Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.П. Фурадеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.П. Фурадеев оспаривает конституционность статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25 ноября 2009 года N 281-ФЗ), которая устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
По мнению заявителя, статья 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 2, 8 (часть 2), 15 (часть 3), 35 (часть 3) и 120 (часть 2), поскольку в силу своей неопределенности позволяет правоприменительным органам произвольно рассчитывать налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами.
Положения данной статьи были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.П. Фурадеевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По смыслу данного конституционного положения, рассматриваемого во взаимосвязи с положениями статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.
Оспариваемая заявителем статья 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации - как в редакции, примененной в деле заявителя (пункт 3), так и в действующей редакции (пункты 8 и 10), - предусматривает, что при исчислении налоговой базы по операциям с ценными бумагами доходы от указанных операций подлежат уменьшению на документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.
Как следует из представленных материалов, суды, руководствуясь данной нормой, установили сумму налога, подлежащую уплате А.П. Фурадеевым в связи с осуществленными им операциями с ценными бумагами. Оспаривая конституционность статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель, по существу, выражает несогласие с использованным судами способом расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Между тем проверка правильности расчета налоговой базы, как связанная с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фурадеева Александра Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 348-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фурадеева Александра Павловича на нарушение его конституционных прав статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был