Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2013 г. N 15-АПГ13-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.В. Борисовой,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ботовой А.Г. об оспаривании в части постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" по апелляционной жалобе Ботовой А.Г. на решение Верховного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Республики Мордовия 8 августа 2007 года принято постановление N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года", которое официально опубликовано в издании "Известия Мордовии" от 23 августа 2007 года.
Ботова А.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании названного постановления в части внесения изменений в пункт 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и изложения его в новой редакции. В редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 пункт 19 Порядка изложен следующим образом: субсидия считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
В обоснование своих требований Ботова А.Г. указала, что данное постановление принято в нарушение требований ст. 1183 Гражданского Кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает ее право как наследника Зоткина Г.Ф. - участника Великой Отечественной войны, на социальную выплату.
В судебном заседании представитель Ботовой А.Г. - адвокат Торчикова Э.В. поддержала заявленные суду требования.
Представитель Правительства Республики Мордовия просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Верховного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Ботовой А.Г. ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" в Порядок внесен ряд изменений, в том числе в новой редакции изложен пункт 19, в соответствии с которым субсидия считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 сентября 2009 года N 402 по тексту Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, слово "субсидия" заменено словами "социальная выплата".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 декабря 2009 года N 527 в наименовании Порядка исключены слова "и вставших на учет до 1 января 2005 года".
Оспариваемым в настоящем дела постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 в части внесения изменений в пункт 19 Порядка, новая редакция которого в отличие от ранее действовавшей, устанавливающей, что социальная выплата считается использованной с момента государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение, нарушает ее права на наследование предоставленной ее отцу, как участнику Великой Отечественной войны, социальной выплаты на приобретение жилья.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий, при этом противоречий положениям федерального законодательства оспариваемых норм, нарушения прав и законных интересов заявителя, судом не установлено.
Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с которыми форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право определять форму предоставления мер социальной поддержки (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий предоставлено субъектам Российской Федерации.
Оспариваемым пунктом 19 постановления субсидия на улучшение жилищных условий считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Как усматривается из материалов дела, Ботова А.Г. является наследником Зоткина Г.Ф. - участника Великой Отечественной войны, реализовавшего свое право на социальную выплату на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета заключением договора купли-продажи квартиры и получением свидетельства о праве собственности на приобретенное жилье, но умершего до перечисления финансовых средств с его именного блокированного счета на лицевой счет продавца жилья.
Согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июня 2012 года социальная выплата на именной блокированный целевой счет Зоткина Г.Ф. не зачислялась, в связи с тем, что запрос на перечисление на именной блокированный целевой счет Зоткина Г.Ф. социальной выплаты был направлен банком в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия 20 апреля 2012 года после смерти Зоткина Г.Ф. В связи со смертью Зоткина Г.Ф. его именной блокированный целевой счет был закрыт.
В соответствии с положениями оспариваемого заявителем в части Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки направлены на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет для улучшения жилищных условий, категории которых предусмотрены Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенций из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат. Свидетельство является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину социальная выплата. Свидетельство дает право гражданину открыть в уполномоченном банке, определяемом на конкурсной основе, именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Владелец свидетельства обязан представить в банк договор купли-продажи (строительства) жилого помещения или первичные документы, подтверждающие факт приобретения строительных материалов при самостоятельной застройке жилья, а также другие документы, подтверждающие целевое использование предоставленной социальной выплаты (договор долевого строительства, договор подряда, договор ипотечного кредитования). Банк осуществляет платежи непосредственно продавцу или застройщику жилья в соответствии с вариантом приобретения жилья. Социальная выплата считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавца жилья, застройщика жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Разрешая заявленные требования, суд также исходил из того, что денежные средства, предоставляемые в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в собственность граждан не переходят, а принадлежат государству до момента перечисления их на счет продавца по заключенному договору купли-продажи и не включаются в состав наследственного имущества, а право на социальную выплату не может перейти к наследникам, поскольку неразрывно связано с личностью гражданина - получателя социальной выплаты.
Доводы в жалобе о том, что наследник вправе получить наследственное имущество, в том числе и меры социальной поддержки, на которые имел право наследодатель при жизни, не являются предметом рассмотрения в данном судебном процессе, т.к. в данном случае, проверяется соответствие оспариваемых норм субъекта РФ положениям федерального законодательства.
Другие доводы жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и не нашли подтверждения, в связи с тем, что
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ботовой А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2013 г. N 15-АПГ13-2
Текст определения официально опубликован не был