их использования на уменьшение финансового результата.
Расчет годовой суммы амортизации производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
В случае изменения срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования.
Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.
При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия.
Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.
Начисление амортизации на объекты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или за месяцем выбытия этого объекта с бюджетного учета.
Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости.
По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:
на объект недвижимого имущества, при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества:
стоимостью до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
стоимостью свыше 40000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
на объекты движимого имущества:
на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
на объекты основных средств стоимостью свыше 40000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
3.1.6. Учет материальных запасов
В составе материальных запасов учитываются материальные ценности, используемые в качестве расходных материалов, комплектующих изделий, хозяйственных принадлежностей для управленческих нужд, срок полезного использования которых не превышает 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости.
Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у центрального аппарата, территориальных органов ФССП России, учреждения в результате разборки основных средств или иного имущества, определяется исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Формирование фактической стоимости материальных запасов при приобретении и безвозмездном получении на основании нескольких договоров производится на счете 1 106 34 340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждений".
Материальные запасы, фактическая стоимость которых формируется на основании затрат по одному договору с поставщиком, принимаются к учету на счет 1 105 00 000, минуя счет 1 106 34 340.
Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.). В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).
Для оформления передачи в эксплуатацию материальных ценностей на хозяйственные цели применяется ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Для списания указанных ценностей с баланса помимо ведомости применяется акт о списании материальных запасов, утверждаемый руководителем территориального органа ФССП России, начальником учреждения (ф. 0504230).
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) применяется для списания мягкого инвентаря и посуды.
Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.
Предметы форменной одежды, выданные государственным гражданским служащим на время исполнения ими служебных обязанностей, подлежат отражению в бюджетном учете бухгалтерской записью по внутреннему перемещению материальных ценностей с одновременным отражением по фактической стоимости на забалансовом счете для учета предметов форменной одежды, переданных в пользование по срокам носки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 540 "О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов".
Списание форменной одежды осуществляется по истечении сроков её носки и при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении работников. Аналитический учет по счету ведется по каждому должностному лицу центрального аппарата и территориального органа ФССП России в карточке расчетов с должностными лицами по форменной одежде и обуви.
Расходные материалы и предметы: фурнитура, наплечные знаки, знаки различия, нарукавные знаки, галстуки, заклепки для галстуков, кашне и перчатки, учитываются на счете 1 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" и списываются при выдаче по нормам на основании расходных документов.
Книжная и иная печатная продукция, которая в соответствии с требованиями нормативных актов не подлежит учету в составе библиотечного фонда, учитывается в составе прочих материальных запасов.
Запасные части, предназначенные для замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря, могут иметь эксплуатационный ресурс, превышающий 12 месяцев, без учета в составе объекта основных средств, поскольку их замена не влечет изменения первоначальной стоимости объекта основных средств. Материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием учитываются на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных".
Материальные ценности (двигатели, аккумуляторы, шины и т.п.) отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
Аналитический учет по счету 09 ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству.
В составе материальных запасов специального назначения учитываются портупеи, боеприпасы к оружию. Списание боеприпасов, израсходованных на боевую и специальную подготовку, осуществляется по средней фактической стоимости за единицу или по фактической стоимости за единицу на основании акта о списании боеприпасов.
Бланки строгой отчетности, квитанционные книжки, бланки трудовых книжек и вкладышей к ним, бланки удостоверений и т.п. подлежат забалансовому учету на счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 рубль за бланк.
Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков материально ответственным лицом в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045).
В Книге учета бланков строгой отчетности ведется аналитический учет бланков строгой отчетности (квитанционных книжек, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек и вкладышей к ним и т.п.) по видам, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков, условной цены, количества, а также с проставлением подписи получившего их лица. Бланки строгой отчетности, выданные материально ответственным лицам для работы, не подлежат списанию с бюджетного учета.
Списание использованных или испорченных бланков строгой отчетности производится на основании акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).
Порядок списания с учета почтовых марок и маркированных конвертов, являющихся денежными документами, определяется приказами территориальных органов ФССП России.
Приобретение горюче-смазочных материалов может осуществляться на АЗС за наличный расчет и по безналичному расчету по талонам или по топливным пластиковым картам.
Списание стоимости приобретенного за наличный расчет топлива на расходы центрального аппарата, территориальных органов ФССП России, учреждения минуя счета учета материальных ценностей не допускается.
Талоны на бензин, учитываемые как денежные документы, выдаются водителю под отчет по распоряжению руководителя. Последующая выдача талонов производится только после сдачи отчета за ранее полученные талоны.
Списание с бюджетного учета затрат горючего и смазочных материалов осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Нормы расхода топлив и смазочных материалов), на основании путевых листов.
Для марок автомобилей, не указанных в Нормах расхода топлив и смазочных материалов, нормы расхода топлив и смазочных материалов устанавливаются по результатам контрольных замеров, проведенных комиссией по списанию материальных ценностей. Результаты контрольного замера оформляются актом, который служит основанием для приказа об утверждении нормы расхода топлива.
Путевой лист выписывается только на один день или рабочую смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
Маршрут следования автомобиля записывается по всем пунктам следования с указанием адресов и наименований организаций. Не допускаются формулировки "поездки по городу", "выполнение служебного задания".
Подарки и сувениры отражаются на забалансовом счете 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" раздельно по имуществу, учтенному в условной оценке (переходящие награды, призы, кубки), и по стоимости приобретения (ценные подарки и сувениры).
Аналитический учет по счету ведется по каждому предмету и его стоимости в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
Затраты на приобретение сувенирной продукции, предназначенной для дарения, относятся на расходы с их отражением на счете 1 401 20 290 "Прочие расходы".
3.2. Учет финансовых активов
3.2.1. Учет расчетов по выданным авансам
Размер аванса юридическим лицам и срок его перечисления с лицевых и банковских счетов должен быть зафиксирован в договорах (контрактах) с контрагентами и в счетах на оплату. При заключении подлежащих оплате договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) получатель бюджетных средств вправе предусматривать авансовые платежи в соответствии с нормами, установленными законодательством.
Возврат дебиторской задолженности, возникшей в текущем финансовом году, может быть использован по тому же КОСГУ.
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет перечисляется в доход федерального бюджета.
Сомнительная задолженность переходит в разряд безнадежной:
в случае истечения срока исковой давности;
на основании акта о ликвидации организации.
Списание безнадежной задолженности производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя.
Списание дебиторской задолженности территориального органа ФССП России, учреждения в обязательном порядке согласовывается с главным распорядителем бюджетных средств, за исключением дебиторской задолженности по администрируемым доходам.
Списанная с баланса дебиторская задолженность подлежит отражению на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов", в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием их полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях ее возможного взыскания.
3.2.2. Учет расчетов с подотчетными лицами
Наличные денежные средства выдаются под отчет на хозяйственно-операционные расходы только подотчетным лицам, работающим в центральном аппарате, территориальном органе ФССП России, учреждении. Подотчетными лицами считаются работники, получившие авансом денежные средства из кассы. Денежные средства под отчет выдаются по расходным кассовым ордерам и должны расходоваться строго по назначению.
Денежные средства выдаются по распоряжению руководителя или его заместителя под отчет на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается. Аванс выдается в пределах сумм, определяемых целевым назначением. Работники, получившие наличные денежные средства под отчет на расходы, не связанные с командировкой, обязаны не позднее 14 календарных дней с даты выдачи (определяется по дате расходного кассового ордера) представить в учетно-расчетный отдел центрального аппарата, финансово-экономический отдел территориального органа ФССП России, бухгалтерию учреждения отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Выдача наличных денежных средств под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Передача выданных под отчет денежных средств одним работником другому запрещается.
Основанием для выплаты работнику перерасхода по авансовому отчету или внесения в кассу неиспользованного аванса служит авансовый отчет, утвержденный руководителем.
При приобретении материальных ценностей документы, прилагаемые к авансовому отчету и подтверждающие получение имущества подотчетным лицом, должны содержать подпись материально ответственного лица, получившего материальные ценности, как подтверждение факта их оприходования на склад.
Подотчетное лицо может осуществить оплату имущества (работы, услуги) другому юридическому лицу в сумме, не превышающей предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, устанавливаемого Банком России.
Работники, получившие наличные денежные средства под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки представить в учетно-расчетный отдел центрального аппарата, финансово-экономический отдел территориального органа ФССП России, бухгалтерию учреждения авансовый отчет об израсходованных суммах для осуществления окончательного расчета.
Работники, получившие наличные денежные средства под отчет на приобретение проездных документов по исполнению постановлений судов об административном выдворении, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу представить в финансово-экономический отдел территориального органа ФССП России авансовый отчет об израсходованных суммах для осуществления окончательного расчета.
Командирование работников территориальных органов ФССП России, учреждения в вышестоящий орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, производится только на основании вызова директора ФССП России - главного судебного пристава Российской Федерации, его заместителя или на основании документов главного распорядителя бюджетных средств (распоряжений, телеграмм, писем), направленных в установленном порядке.
Днем убытия в командировку считается день отправления транспортного средства из пункта постоянной работы командированного сотрудника, а днем прибытия из командировки - день прибытия указанного транспортного средства в пункт постоянной работы.
3.2.3. Учет расчетов сумм причиненного ущерба имуществу
Размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, определяется исходя из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба.
Рыночной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Текущая рыночная стоимость определяется по данным средств массовой информации (Интернет, газеты, рекламные каталоги), а также полученным от органов статистики, организаций-изготовителей. Документы, являющиеся обоснованием рыночной стоимости, должны быть приложены к первичным документам.
Материалы на суммы недостач и хищений, отнесенные на виновных лиц, оформленные в установленном порядке, должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в установленном порядке.
Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднемесячного заработка, производится по решению руководителя. Соответствующее распоряжение издается не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба.
В случае непризнания работником вины в недостаче либо непричастности материально ответственных лиц к образованию недостачи имущества необходимо подать иск в суд. При получении решения суда суммы недостач и хищений уточняются в соответствии с исполнительным листом.
Списание выявленных недостач на финансовый результат центрального аппарата, территориального органа ФССП России, учреждения производится после вынесения судом решения о непризнании лиц виновными в хищениях имущества, в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, в связи с прекращением уголовного дела.
Если заведенное дело до суда не доводится, а органы следствия официально сообщают о невозможности установить виновных лиц и о прекращении дела, недостача списываться за счет бюджетных средств и относится на финансовый результат.
В случаях недостач и потерь в результате чрезвычайных обстоятельств, а также в случаях, когда установление виновных лиц не представляется возможным, списание сумм недостач производится по балансовой стоимости.
Недостачи денежных средств и материальных ценностей, возмещенные виновным лицом в течение одного финансового года, могут быть использованы по тому же КОСГУ.
Недостачи денежных средств, возмещенные виновным лицом в следующем финансовом году, перечисляются в доход федерального бюджета.
Учет расчетов по недостачам ведется в карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.
3.3. Учет обязательств
3.3.1. Учет расчетов по принятым обязательствам
Федеральная служба судебных приставов ведет учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в разрезе:
оснований возникновения задолженности;
поставщиков;
видов задолженности;
сроков погашения.
Центральный аппарат, территориальные органы ФССП России, учреждение имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и бюджетной сметы расходов федерального бюджета.
Списание сумм, не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе депонентской задолженности, по истечении срока исковой давности осуществляется на основании приказа (распоряжения) по результатам проведенной инвентаризации расчетов. Списание указанной кредиторской задолженности осуществляется по согласованию с ФССП России на основании представленных документов, подтверждающих факт отсутствия требования кредиторами задолженности или невозможности ее погашения.
Списанная с баланса кредиторская задолженность подлежит отражению на забалансовом счете 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами", в сумме задолженности, списанной с балансового учета в течение срока исковой давности.
3.3.2. Внутриведомственные расчеты
Федеральная служба судебных приставов ведет учет внутренних расчетов между главным распорядителем и получателями бюджетных средств нефинансовых и финансовых активов по счету 1 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств".
Внутренними расчетами между главным распорядителем и получателями бюджетных средств являются:
передача нефинансовых и финансовых активов, приобретенных в рамках бюджетной деятельности, между территориальными органами ФССП России, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств;
расчеты по внутриведомственному централизованному снабжению территориальных органов ФССП России, учреждения материальными ценностями, работами, услугами.
3.4. Учет финансового результата
Финансовый результат формируется на счете 0 401 00 000 "Финансовый результат хозяйствующего субъекта", включающем в себя следующие аналитические счета:
1 401 10 000 "Доходы текущего финансового года";
1 401 20 000 "Расходы текущего финансового года";
1 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
1 401 40 000 "Доходы будущих периодов".
Для отражения по методу начисления результатов текущей финансовой деятельности на счете 1 401 00 000 сопоставляются суммы начисленных расходов с суммами начисленных доходов.
В разрядах 1-17 счета 1 401 30 000 ставятся нули.
Исправление ошибок прошлых отчетных периодов, выявленных в текущем отчетном периоде, производится записями текущего периода, счет 1 401 30 000 при этом не используется.
Центральный аппарат, территориальные органы ФССП России, учреждение вправе в рамках формирования Правил устанавливать дополнительные коды вида синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам их формирования.
Финансовый результат прошлых отчетных периодов формируется путем заключения показателей по счетам финансового результата текущего финансового года, соответствующих счетов 210 02 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет", 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", 304 04 "Внутриведомственные расчеты", сформированных по итогам деятельности центрального аппарата, территориальных органов ФССП России, учреждения за финансовый год, и данных по увеличению (уменьшению) финансового результата прошлых отчетных периодов на суммы уценки (дооценки) стоимости объектов нефинансовых активов, начисленной по ним амортизации, полученные в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3.5. Учет санкционирования расходов хозяйствующего субъекта
Федеральная служба судебных приставов ведет учет санкционирования расходов по главному распорядителю и получателю бюджетных средств в разрезе бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и бюджетной сметы расходов федерального бюджета.
Принятие денежных обязательств текущего года отражается в бюджетном учете на основании подтверждающих документов: счетов, кассовых чеков, товарно-транспортных накладных, актов выполнении (оказании) работ (услуг).
Учет операций санкционирования расходов бюджета ведется обособленно от учета фактически произведенных расходов в соответствии с КОСГУ.
Счета санкционирования расходов бюджета ведутся в течение финансового (бюджетного) года, остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам учета санкционирования расходов на следующий год не переходят.
В начале нового финансового года учет по перечисленным счетам ведется начиная с нулевых остатков.
Данные счетов учета санкционирования расходов бюджетов в отчетности не отражаются.
Принятые бюджетные обязательства отражаются в бюджетном учете:
по заключенным договорам на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг бюджетные обязательства принимаются к учету при поступлении договорной документации в учетно-расчетный отдел, финансово-экономический отдел, бухгалтерию в размере договорной стоимости;
при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат бюджетные обязательства принимаются к учету по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования бюджетные обязательства принимаются к учету ежемесячно в последний день месяца;
при расчетах с подотчетными лицами бюджетные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по утвержденному руководителем авансовому отчету.
При поступлении документов, корректирующих стоимость отраженных расходов, затрат, производятся соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования.
Суммы предварительной оплаты при приобретении продукции, работ, услуг операциями санкционирования не отражаются, т.к. принятые бюджетные обязательства должны быть сформированы до кассовых расходов.
Регистром аналитического учета по счетам учета ЛБО является Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).
Карточка (ф. 0504062) применяется для учета утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств текущего года.
Данные формируются нарастающим итогом с начала года на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) главного распорядителя бюджетных средств по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064).
В Журнале (ф. 0504064) указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.
По окончании текущего финансового года, при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году, за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064) в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.
3.6. Особенности учета на забалансовых счетах
На забалансовых счетах учитываются: ценности, находящиеся у центрального аппарата ФССП России, территориальных органах ФССП России, учреждения, но не закрепленные за ними на праве оперативного управления.
Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
Центральный аппарат ФССП России, территориальные органы ФССП России, учреждение ведут учет на следующих забалансовых счетах:
01 "Имущество, полученное в пользование";
02 "Материальные ценности, принятые на хранение";
03 "Бланки строгой отчетности";
04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов";
05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению";
07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры";
09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных";
17 "Поступления денежных средств на счета учреждения";
18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения";
20 "Списанная задолженность, невостребованная кредиторами";
21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации";
22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению";
23 "Периодические издания для пользования";
24 "Имущество, переданное в доверительное управление";
25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)";
26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
27 "Имущество личного пользования, выданное в эксплуатацию";
28 "Программное обеспечение с неисключительными (лицензионными) правами".
Центральному аппарату ФССП России, территориальным органам ФССП России, учреждению разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета.
IV. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, получателя средств федерального бюджета
Корреспонденция счетов бюджетного учета по финансово-хозяйственным операциям, имеющим особенности при исполнении ФССП России задач в установленной сфере деятельности, осуществляется в соответствии с приложением N 4
V. Порядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности
Федеральная служба судебных приставов составляет и представляет месячную, квартальную, годовую бюджетную и иную отчетность в порядке и в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
Центральный аппарат ФССП России, территориальные органы ФССП России, учреждение представляют отчетность как получатели средств федерального бюджета в ФССП России в порядке и в сроки, устанавливаемые приказом ФССП России.
Федеральная служба судебных приставов как главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет консолидацию бюджетной и иной отчетности и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
Отдел сводной отчетности и методологии Управления делами составляет и представляет сводную месячную, квартальную, годовую и иную отчетность по главе 322 "Федеральная служба судебных приставов" в порядке и в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Рабочий план счетов бюджетного учета |
|
Содержание Приказ Федеральной службы судебных приставов от 31 октября 2012 г. N 515 "Об утверждении Правил организации и ведения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.