Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 марта 2013 г. N 03-04-05/4-298
Вопрос: Являюсь гражданкой и налоговым резидентом Республики Беларусь, постоянно проживаю и нахожусь в Беларуси. С 01.11.2011 года работаю удаленно по трудовому договору в ООО, осуществляющему деятельность в РФ и не имеющему представительств в Республике Беларусь. Налог на доходы физических лиц в РФ работодателем не уплачивается на основании статей 207, 208, 209 Налогового кодекса Российской Федерации, так как я не являюсь налоговым резидентом РФ, трудовая деятельность осуществляется на территории Республики Беларусь. Разъяснение на этот счет представлено в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 марта 2012 г. N 03-04-06/6-70. Согласно подп. 1.50 п. 1 ст. 163 НК РБ я имею право на освобождение от подоходного налога с физических лиц с доходов в виде заработной платы и другого подобного вознаграждения за работу по найму, полученных от источников за пределами Республики Беларусь в денежной форме. Это освобождение предоставляется на период с 1 января 2011 года до 1 января 2016 года в размере доходов от источников за рубежом, полученных по договорам с иностранными (международными) организациями и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, при условии представления в налоговый орган по месту постоянного проживания договора, заключенного с иностранной (международной) организацией, о работе по найму и (или) на оказание услуг (выполнение работ), документа о доходах от источников за рубежом, подтвержденного налоговым органом этого иностранного государства. Форма документа о доходах, полученных от источников за рубежом, устанавливается внутренним законодательством иностранного государства. ИМНС требует для освобождения от уплаты налогов справку по форме 2-НДФЛ, заверенную налоговым органом РФ. Однако налоговые органы России не заверяют "нулевые" справки по форме 2-НДФЛ в связи с отсутствием в налоговых органах данных (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 03-04-06/4-19). Между тем в ст. 6 Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28.07.1995 непосредственно указано, что "В случае необходимости налоговые органы одной Стороны заверяют документы юридических и физических лиц, требуемые для налогообложения в другой Стороне, без дополнительного согласования в вышестоящих налоговых органах".
Прошу разъяснить: 1) какой орган Российской Федерации уполномочен заверять сведения о доходах гражданина Республики Беларусь, полученных от российской организации, если налог на доходы физических лиц в РФ не подлежит уплате; 2) какие документы этому органу гражданин Республики Беларусь должен представить для подтверждения полученных от российской организации доходов, если налог на доходы физических лиц в РФ не подлежит уплате?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о выдаче налоговыми органами справок иностранным гражданам о доходах, полученных ими в Российской Федерации, и об уплате (или неуплате) налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из обращения следует, что гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий в Белоруссии, работает удаленно (т.е., оставаясь в Белоруссии) по трудовому договору с российской организацией.
При этом сообщается, что для целей освобождения от налогообложения доходов граждан Республики Беларусь от источников в иностранном государстве налоговые органы Республики Беларусь требуют от налогоплательщиков получения ими справки по форме 2-НДФЛ, заверенной налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 208 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.
Таким образом, доходы гражданина Республики Беларусь, полученные в связи с его работой в Белоруссии по трудовому договору с российской организацией, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации и в соответствии с Кодексом не относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Сведения о доходах по форме 2-НДФЛ представляются налоговыми агентами в налоговые органы только в отношении лиц, являющихся налогоплательщиками в Российской Федерации, которым налоговый агент выплачивал доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.
Граждане Республики Беларусь, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и не получающие доходы от источников в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса не являются налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации.
В отношении доходов, выплачиваемых российской организацией гражданину Белоруссии, не являющемуся налогоплательщиком в Российской Федерации, в связи с его деятельностью в Республике Беларусь, российская организация налоговым агентом не признается и, соответственно, сведения по форме 2-НДФЛ в отношении таких доходов в налоговый орган не направляет.
Обязанность налоговых органов по подтверждению фактов выплаты дохода российской организацией, а также фактов правомерной уплаты (неуплаты) налога на доходы физических лиц с доходов иностранных граждан, не являющихся налогоплательщиками в Российской Федерации, Кодексом не установлена.
Что касается Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, то в соответствии со статьей 1 данного Соглашения компетентным органом, оказывающим содействие в целях обеспечения надлежащего исполнения налогового законодательства, применительно к Российской Федерации является Государственная налоговая служба Российской Федерации (в настоящее время - Федеральная налоговая служба).
С учетом вышеизложенного по вопросам применения положений данного Соглашения следует обращаться в ФНС России.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.