Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2012 г. N 02-06-10/5394
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо о порядке отражения в бухгалтерском учете государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных, автономных учреждений (далее - Учредитель) операций по предоставлению субсидий и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" федеральным бюджетным и автономным учреждениям из федерального бюджета предусматриваются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а так же целевые субсидии на иные цели (далее - Субсидии на госзадание, целевые Субсидии, вместе -Субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления Субсидий из федерального бюджета Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, которые предоставляются в соответствии с утвержденным порядком.
Порядок предоставления Субсидии на госзадание утвержден Постановлением Правительства от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок N 671).
Порядок предоставления целевых Субсидий из федерального бюджета на 2012 год утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Согласно Порядку N 671 объем субсидий на выполнение государственного задания учреждению определяется учредителем с учетом нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества.
При этом бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направления, а также объемы выплат, в том числе связанных с выполнением государственного задания, в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания.
В соответствии с положениями пункта 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) и частью 3.15 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки Субсидии на госзадание, предоставленных бюджетному и автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, возврату в бюджет учреждениями не подлежат и используются в очередном финансовом году в соответствии с его планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
В соответствии с положениями пункта 18 статьи 30 Закона N 83-ФЗ и частью 3.17 статьи 2 Закона N 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году целевые Субсидии подлежат перечислению указанными учреждениями в бюджет Российской Федерации.
Таким образом, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям Субсидии на госзадание по экономической сущности признаются расходами бюджета Российской Федерации, формирующие финансовый результат текущего финансового года, при этом неиспользованные остатки указанных субсидий, учтенные на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, не формируют финансовых требований по их возврату, следовательно не отражаются на счетах расчетов.
Вместе с тем трансферты, полученные бюджетными и автономными учреждениями в форме целевых Субсидий, по экономической сущности признаются целевым финансированием с обязательным установлением направления расходования и являются возвратными (при условиях неиспользования и (или) использования не по назначению).
Не использованные в текущем финансовом году целевые Субсидии могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств (пункт 5 статьи 242 БК РФ) как финансовый инструмент, интегрирующий одно из основных направлений бюджетной реформы, а именно управление по результатам.
В связи с изложенным, предоставление бюджетным, автономным учреждениям целевых Субсидий признается финансовым результатом в сумме целевых расходовании, подтвержденных отчетом по форме и в сроки, которые установлены соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета.
В соответствии с положениями пункта 18 статьи 30 Закона N 83-ФЗ и частью 3.18 статьи 2 Закона N 174-ФЗ в случае принятия главным распорядителем бюджетных средств - Учредителем, решения о наличии потребности в направлении остатков целевых средств на те же цели в очередном финансовом году, указанные остатки могут быть использованы бюджетным и автономным учреждением в очередном финансовом году на те же цели.
В силу норм пункта 3.7 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" операции с целевыми Субсидиями, поступающими автономным учреждениям, учитываются на открытых им счетах в кредитных организациях.
Обращаем внимание, что в учете Учредителя отражается сумма принятых бюджетных обязательств и сумма принятых денежных обязательств по предоставлению Субсидий бюджетному учреждению.
Операции по предоставлению Субсидий Учредителем отражаются в бюджетном учете согласно Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учреждения, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н) следующими бухгалтерскими записями:
п/п |
Дебет |
Кредит |
Основание-записи |
1 |
2 |
3 |
4 |
Субсидии на госзадание | |||
1. |
1 501 13 241 |
1 502 11 241 |
Приняты бюджетные обязательства |
2. |
|
|
По условиям соглашения |
2.1 |
1 502 11 241 |
1 502 12 241 |
Приняты денежные обязательства |
2.2 |
1 401 20 241 |
1 302 41 730 |
Начислено обязательство по предоставлению Субсидии на госзадание |
3. |
1 302 41 830 |
1 304 05 241 |
Перечислено на лицевой счет учреждения |
Целевые Субсидии | |||
1. |
1502 11 241 |
1 502 12 241 |
Приняты денежные обязательства |
2. |
1 401 20 241 |
1302 41 730 |
Начислено обязательство по предоставлению целевой Субсидии на возмещение затрат учреждения |
3. |
1 302 41 830 |
1304 05 241 |
Перечислено на соответствующий лицевой счет учреждения (счет автономного учреждения в кредитной организации) |
4. |
1 206 41 560 |
1 304 05 241 |
Перечисление целевой Субсидии на условиях соглашения |
5. |
1 401 20 241 |
1 302 41 730 |
Приняты к учету расходы согласно Отчету учреждения по произведенным расходам за счет предоставленной целевой Субсидии |
6 |
1 302 41 830 |
1 206 41 660 |
Зачет произведенного аванса |
Главный распорядитель бюджетных средств - Учредитель в соответствии с бюджетным законодательством формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, сформированной им на основании бухгалтерской отчетности подведомственных учреждений (пункт 7 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной от четности об исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Одновременно сообщаем, что согласно положениям статьи 13 постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предоставление субсидий из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 Л Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждениям осуществляется в порядке, установленном по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, который должен содержать, в том числе, порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий, установленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац второй пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.