Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 г. N 16-АПГ13-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко, В.И. Анишиной,
при секретаре М.Д. Тихонове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим в части Закона Волгоградской области от 27 ноября 2006 года N 1319-ОД (в редакции Закона от 20.07.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" по апелляционной жалобе Правительства Волгоградской области и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 9 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Волгоградской областной Думой 21 ноября 2006 года принят Закон N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", который 27 ноября 2006 года подписан Главой администрации Волгоградской области и официально опубликован в издании "Волгоградская правда" 1 декабря 2006 года.
Администрация Ягодновского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании названного Закона в части передачи из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность муниципального образования "Ягодновское сельское поселение" имущества, предназначенного для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 2,5 га с инвентарным номером 110103029, расположенный в с. Ягодное Ольховского района Волгоградской области (п. 1 раздела XIII приложения N 13), ссылаясь на то, что оспариваемый Закон принят в нарушение требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку спорный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к площадке для временного хранения твердых бытовых отходов и передача названного имущества Ягодновскому сельскому поселению позволяет органам местного самоуправления Ольховского муниципального района уклоняться от исполнения обязанностей по переработке и утилизации отходов.
В судебном заседании представитель администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области поддержала заявленные суду требования.
Представитель Волгоградской областной Думы, представитель Губернатора и Правительства Волгоградской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Волгоградского областного суда от 9 января 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Судом признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 раздела XIII приложения N 13 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 года N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
В апелляционной жалобе Правительства Волгоградской области и администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области просят указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Частью 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.
Оспариваемым в настоящем деле законом утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Ольховского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложением N 13 к Закону утвержден Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Ягодновского сельского поселения.
Согласно пункту 1 раздела XIII приложения N 13 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 года N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Ягодновского сельского поселения передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в виде площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов площадью 2.5 га с инвентарным номером 110103029, расположенной в с. Ягодное Ольховского района Волгоградской области.
Судом установлено, что переданная Ягодновскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадка для временного хранения бытовых отходов" по своему функциональному назначению является свалкой.
Удовлетворяя заявленные требования, областной суд исходил из того, что передача указанного объекта в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что свалка не может находиться в собственности сельского поселения, поскольку она относится к видам имущества, которое может находиться в собственности муниципального района, и соответствует полномочиям муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционных жалобах.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 9 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Правительства Волгоградской области и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 г. N 16-АПГ13-3
Текст определения официально опубликован не был