В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций рекомендациями по применению цветных покрытий противоскольжения:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 01.06.2013 ОДМ 218.3.029-2013 "Рекомендации по применению цветных покрытий противоскольжения" (далее - ОДМ 218.3.029-2013).
2. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.3.029-2013 и направить его в подразделения и организации, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Костюка.
Руководитель |
Р.В. Старовойт |
ОДМ рекомендован к применению с 1 июня 2013 г.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.029-2013
"Методические рекомендации по применению цветных покрытий противоскольжения"
(утв. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 28 марта 2013 г. N 392-р)
1 Область применения
Настоящие Рекомендации распространяются на устройство цветных покрытий противоскольжения (далее ЦПП) ручным способом на автомобильных дорогах общего пользования с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. В настоящих Рекомендациях приведены требования к материалам для устройства ЦПП, технологиям устройства и техническим характеристикам ЦПП, регламентируются правила применения и методы контроля качества.
2 Нормативные ссылки
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на нормативные документы:
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р 51256-2011 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Дорожная разметка. Классификация. Технические требования.
ГОСТ Р 51568-99 Сита лабораторные из металлической проволочной сетки. Технические условия.
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
ГОСТ Р 54170 - 2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло листовое бесцветное. Технические условия.
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия.
ГОСТ 7502-98 Межгосударственный стандарт. Рулетки измерительные металлические. Технические условия.
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.034-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83* Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 16523-97 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обычного качества общего назначения. Технические условия.
ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания
ГОСТ Р 53228 - 2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания.
3 Общие положения
ЦПП служат для повышения безопасности дорожного движения в зоне их применения. ЦПП могут применяться как отдельно, так и совместно с линиями горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ Р 51256-2011.
ЦПП предназначены для устройства противоскользящей поверхности с повышенными сцепными свойствами и визуального выделения зон их применения на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях автомобильных дорог.
Устройство ЦПП рекомендуется проводить в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций.
4 Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
4.1 цветные покрытия противоскольжения: Покрытия (слои износа) с повышенными сцепными свойствами, образованные в результате нанесения фракционированного особо прочного минерального наполнителя (фракционного боксита, кварца или гранитной крошки) различного цвета на химически отверждаемое несформировавшееся связующее.
4.2 материалы для устройства ЦПП: Материалы, предназначенные для устройства ЦПП на асфальтобетонном и цементобетонном покрытии автомобильных дорог. После нанесения и формирования материалы определяют эксплуатационные свойства цветных покрытий.
4.3 связующее для устройства ЦПП: Многокомпонентный материал на основе полимерного вяжущего, отверждаемый в результате химической реакции и обеспечивающий адгезию слоя износа покрытий к асфальтобетонному или цементобетонному покрытию на котором устраивается ЦПП.
4.4 коэффициент сцепления ЦПП: Параметр, определяющий сцепные свойства колеса транспортного средства с поверхностью цветных покрытий и является отношением максимальной продольной силы, действующей в контакте колеса транспортного средства с покрытием к вертикальной нагрузке на этом колесе, выраженный в долях единицы.
4.5 функциональная долговечность ЦПП: Период, в течение которого ЦПП отвечают предъявляемым требованиям.
5 Технические требования
5.1 Требования к материалам для устройства цветных покрытий противоскольжения
Время формирования (отверждения) связующего до степени 5 по ГОСТ 19007 от начала смешивания всех его компонентов, в соответствии с рекомендациями производителя (поставщика), должно составлять не более 120 мин. при температуре .
Содержание нелетучих веществ должно быть не менее 90%.
Сформировавшееся связующее должно быть стойким (не менее 96 ч) к статическому воздействию:
- 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре ;
- 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (в случае применения ЦПП на цементобетонном покрытии).
Твердость минерального наполнителя должна быть не менее 7 баллов по шкале Мооса.
Гранулометрический состав минерального наполнителя должен соответствовать таблице 1.
Таблица 1
Размер частиц, мм |
Количество, % от общей массы |
>5 |
< 5 |
1-5 |
|
<1 |
< 1 |
Влажность минерального наполнителя должна составлять не более 0,5%.
5.2 Требования к цветным покрытиям противоскольжения
Отклонение размеров ЦПП в плане (по ширине и длине покрытий) от заданных не должно превышать 0,10 м.
ЦПП не должно выступать над проезжей частью более чем на 8 мм. Толщина нанесённого слоя связущего устанавливается исходя из рекомендаций производителя (поставщика).
Не допускаются нарушения сплошности в нанесённом слое связующего.
Время формирования покрытия с момента нанесения связующего должно составлять не более мин при температуре воздуха . Движение транспортных средств и пешеходов должно быть открыто не более чем через 5 ч после начала нанесения связующего на покрытие при температуре воздуха .
Не допускается нарушения сплошности в нанесённом минеральном наполнителе на связующее после удаления излишков.
Фактическое положение ЦПП и его цвет должны соответствовать проекту устройства ЦПП. Отклонение ЦПП от проектного положения должно быть не более 0,10 м.
Коэффициент сцепления ЦПП должен быть не менее 0,4 при его измерении шиной без протектора в увлажнённом состоянии (при выполнении оценки коэффициента сцепления в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93).
Применяемая совместно с ЦПП дорожная разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256-2011, ГОСТ Р 52289-2004.
Функциональная долговечность ЦПП должна быть не менее 2 лет.
В процессе эксплуатации разрушения по площади не должны превышать 25% на любом участке покрытия площадью 2х5 м (10 ) поверхности покрытия. Допускается снижение коэффициента сцепления в процессе эксплуатации ЦПП до 0,35, но не ранее чем во второй половине срока обеспечения функциональной долговечности.
6 Правила устройства
Дорожное покрытие, на которое наносится ЦПП, должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93, быть сухим и очищенным от загрязнений, которые могут непосредственно повлиять на качество производства работ (загрязнение грунтом, песком, химическими противогололёдными реагентами, выпотевание битума, розлив нефтепродуктов и т.д.).
Подготовка поверхности дорожного покрытия перед нанесением цветного покрытия включает очистку покрытия с использованием специальной техники и (или) вручную. Допускается подготавливать покрытия путем фрезерования асфальтобетонного покрытия на глубину не более 2 мм.
ЦПП наносят при температуре покрытия и воздуха в диапазоне от 5°С до 30°С и относительной влажности воздуха не более 85%, а также в соответствии с рекомендациями производителей используемых материалов.
Нанесение покрытий на вновь устроенное асфальтобетонное покрытие должно проводиться по истечению 2-х недель или истиранию битумной пленки на поверхности асфальтобетонного покрытия
В случае наличия рекомендаций производителя (поставщика) материалов для устройства ЦПП, Нанесение ЦПП проводится с применением подгрунтовки (праймера).
Работы по нанесению ЦПП производят в соответствии с проектом ЦПП.
В процессе предварительной разметки положения ЦПП на дорожном покрытии, при помощи рулетки и шнура, фиксируют местоположение ЦПП в соответствии с проектом ЦПП и, при необходимости, местоположение горизонтальной дорожной разметки. По отмеченным местам наносят клейкую ленту шириной не менее 100 мм по границе площади покрытия с внешней стороны. Нанесенная лента в плане должна обеспечивать необходимые геометрические размеры покрытия. В местах пересечений липкая лента должна ложиться "внахлест", не допуская растекания связующего.
Смешение компонентов производится в отдельной таре удобного объема в пропорциях, рекомендованных производителем материалов до достижения гомогенного (однородного) состояния связующего. Компоненты связующего, в случае необходимости, перед смешением необходимо подогреть до установленной изготовителем (поставщиком) температуры для уменьшения вязкости и обеспечения смешения компонентов, не допуская перегрева связующего. Распределять связующее по дорожному покрытию следует сразу же после смешения компонентов. Не допускается использовать остатки связующего со стенок емкости после перемешивания.
Связующее равномерно распределяется по всей площади толщиной (расходом), рекомендованной производителем (поставщиком) материалов для ЦПП, при помощи специального оборудования (шпатели и т.п.). Излишки связующего могут быть использованы в течение 20 мин. (если иное время не указано в сопроводительной документации), после истечения этого времени излишки связующего подлежат утилизации.
При распределении связующего по площади не допускается участков с нарушением сплошности нанесения связующего. Применяемое оборудование и приспособления должны быть промыты сразу же после окончания работ со связующим, в соответствии с рекомендациями производителя (поставщика) материалов.
Минеральный наполнитель наносится на слой связующего сразу же после его нанесения. Распределение минерального наполнителя должно проводиться с перекрытием на 5 - 10 см по длине и ширине площади нанесения покрытия сплошным равномерным слоем. Толщина (количество) нанесенного слоя минерального наполнителя должна обеспечивать сплошность его нанесения и исключать возможность проникания связующего на поверхность распределенного минерального наполнителя.
Липкую ленту необходимо удалить в момент начала отверждения связующего. После отверждения ЦПП необходимо удалить излишки минерального наполнителя. Остающиеся на месте производства работ материалы, которые не возможно использовать в дальнейшем, подлежат утилизации в соответствии с рекомендациями производителей (поставщиков) материалов.
Допускается применение ЦПП следующим образом: нижний и верхний слой из связующего, промежуточный - из минерального наполнителя. При этом ЦПП должно соответствовать требованиям настоящих Рекомендаций.
7 Правила применения
ЦПП наносятся в соответствии с Проектом производства работ.
В состав Проекта производства работ входят: паспорт объекта; общие сведения об объекте работ; ведомость согласований; требования к качеству материалов и производству работ; условия нанесения ЦПП и приёмки выполненных работ; общие указания к производству работ (включая требования по контролю работ, охране труда и техники безопасности); сводная ведомость объёмов работ; рабочие чертежи ЦПП.
Схему расположения ЦПП выполняют в масштабе 1:500. Линии границ ЦПП должны иметь привязку. При типовых решениях в проекте размеры ЦПП указывают на первом листе схемы. Нетиповые решения отображают на конкретном участке объекта. Схема должна быть разработана с учётом имеющихся на объекте технических средств организации дорожного движения.
При расположении ЦПП вдоль бортового камня следует оставлять свободной полосу шириной 0,2- 0,3 м для обеспечения отвода воды.
В отдельных случаях на схемах ЦПП магистралей и сложных объектов дополнительно производят привязку линий границ ЦПП к элементам ситуационного плана (контурам строений, мостам и т.п.)
В паспорте объекта указывают: месторасположение, наименование, категорию и границы объекта, его протяжённость и среднюю ширину участков проезжей части, а также дополнительные сведения, связанные со спецификой объекта.
В сводной ведомости объёмов ЦПП указывают: назначение ЦПП по месту расположения на объекте, площадь в квадратных метрах по видам ЦПП, суммарную площадь ЦПП, объёмы используемых материалов с учётом состояния дорожного покрытия.
Проекты ЦПП должны быть согласованы в установленном порядке. Результаты согласования отражают в ведомости согласования или на первом листе проекта устройства ЦПП.
ЦПП могут быть расположены в зонах пешеходных переходов, остановок и выделенных полос движения общественного транспорта, посадочных площадок, а также в зонах безопасности у детских образовательных учреждений, железнодорожных переездов, на проезжих частях мостов, путепроводов, тоннелей, велосипедных дорожек и т.п. Примеры нанесения ЦПП приведены в Приложении А. В случаях применения ЦПП на мостах и путепроводах, в зонах пешеходных переходов и остановок общественного транспорта на проезжей части дорог рекомендуется применять ЦПП красного цвета, а на тротуарах - зеленого.
В случае устройства на проезжей части автомобильной дороги, мостов и путепроводов, ЦПП должно наноситься на всю ширину полосы движения транспортных средств, а при заполнении ЦПП между линиями горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 и 1.14.2 по ГОСТ Р 51256-2011, коэффициент сцепления не должен отличаться более чем на 25% между линиями разметки и ЦПП.
Применяемая совместно с ЦПП дорожная разметка должна соответствовать нормативным требованиям, предъявляемым к дорожной разметки на конкретном объекте. При этом горизонтальная дорожная разметка может наноситься совместно с ЦПП двумя методами:
- нанесение на незаполненные места, предусмотренные во время устройства ЦПП;
- нанесение поверх ЦПП после семи суток с момента начала эксплуатации.
Горизонтальная дорожная разметка наносится в соответствии с проектом организации дорожного движения.
8 Контроль качества
8.1 Методы контроля материалов для ЦПП
8.1.1 Определение времени формирования (отверждения) связующего до степени 5
Время и степень формирования определяют при (20_2) °С и относительной влажности воздуха на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после естественной сушки нанесенного слоя связующего. Смешение компонентов связующего перед нанесением проводится в соответствии с рекомендациями производителя (поставщика) материалов для ЦПП.
Пластинки из стали по ГОСТ 16523-97, размером 70 х 150 мм со слоем связующего выдерживают в горизонтальном положении в помещении, защищенном от пыли, сквозняка и прямого попадания солнечных лучей, при и относительной влажности воздуха , в течение 120 минут, а затем проводят испытание.
При испытании на пластинку со слоем связующего помещают чистыми руками или пинцетом листок типографской бумаги квадратной формы со стороной 24-25 мм, взяв его за один из свободных уголков. На листок бумаги накладывают резиновую пластинку, на середину которой устанавливают гирю массой 2 кг; через с, снимают гирю и резиновую пластинку. Ввиду наличия остаточной липкости после отверждения, сохраняющейся в течение нескольких суток, после снятия нагрузки (гири и резиновой пластинки) бумагу аккуратно удаляют с поверхности пинцетом. Поверхность осматривают при помощи лупы с 2-кратным увеличением. Допускается легкое прилипание бумаги к поверхности. Не допускается видимых повреждений, продавливания покрытия, следа от резиновой пластинки с грузом, сильного прилипания бумаги к поверхности.
Необходимая степень формирования считается достигнутой, если из трех параллельных определений не менее двух соответствуют характеристике данной степени формирования.
8.1.2 Определение содержания нелетучих веществ
Содержание нелетучих веществ определяется при температуре и относительной влажности воздуха . Смешение компонентов связующего перед испытанием проводится в соответствии с рекомендациями производителя (поставщика) материалов для ЦПП.
Проводят два параллельных испытания.
Обезжиривают и очищают чашку. Для повышения сходимости результатов рекомендуется высушить чашку в сушильном шкафу.
Определяют массу чистой сухой чашки с точностью до 1 мг. Взвешивают пробу для испытаний с точностью до 1 мг в чашке и равномерно распределяют ее по дну.
После взвешивания помещают чашку в сушильный шкаф, предварительно нагретый до . Выдерживают чашку в шкафу в течение мин.
После окончания времени нагрева чашку переносят в эксикатор и охлаждают до .
Взвешивают чашку с остатком с точностью до 1 мг.
Рассчитывают массовую долю нелетучих веществ NV, %, используя следующую формулу:
, |
(2) |
где - масса чашки с остатком, г;
- масса пустой чашки, г;
- масса чашки с пробой для испытаний, г.
Если результаты двух параллельных испытаний отличаются друг от друга более чем на 2% (относительно среднего значения), испытания повторяют.
Рассчитывают среднее значение двух достоверных результатов параллельных испытаний.
8.1.3 Определение стойкости сформировавшегося связующего к статическому воздействию жидкостей
Сущность метода заключается в определении внешнего вида и защитных свойств покрытий после воздействия жидкостей в течение заданного времени.
Применяемые средства измерения и вспомогательное оборудование.
Лупа четырехкратного увеличения.
Проведение испытаний.
а) На горизонтально расположенный образец размером не менее 150х150 мм, на расстоянии 20 мм от края наносят 10 капель жидкости.
Расстояние между каплями не должно быть менее 20 мм.
б) Испытания проводят в течении одного часа в атмосферных условиях при температуре воздуха и относительной влажности .
в) Испытания проводят не менее чем на двух образцах.
г) После испытаний капли удаляют с поверхности.
Обработка результатов.
При осмотре сравнивают участок связующего, на котором была помещена капля, с участком, не подвергавшимся воздействию жидкости. При осмотре применяют лупу 4-кратного увеличения.
При наличии существенного растрескивания, шелушения, пузырения и других дефектов, испытания повторяют на удвоенном количестве образцов. Из последних четырех испытуемых образцов несоответствие требованиям допускается для одного образца.
8.1.4 Определение твердости минерального наполнителя
Сущность метода заключается в оценке твердости минерального наполнителя по шкале Мооса путем воздействия минеральными частицами на стеклянную пластину.
Проведение испытаний.
По горизонтально расположенной стеклянной пластине по ГОСТ Р 54170-2010 размером не менее 70 х 120, проводят минеральной частицей не менее трех раз на различных участках пластины, на расстоянии 20 мм от края.
Обработка результатов.
Проводят визуальный осмотр стеклянной пластины, при обнаружении царапин в местах воздействия на нее, минеральные частицы принимаются соответствующими 7 баллам по шкале Мооса.
8.1.5 Определение гранулометрического состава минерального наполнителя
Сущность метода заключается в определении минимального и максимального процентного содержания минеральных частиц, оставшихся при сухом рассеве на ситах.
Применяемое оборудование:
- весы с точностью взвешивания до 0,1 г;
- контейнеры для хранения остатка с каждого сита;
- сита с проволочными ткаными сетками с квадратными ячейками по ГОСТ Р 51568-99.
Проведение испытаний.
Размеры сит, необходимые для определения гранулометрического состава минеральных частиц, выбирают исходя из требований таблицы 1.
Рассев пробы минеральных частиц на выбранных ситах проводят механическим или ручным способом. Продолжительность просеивания должна быть такой, чтобы при контрольном интенсивном ручном встряхивании каждого сита в течение 1 мин., через него проходило не более 0,1% общей массы просеиваемой навески.
При механическом просеивании его продолжительность для применяемого прибора устанавливают опытным путем.
При ручном просеивании допускается определять окончание просеивания, интенсивно встряхивая каждое сито над листом бумаги.
Просеивание считают законченным, если при этом практически не наблюдается падение минеральных частиц.
После окончания рассева определяют частные остатки в граммах, затем в процентах, а затем полные остатки на каждом сите в процентах.
8.1.6 Определение влажности минерального наполнителя
Влажность минерального наполнителя определяют путем сравнения массы пробы во влажном состоянии и после высушивания.
Применяемое оборудование
Весы лабораторные по ГОСТ Р 53228-2008.
Шкаф сушильный.
Проведение испытания
Пробу минерального наполнителя массой не менее 1 кг насыпают в сосуд и взвешивают, высушивают до постоянной массы и вновь взвешивают.
Обработка результатов
Влажность минерального наполнителя W, % по массе, определяют по формуле:
, |
(3) |
где - масса пробы во влажном состоянии, г;
m - масса пробы в сухом состоянии, г.
8.2 Методы контроля ЦПП
8.2.1 Определение геометрических параметров
Применяемые измерительные инструменты:
- рулетка металлическая по ГОСТ 7502-98;
- штангенциркуль по ГОСТ 166-89;
- курвиметр.
Проведение измерений
Отклонение размеров ЦПП в плане (по ширине и длине покрытий) от заданных, а также соответствие фактического положения ЦПП проекту устройства или схемам устройства измеряются металлической рулеткой, при измерениях линейных размеров длиной более 20 метров допускается использование курвиметра.
Толщина ЦПП измеряется в четырех противоположных направлениях при помощи штангенциркуля.
8.2.2 Измерение коэффициента сцепления колеса автомобиля с ЦПП.
Сущность метода заключается в определении сцепных качеств ЦПП
Сцепные качества характеризуются величиной коэффициента сцепления шины автомобиля с мокрой поверхностью ЦПП выраженной в процентах.
Средства измерения
Для измерения применяют прибор и оборудование, обеспечивающие имитацию процесса скольжения заблокированного колеса автомобиля по дорожному покрытию при нормированных условиях их взаимодействия: нагрузке на колесо , скорости движения км/ч на мокром покрытии (толщина слоя воды при проведении измерений должна быть не менее 1 мм) с использованием шины с гладким рисунком протектора размером 6,45х13", внутренним давлением воздуха МПа и положительных температурах окружающей среды.
При проведении измерений коэффициента сцепления необходимо фиксировать температуру окружающего воздуха.
Порядок проведения измерений
Перед проведением измерений следует очистить от загрязнений испытываемую поверхность ЦПП.
Определение коэффициента сцепления ЦПП проводят в следующей последовательности:
- измерение температуры окружающего воздуха;
- измерение коэффициента сцепления ЦПП.
Обработка результатов
За результат измерения принимают среднеарифметическую величину коэффициента сцепления, полученную из не менее чем 3-х измерений.
8.2.3 Определение времени формирования
Время формирования ЦПП определяется путем засекания времени с момента нанесения связующего и до полного отверждения.
8.2.4 Определение сплошности нанесения
Сплошность нанесения связующего и минерального наполнителя на связующее определяются визуально.
8.3 Состав и объем выполняемых работ по контролю качества
Контроль качества ЦПП состоит из входного, операционного, приемочного и эксплуатационного контроля.
Входной контроль качества материалов (связующее, минеральный наполнитель) выполняет на соответствие требованиям п. 5.1 настоящих Рекомендаций.
Каждая поставляемая партия материала для изготовления ЦПП должна сопровождаться технической документацией производителя, содержащей:
- паспорт с основными характеристиками материала (с ссылкой на нормативный документ, утвержденный в установленном порядке), инструкция по технологии применения материала, в которой отражают правила производства работ (условия нанесения покрытия; применяемое оборудование; соотношение компонентов, рекомендуемые нормы расходов материалов и т.п.), правила техники безопасности, правила хранения материала;
- экологический (гигиенический) сертификат.
По результатам входного контроля составляется протокол испытаний ЦПП.
Операционный контроль качества состоит в оценке требуемых параметров в процессе производства работ (п. 5.2 и раздел 6 настоящих Рекомендаций).
По результатам операционного контроля составляется акт (Приложение Б).
Приёмочный контроль законченных работ осуществляет Заказчик. Для оценки параметров ЦПП могут быть привлечены специализированные компетентные организации.
Приёмочный контроль включает в себя полный комплекс испытаний (в соответствии с требованиями подраздел 5.2 настоящих Рекомендаций) на 300 ЦПП, но не менее одного комплекса испытаний на каждом титульном объекте. По результатам приемочного контроля составляется акт (Приложение В).
Для определения соответствия параметров ЦПП предъявляемым требованиям в процессе эксплуатации проводится эксплуатационный контроль качества. По результатам эксплуатационного контроля составляется акт (Приложение Г).
Для оценки параметров ЦПП могут быть привлечены специализированные компетентные организации.
9 Охрана труда и окружающей среды
Место производства работ по устройству ЦПП должно быть огорожено в соответствии с действующими нормативными документами и схемами, согласованными в установленном порядке, оборудовано необходимыми техническими средствами организации дорожного движения.
Расстановку знаков, ограждающих и направляющих устройств необходимо осуществлять с конца участка, наиболее удаленного от места производства работ, причем в первую очередь со стороны, свободной от дорожных работ. Сначала устанавливают дорожные знаки, затем ограждающие и направляющие устройства. Снятие знаков, ограждающих и направляющих устройств, производится в обратной последовательности.
В исключительных случаях при невозможности встречного разъезда и устройства уширения проезжей части в обязательном порядке вводится регулирование движения с помощью регулировщиков (дорожный рабочий).
Лица, участвующие в процессе нанесения ЦПП, должны быть снабжены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89, ГОСТ 12.4.034-2001, ГОСТ 12.4.068-79 и ГОСТ 12.4.103-83.
Остающиеся на месте производства работ материалы, которые не возможно использовать в дальнейшем, подлежат утилизации в соответствии с рекомендациями производителей (поставщиков) материалов. Излишки минерального наполнителя, сметенного в процессе устройства ЦПП, необходимо собрать в ёмкости. Собранный минеральный наполнитель может быть использован в дальнейшем
* Примечание - При пользовании настоящими стандартами целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Приложение А
Схема нанесения ЦПП перед пешеходным переходом указана на рисунке А.1. Протяженность ЦПП в зависимости от скоростных условий движения транспортных средств указана в таблице А.1.
Таблица А.1
Разрешенная скорость движения транспортных средств, км/ч |
Протяженность ЦПП(а), м |
40 |
41 |
60 |
68 |
90 |
118 |
110 |
165 |
Схема нанесения ЦПП на мостах и путепроводах указана на рисунке А.2. Протяженность ЦПП за пределами проезжей части мостов и путепроводов в зависимости от скоростных условий движения транспортных средств указана в таблице А.2.
Таблица А.2
Разрешенная скорость движения транспортных средств, км/ч |
Протяженность ЦПП (а), м |
| |
40 |
38 |
60 |
65 |
90 |
115 |
110 |
162 |
Схема нанесения ЦПП в зоне остановок общественного транспорта указана на рисунке А.3.
Приложение Б
Примерный акт операционного контроля качества
устройства цветных покрытий противоскольжения (ЦПП) N ________
"_____" ________________ 20__ г.
Объект ________________________________________________________________
Категория объекта _________________ Дорожное покрытие _________________
ЦПП выполнено с применением связующего _____________ марки ____________
N партии __________________
Минеральный наполнитель ЦПП ______________________ марки ______________
N партии ___________________
Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________
_____________________________________________________________,составили
настоящий акт о том, что при операционном контроле качества работ по
устройству ЦПП получены следующие результаты:
N п/п |
Параметры, контролируемые на объекте в процессе производства работ |
Результат |
1 |
Температура воздуха, °С |
|
2 |
Температура дорожного покрытия, °С |
|
3 |
Относительная влажность воздуха, % |
|
4 |
Состояние поверхности дорожного покрытия (удовл., неудовл.) |
|
5 |
Соответствие положения ЦПП проектной документации |
|
6 |
Ширина ЦПП, м |
|
7 |
Длина ЦПП, м |
|
8 |
Толщина ЦПП, мм |
|
9 |
Сплошность нанесения связующего (удовл., не удовл.) |
|
10 |
Сплошность нанесения минерального наполнителя (удовл., не удовл.) |
|
11 |
Наличие дефектов |
|
Примечание: ___________________________________________________________
Заключение ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________________
Представитель ___________________________________________
(подпись, фамилия И.О.)
Представитель ___________________________________________
(подпись, фамилия И.О.)
Приложение В
Примерный акт контроля качества
устройства цветных покрытий противоскольжения (ЦПП) N ___
"_____" __________ 20__ г.
Объект ________________________________________________________________
Категория объекта ____________ Дорожное покрытие ______________________
Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________
_______________________________________________________________________
составили настоящий акт о том, что при контроле качества устройства
покрытий противоскольжения и цветных получены следующие результаты:
N |
Параметры |
Результаты оценки |
|
1 |
Материал связующего |
|
|
2 |
Минеральный наполнитель |
|
|
3 |
Цвет |
|
|
4 |
Соответствие положения ЦПП проектной документации |
|
|
5 |
Геометрические размеры |
Ширина, м |
|
Длина, м |
|
||
6 |
Высота ЦПП над уровнем проезжей части, мм |
|
|
7 |
Коэффициент сцепления |
|
|
8 |
Геометрическая правильность покрытия (визуально) |
|
|
9 |
Наличие дефектов |
|
Примечание: ___________________________________________________________
Заключение ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________________
Представитель ___________________________________________
(подпись, фамилия И.О.)
Представитель ___________________________________________
(подпись, фамилия И.О.)
Приложение Г
Примерный акт контроля качества
устройства цветных покрытий противоскольжения (ЦПП) N ___
"_____" __________ 20__ г.
Объект ________________________________________________________________
Категория объекта ___________ Дорожное покрытие _______________________
Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________
_______________________________________________________________________
составили настоящий акт о том, что при контроле качества устройства
покрытий противоскольжения и цветных получены следующие результаты:
N |
Параметры |
Результаты оценки |
1 |
Цвет |
|
2 |
Высота ЦПП над уровнем проезжей части, мм |
|
3 |
Коэффициент сцепления |
|
4 |
Разрушение по площади, % |
|
5 |
Наличие дефектов |
|
Примечание: ___________________________________________________________
Заключение ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________________
Представитель ___________________________________________
(подпись, фамилия И.О.)
Представитель ___________________________________________
(подпись, фамилия И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 июня 2013 г. вступает в силу ОДМ 218.3.029-2013 "Рекомендации по применению цветных покрытий противоскольжения". Он направлен на повышения безопасности дорожного движения в зоне применения таких покрытий.
ОДМ определяет порядок устройства ЦПП ручным способом на автодорогах общего пользования с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, также устанавливает требования к материалам для устройства ЦПП, технологиям устройства и техническим характеристикам покрытий.
Данные рекомендации предназначены для подразделений центрального аппарата Росавтодора, федеральных управлений автодорог, автомагистралей, межрегиональных дирекций по строительству автодорог федерального значения, территориальных органов управления дорожным хозяйством субъектов России.
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 28 марта 2013 г. N 392-р "Об издании и применении ОДМ 218.3.029-2013 "Рекомендации по применению цветных покрытий противоскольжения""
Текст распоряжения официально опубликован не был
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.029-2013 "Методические рекомендации по применению цветных покрытий противоскольжения"
1 Разработан ООО "Инновационный технический центр".
2 Внесен Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28 марта 2013 г. N 392-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен впервые