Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке исчисления транспортного налога и сообщает следующее.
В соответствии с главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов; Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения транспортным налогом, в соответствии со статьей 358 Кодекса являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматической и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, но также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.
Установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (статьи 1 и 3 Кодекса).
Кодексом не предусмотрено исчисление транспортного налога с учетом сезонного использования транспортных средств.
Статьей 356 Кодекса дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации определять ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Пунктом 1 статьи 361 Кодекса определено, что размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования (пункт 2 статьи 361).
Таким образом, вопрос о справедливом налогообложении может быть урегулирован путем установления ставок и льгот по уплате транспортного налога за отдельные категории транспортных средств в рамках компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
В части включения транспортного налога в стоимость топлива, необходимо отметить, что транспортный налог, часть акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, являются основными источниками пополнения региональных дорожных фондов. При снижении транспортного налога, компенсация объема средств на дорожное хозяйство субъектов Российской Федерации потребует увеличения акциза на нефтепродукты, что неминуемо приведет к увеличению цен на топливо, и как следствие - к росту цен на товары широкого потребления, росту инфляции, в связи с чем, отмена транспортного налога в настоящее время не планируется.
Дополнительно информируем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Действительный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщено, что транспортный налог является региональным. Он вводится в действие законами субъектов Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего региона.
Им облагаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. При этом речь идет не только о легковых и грузовых автомобилях, но и о водном и воздушном транспорте (самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера и др.).
Исчисление налога с учетом сезонного использования транспортных средств налоговым законодательством не предусмотрено. Справедливость налогообложения достигается путем установления ставок и льгот по уплате налога. Так, регионы вправе увеличивать или уменьшать ставку налога в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств (не более чем в 10 раз), устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования транспорта.
Что касается включения транспортного налога в стоимость топлива, ФНС сообщает, что транспортный налог и часть акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, являются основными источниками пополнения региональных дорожных фондов. При снижении налога компенсация объема средств на дорожное хозяйство субъектов Федерации потребует увеличения акциза на нефтепродукты, что неминуемо приведет к увеличению цен на топливо, и как следствие - к росту цен на товары широкого потребления, росту инфляции. В связи с этим отмена транспортного налога в настоящее время не планируется.
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2013 г. N БС-2-11/242@ "О транспортном налоге"
Текст письма официально опубликован не был