Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение V
Излучение шума от шины/дороги
1. Сфера действия
Настоящее Приложение применяется к одобрению ЕС типа шин как компонентов в отношении излучения шума от шин/дороги.
2. Определения
В целях настоящего Приложения применяются определения Приложения II, за исключением определения в Разделе 2.1., которое излагается следующим образом:
2.1. "Тип шины"
означает, в отношении одобрения типа согласно настоящему Приложению (излучение шума от шины/дороги), серию шин, состоящих из списка обозначений размеров шин (см. Раздел 2.17. Приложения II), наименования марок, торговых марок и торговых обозначений, которые не отличаются по таким существенным характеристикам, как:
- наименование производителя;
- классификация шины (см. Раздел 2.4. настоящего Приложения);
- структура шины (см. Раздел 2.1.4. Приложения II)
- категория использования (см. Раздел 2.1.3. Приложения II);
- для шин Класса С1. Усиленные или сверхгрузоподъемные;
- рисунок протектора (см. пункт 2.3. Информационного документа, Приложение I, Дополнение 3).
Примечание: Влияние изменений незначительных деталей протектора шины и конструкции на излучение шума от шины/дороги определяется во время проверок соответствия производства.
Кроме этого, также применяются следующие определения:
2.2. "Наименование марки или торговое обозначение"
означает идентификацию для шины, предусмотренную производителем шины. Наименование марки может быть таким же, что и у производителя, а торговое обозначение может совпадать с торговой маркой.
2.3. "Излучение шума от шины/дороги"
означает шум, возникающий от контакта между шинами при движении, а также от контакта шин с дорожной поверхностью.
2.4. В целях настоящего Приложения применяется следующая классификация:
шины класса С1 |
шины пассажирского автомобиля (см. Раздел 2.32. Приложения II); |
шины класса С2 |
шины автомобильного транспортного средства неиндивидуального использования (см. Раздел 2.33. Приложения II) с индексом грузоподъемности для единичной конструкции |
шины класса С3 |
шины автомобильного транспортного средства неиндивидуального использования (см. Раздел 2.33. Приложения II) с индексом грузоподъемности для единичной конструкции |
3. Требования к маркировке
4. Требования к излучению шума от шины/дороги
4.1. Общие требования
Комплект четырех шин, имеющих одинаковое обозначение размера шин и рисунок протектора, который является характерным для данной серии шин, предоставляется для испытания уровня излучения шума от шины/дороги, выполняемого в соответствии с Дополнением 1.
4.2. Уровень шума, определенный в соответствии с Разделом 4.5. Дополнения 1, не должен превышать следующих пределов:
4.2.1. Шины Класса С1, со ссылкой на номинальную ширину профиля шины (см. Приложение II Раздел 2.17.1.1.), которая была испытана:
|
|
Значения пределов в dB(А) |
||
Класс шин |
Номинальная ширина профиля (мм) |
А |
В(1) |
С(1), (2) |
C1a |
|
72* |
71* |
70 |
C1b |
|
73* |
72* |
71 |
C1c |
|
74* |
73* |
72 |
C1d |
|
75** |
74** |
74 |
C1e |
>215 |
76*** |
75*** |
75 |
* Значения пределов в колонке А применяются до 30 июня 2007 г.; Значения пределов в колонке В применяются с 1 июля 2007 г. ** Значения пределов в колонке А применяются до 30 июня 2008 г.; Значения пределов в колонке В применяются с 1 июля 2008 г. *** Значения пределов в колонке А применяются до 30 июня 2009 г.; Значения пределов в колонке В применяются с 1 июля 2009 г. *(1) Только описательные значения. Окончательные значения зависят от изменения Директивы после отчета, необходимого согласно Статье 3(2) Директивы 2001/43/ЕС. *(2) Значения пределов для колонки С будут получены в результате изменения Директивы после отчета, необходимого согласно Статье 3(2) Директивы 2001/43/ЕС. |
4.2.1.1. Для усиленных (или сверхгрузоподъемных) шин (см. Приложение II, раздел 3.1.8.) значения пределов, данные в Разделе 4.2.1., увеличиваются на 1 dB(A).
4.2.1.2. Для шин, классифицированных в категории использования "Специальные" (см. Приложение II, раздел 2.1.3.), значения пределов, данные в Разделе 4.2.1., увеличиваются на 2 dB(A).
4.2.2. Шины Класса С2 со ссылкой на категорию использования (см. Приложение II Раздел 2.1.3.) серии шин:
Категория использования |
Значения пределов, выраженные в dB(А) |
Обычные |
75 |
Зимние |
77 |
Специальные |
78 |
4.2.3. Шины Класса С3 со ссылкой на категорию использования (см. Приложение II Раздел 2.1.3.) серии шин:
Категория использования |
Значения пределов, выраженные в dB(А) |
Обычные |
76 |
Зимние |
78 |
Специальные |
79 |
Дополнение 1
Способ испытания уровней звуков от шин-дороги, способ движения накатом
0. Введение
Представленный способ содержит спецификации по измерительным инструментам, условиям измерения и способу измерения для получения уровня шума комплекта шин, смонтированных на испытательное автомобильное транспортное средство, вращающихся на высокой скорости по определенной дорожной поверхности. Максимальный уровень давления звука должен быть записан, если испытательное автомобильное транспортное средство едет накатом, при помощи удаленного микрофона; окончательные результаты стандартной скорости должны быть получены при анализе линейной регрессии. Эти результаты испытания не могут относиться к шуму шин, измеренному во время ускорения под давлением или при снижении скорости во время торможения.
1. Измерительные инструменты
1.1. Акустические измерения
Измеритель уровня звука или подобная измерительная система, включая ветрозащитный экран, рекомендуемые производителем, должны по крайней мере отвечать требованиям инструментов Типа 1 в соответствии с IEC 60651, второе издание.
Измерения выполняются с использованием частотной коррекции А и временной коррекции F.
При использовании системы, которая включает в себя периодический мониторинг А-скорректированного уровня звука, показания необходимо снимать через временной интервал, не более 30 мс.
1.1.1. Калибровка
В начале и в конце каждого цикла измерения вся измерительная система должна проверяться посредством звукового калибратора, который отвечает требованиям для звуковых калибраторов точности не менее Класса 1 согласно IEC 942:1988. Без каких-либо дальнейших корректировок различия между показаниями двух проверок подряд должны быть менее или равны IEC 942:1988. Без каких-либо дальнейших корректировок различия между показаниями двух проверок подряд должны быть менее или равны 0,5dB. Если это значение превышено, результаты измерений, полученные после предыдущей удовлетворительной проверки, не принимаются во внимание.
1.1.2. Соблюдение требований
Соблюдение устройством звуковой калибровки требований IEC 60942:1988 проверяется один раз в год, а соблюдение системой инструментов требований IEC 60651:1979/А1:1993, второго издания, проверяется не реже одного раза каждые два года лабораторией, которая авторизована на выполнение калибровок, относящихся к соответствующим стандартам.
1.1.3. Установка микрофона
Микрофон (или микрофоны) должен быть размещен на расстоянии от линии заданного пути
(рисунок 1) и
выше земли. Их ось максимальной чувствительности должна быть горизонтальной и перпендикулярной пути автомобильного транспортного средства (линия
).
1.2. Измерения скорости
Скорость автомобильного транспортного средства измеряется инструментами, имеющими точность или выше, если передний край автомобильного транспортного средства достиг линии PP' (рисунок 1).
1.3. Измерения температуры
Измерения температуры воздуха, а также температуры испытательной поверхности являются обязательными. Устройства для измерения температуры должны быть точными в пределах .
1.3.1. Температура воздуха
Датчик температуры должен быть расположен в открытом месте вблизи от микрофона таким образом, чтобы он был подвергнут воздействию потока воздуха и защищен от прямого солнечного излучения. Последнее может достигаться посредством затеняющего экрана или подобного устройства. Датчик должен быть расположен на высоте выше уровня испытательной поверхности для минимизации влияния термического излучения испытательной поверхности при низких потоках воздуха.
1.3.2. Температура испытательной поверхности
Датчик температуры должен быть расположен в таком месте, в котором измеряемая температура представляет собой температуру в следах колеса без помех от измерения звука.
Если используется инструмент с контактным датчиком температуры, должна применяться теплопроводящая паста между поверхностью и датчиком для обеспечения нормального термического контакта.
Если используется радиационный термометр (пирометр), должна быть выбрана высота, которая обеспечивает, чтобы была включена измеряемая точка диаметром .
1.4. Измерение ветра
Устройство должно иметь способность измерять скорость ветра с отклонением . Ветер измеряется на высоте микрофона. Записывается направление ветра со ссылкой на направление движения.
2. Условия измерения
2.1. Испытательная площадка
Испытательная площадка должна состоять из центральной секции, окруженной в основном ровной испытательной площадью. Измерительная секция должна быть ровной; испытательная поверхность должна быть сухой и чистой для всех измерений. Испытательная поверхность не должна искусственно охлаждаться во время испытания или перед ним.
Испытательный путь должен быть таким, чтобы были достигнуты условия свободного звукового поля между источником звука и микрофоном в пределах 1dB(A). Эти условия считаются выполненными, если нет крупных звукоотражающих объектов, таких как изгороди, камни, мосты или строения в пределах 50 м от центра измерительной секции. Поверхность испытательного пути и размеры испытательной площадки должны соответствовать Дополнению 2 к настоящему Приложению.
Центральная часть радиусом не менее 10 м должна быть свободной от снежной крупы, высокой травы, рыхлого грунта, пыли и т.п. Не должно быть препятствий, которые влияют на звуковое поле рядом с микрофоном, и не должно быть людей, стоящих между микрофоном и источником звука. Оператор, выполняющий измерения, и все наблюдатели, присутствующие при измерении, должны расположиться таким образом, чтобы не повлиять на показания измерительных инструментов.
2.2. Метеорологические условия
Измерения нельзя выполнять при плохих атмосферных условиях. Необходимо обеспечить, чтобы на результаты не повлияли порывы ветра. Испытание нельзя выполнять, если скорость ветра на высоте микрофона превышает 5 м/с.
Измерения нельзя выполнять, если температура воздуха ниже 5°С или выше 40°С или температура испытательной поверхности ниже 5°С или выше 50°С.
2.3. Окружающий шум
Уровень звукового фона (включая шум от ветра) должен быть не менее чем на 10dB(A) ниже измеряемого звукового излучения от шин-дороги. Подходящий ветрозащитный экран может быть установлен к микрофону при условии, что учтены его воздействие на чувствительность и характеристики направленности микрофона.
Игнорируются все измерения, на которые влияет возникающий звуковой пик, который не относится к характеристикам обычного звукового уровня шин.
2.4. Требования к испытательному автомобильному транспортному средству
2.4.1. Общие требования
Испытательное автомобильное транспортное средство представляет собой моторное автомобильное транспортное средство, которое оборудовано четырьмя единичными шинами на двух осях.
2.4.2. Нагрузка автомобильного транспортного средства
Автомобильное транспортное средство должно быть нагружено таким образом, чтобы это соответствовало испытательной нагрузке шин согласно Разделу 2.5.2. ниже.
2.4.3. Колесная база
Колесная база между двумя осями, на которые смонтированы испытательные шины, должна составлять для Класса С1 менее 3,50 м и для класса С2 и Класса С3 менее 5 м.
2.4.4. Меры для снижения влияния автомобильного транспортного средства на измерения уровня звука
Для обеспечения того, чтобы на шум от шины существенно не влиял дизайн испытательного автомобильного транспортного средства, даны следующие требования и рекомендации.
Требования:
(а) не устанавливаются крышки системы подавления брызг или другие дополнительные устройства для подавления брызг.
(b) Не допускается добавление или сохранение элементов в непосредственной близости к ободьям и шинам, которые могут отражать излучаемый звук.
(с) Регулировка колес (схождение, развал и ролики) должна полностью соответствовать рекомендациям производителя автомобильного транспортного средства.
(d) Не может быть установлен дополнительный материал, поглощающий звук, в корпусе колеса или под нижней частью кузова.
(е) Подвесное устройство должно быть в таком состоянии, чтобы оно не привело к необычному снижению дорожного просвета, если автомобильное транспортное средство нагружено в соответствии с требованиями испытания. Если имеется, система регулирования уровня корпуса должна регулироваться для того, чтобы дорожный просвет во время испытания был нормальным при условии ненагруженности.
Рекомендации для избежания звуковых помех:
(а) Рекомендуется удаление или изменение компонентов в автомобильном транспортном средстве, которые могут способствовать дополнительному звуковому фону автомобильного транспортного средства. Все удаления или изменения должны быть отражены в отчете об испытании.
(b) Во время испытания должно быть обеспечено, чтобы тормоза не были отпущены таким образом, чтобы это могло вызвать шум торможения.
(с) Должно быть обеспечено, чтобы не работали электрические вентиляторы охлаждения.
(d) Во время испытания должны быть закрыты окна и раздвижная крыша.
2.5. Шины
2.5.1. Общие положения
Четыре одинаковые шины одного типа и серии должны быть смонтированы на испытательное автомобильное транспортное средство. Для шин с индексом грузоподъемности выше 121 и без указания о двойном монтаже две из этих шин одного типа и серии должны быть смонтированы на заднюю ось испытательного автомобильного транспортного средства; передняя ось должна быть монтирована шинами размера, подходящего для нагрузки оси, и опущена на минимальную глубину для снижения влияния шума от контакта шины с дорогой при сохранении достаточного уровня безопасности. Зимние шины, которые в отдельных государствах-членах ЕС могут быть оборудованы шипами, предназначенными для усиления трения, должны испытываться без этого оборудования. Шины, для которых требуются специальные элементы, испытываются в соответствии с этими требованиями (например, направление вращения). Шины должны иметь полную глубину протекторного рисунка перед обкаткой.
Шины должны испытываться на ободьях, разрешенных производителем шины.
2.5.2. Нагрузка на шины
Испытательная нагрузка для каждой шины на испытательном автомобильном транспортном средстве должна составлять 50% - 90% от эталонной нагрузки
, но средняя испытательная нагрузка
всех шин должна составлять
от эталонной нагрузки
.
Для всех шин эталонная нагрузка соответствует максимальной массе, связанной с индексом грузоподъемности шины. В случае если индекс грузоподъемности состоит из двух чисел, разделенных дробью (/), необходимо обратиться к первому числу.
2.5.3. Давление накачивания шины
Каждая шина, монтируемая на испытательное автомобильное транспортное средство, должна иметь испытательное давление не выше эталонного давления
и в пределах интервала:
где представляет собой давление, соответствующее индексу давления, указанному на боковой стенке.
Для Класса С1 эталонное давление для "обычных" шин и 290 кПа для "усиленных" шин, минимальное испытательное давление составит
.
2.5.4. Подготовка перед испытанием
Шины должны быть обкатанными перед испытанием, с них должны быть удалены узелки или другие характерные элементы, образовавшиеся в результате процесса литья. Это требование обычно равно примерно100 км обычной езды по дороге.
Шины, монтированные на испытательное автомобильное транспортное средство, вращаются в том же направлении, что и при обкатке.
Перед испытанием шины должны быть нагреты посредством обкатки при условиях испытания.
3. Способ испытания
3.1. Общие условия
Для всех измерений автомобильное транспортное средство должно ехать по прямой линии через измерительную секцию (AA'-BB') по такому пути, чтобы средняя продольная плоскость была максимально близко к линии CC'.
Если передний край испытательного автомобильного транспортного средства достиг линии AA', водитель автомобильного транспортного средства должен переместить рычаг переключения передач в нейтральное положение и отключить двигатель. Если во время измерения испытательное автомобильное транспортное средство издает необычный шум (например, от вентилятора, самовоспламенения), испытание необходимо повторить.
3.2. Характер и количество измерений
Максимальный уровень звука, выраженный в амплитудно-взвешенных децибелах (dB(A)), измеряется до первого десятичного знака, пока автомобильное транспортное средство едет накатом между линиями AA' и BB' (рисунок 1 - передний край автомобильного транспортного средства на линии AA', задний край автомобильного транспортного средства на линии BB'). Это значение представляет собой результат измерения.
Не менее четырех измерений проводится с каждой стороны испытательного автомобильного транспортного средства при испытательных скоростях ниже эталонной скорости, определенной в параграфе 4.1., и не менее четырех измерений при испытательных скоростях выше эталонной скорости. Скорости должны быть приблизительно ровно распределены в диапазоне скоростей, определенном в параграфе 3.3.
3.3. Испытательные скорости
Скорости испытательного автомобильного транспортного средства должны быть в пределах диапазона:
(i) от 70 км/ч до 90 км/ч для шин Класса С1 и Класса С2;
(ii) от 60 км/ч до 80 км/ч для шин Класса С3.
4. Интерпретация результатов
Измерения будут недействительными, если зарегистрированы необычные расхождения между максимальным значением и другими значениями.
4.1. Определение результатов испытания
Эталонная скорость , используемая для определения конечных результатов, составляет:
(i) 80 км/ч для шин Класса С1 и Класса С2;
(ii) 70 км/ч для шин Класса С3.
4.2. Регрессивный анализ измерений шума
Уровень шума от шин-дороги (нескорректированный на температуру) в dB(A) определяется посредством регрессивного анализа согласно формуле:
где:
среднее значение уровня шума , измеренное в dB(A):
n - количество измерений ();
среднее значение логарифма скоростей :
с
угловым коэффициентом прямой регрессии в dB(A):
4.3. Корректировка температуры
Для шин Класса С2 окончательные результаты нормализуются к эталонной температуре испытательной поверхности посредством применения корректировки температуры согласно следующей формуле:
где - измеренная температура испытательной поверхности,
Для шин Класса С1 коэффициент K равен -0,03dB(A)/°C, если и K равен -0,06dB(A)/°C, если
.
Для шин Класса С2, коэффициент K равен -0,02dB(A)/°С.
Если измеренная температура испытательной поверхности не изменяется более чем на 5°С в пределах всех измерений, необходимых для определения уровня звука одного комплекта шин, корректировку температуры можно сделать только на последнем записанном уровне звука от шины-дороги, как указано выше, используя среднее арифметическое значение измеренных температур. В других случаях каждый измеренный уровень звука должен быть скорректирован с использованием температуры во время записи звука.
Для шин Класса 3 корректировка температуры не производится.
4.4. Для учета всех неточностей измерительного инструмента результаты, полученные согласно Разделу 4.3. уменьшаются на 1dB(A).
Дополнение 2
Отчет
об испытании
Отчет об испытании включает в себя следующую информацию:
(a) метеорологические условия, включая температуру воздуха и температуру испытательной поверхности для каждого цикла испытаний;
(b) дату и способ проверки соответствия испытательной поверхности ISO 10844:1994;
(c) ширину испытательного обода;
(d) данные о шине: производитель, наименование марки, торговое наименование, размер, грузоподъемность, эталонное давление;
(e) описание испытательного автомобильного транспортного средства и колесной базы;
(f) тип испытательной нагрузки в N и в процентах от эталонной нагрузки
для каждой испытанной шины, среднюю испытательную нагрузку
в N и в процентах от эталонной нагрузки
;
(g) давление холодного накачивания в кПа для каждой испытанной шины;
(h) испытательные скорости при пересечении автомобильным транспортным средством линии PP';
(i) максимальные амплитудно-взвешенные уровни звука для каждого испытательного цикла и для каждого микрофона;
(j) результат испытания : амплитудно-взвешенный уровень звука в децибелах при эталонной скорости, скорректированный на температуру (если применяется), округленный до ближайшего более низкого целого значения;
(k) угловой коэффициент прямой регрессии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.