Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-04-05/4-340
Вопрос: Изданы письма Минфина России от 05.05.12 N 03-04-05/6-605 и от 25.09.12 N 03-04-06/6-289 о порядке начисления и удержания российской компанией налога на доходы с физических лиц с работников, находящихся в долгосрочной служебной командировке во Французской республике, в которых по одной и той же ситуации даны противоречивые ответы.
В связи с разногласиями в представленных ответах по вопросу применения "Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество" (Париж, 26 ноября 1996 года) прошу уточнить порядок уплаты налога на доходы в Российской Федерации лицами, которые, руководствуясь указанной Конвенцией и письмами Минфина от 05.05.12 N 03-04-05/6-605 и от 11.06.10 N 03-04-06/6-120, подали декларации о доходах во Французской республике за 2011 г. и 2012 г. для соблюдения законодательства Французской Республики, нарушение которого влечет административную ответственность с запретом въезда на территорию Французской Республики.
Вместе с тем, для осуществления деятельности, как в интересах ОАО, так и по направлениям деятельности иностранной компании, работникам в соответствии с соглашением между МСЖД и ОАО от 10.03.2011 г. и дополнительным соглашением от 10.06.2011 г. было оформлено разрешение на работу во Французской республике, пройдена регистрация как налогоплательщиков во Французской Республике и выдан вид на жительство. В соответствии с соглашением определено, что ОАО командирует своих сотрудников для работы в международной организации, с сохранением за ними должности в ОАО. Соглашением было определено, что ОАО обязуется уплачивать командированным работникам заработную плату (вознаграждение) и возмещение расходов, связанных с командированием. В соответствии с соглашением ОАО, в свою очередь, было зарегистрировано в налоговом органе Французской Республики и производило уплату необходимых отчислений в социальные фонды Французской Республики как работодатель указанных выше работников. Одновременно ОАО перечислило аналогичные социальные отчисления (страховые взносы) на заработную плату указанных работников в Российской Федерации во внебюджетные фонды. То есть, была произведена двойная уплата страховых взносов, начисляемых на один и тот же доход работников, во внебюджетные фонды двух государств.
Прошу разъяснить, относится ли в данном случае полученное работниками вознаграждение в виде среднего заработка к доходам от источника за пределами Российской Федерации или относится к доходам от источников в Российской Федерации.
Одновременно прошу сообщить, какие именно выплаты Минфин относит к доходам от источников в Российской Федерации, - в ответе от 25.09.12 N 03-04-06/6-289 предложением "Указанные выплаты среднего заработка при направлении работника в служебную командировку, не являющиеся вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, производимые российской организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации". ОАО на основании Письма Минфина РФ от 25.09.12 N 03-04-06/6-289 к указанной категории выплат отнесло абсолютно все выплаты работникам, которые они получали за выполнение свои трудовых обязанностей, выполняемых по месту работы в иностранном государстве, и удержало налоги по ставке 30% со всей суммы выплаченных доходов.
Также, в случае определения доходов работников как полученных за пределами РФ, прошу сообщить порядок возврата НДФЛ, удержанного ОАО одновременно с доходов, которые подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определены как вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации и для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Должен ли этом случае применяться п. 1 ст. 231 Кодекса?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц в связи с работой в иностранном государстве и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
При направлении сотрудников российской организации на работу за границу на длительный период времени, когда все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, они выполняют по месту работы в иностранном государстве, работники получают вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства.
Доход в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей за пределами Российской Федерации в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
В отличие от вышеизложенного случая, при направлении работника в служебную командировку вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей не выплачивается.
При этом, согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
За время нахождения в служебной командировке работнику вместо выплаты вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей в соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации гарантируется выплата среднего заработка.
Указанные выплаты среднего заработка при направлении работника в служебную командировку, не являющиеся вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, производимые российской организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Вышеизложенные случаи рассмотрены в упомянутых письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 05.05.2012 N 03-04-05/6-605 и от 25.09.2012 N 03-04-06/6-289.
Поскольку данные письма разъясняют порядок обложения налогом на доходы физических лиц в различных ситуациях, каких-либо противоречий между ними не имеется.
Из вышеизложенного следует, что порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами в связи с их деятельностью в иностранном государстве, зависит, в частности, от того, осуществляется ли эта деятельность в рамках выполнения трудовых обязанностей по месту работы в иностранном государстве или физическое лицо командируется в иностранное государство на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, как это предусмотрено статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.